Что такое Царь? Значение слова Царь в историческом словаре

1) Царь - – цезарь – в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917 г. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца XIX в. до провозглашения Народной республики в 1946 г.

2) Царь - (лат.) - в России в 1547-1721 гг. титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный .

3) Царь - - титул , официально принятый в России великим князем Иваном IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь

4) Царь - -это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше-активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Ц 21.11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте-Молох) и к Богу-Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику-Христу. На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий-падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных-затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие-от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. год,б)

5) Царь - - у Русских термин получившийся при сокращении римско - византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как основа наименования г. Константинополя: Цесарь- город , Царь -город, Царьград . Около ХШ в. в московских актах царем называются золотоордынские ханы, но начиная от Ивана III ( 1462 - 1505 ) этим званием пользуются и вел. князья московские; они "венчаются на царство" и украшают свой титул словом Царь. До падения династии Романовых оно сохранялось в полном титуле всерос­сийских императоров и самодержцев (царь польский).

6) Царь - (от латинского - цезарь ( титул римских императоров) - официальное звание (титул) главы государства ( монарха ) в России (до 1917 г.) и Болгарии (до 1946 г.). Царями принято называть и монархов древних государств: Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Персии , Греции, древнейшего Рима, эллинистического Египта и др. Титул царь равнозначен титулу король , он является высшим (после императора - монархическим титулом.

7) Царь - (лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных. В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Императорами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде "Царь Польский". В народе титул " император " не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово "Царь". Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства. "Царь для русского человека, - отмечал А.С. Хомяков, - есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается "бытовое" Православие . В границах этих всенародных понятий Царь полновластен; но его полновластие (единовластие) - самодержавие - ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. Царь есть "отрицание абсолютизма " именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной". Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием . Царь не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом , он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер , и т.п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями. " Русский народ , - писал К.А. Аксаков, - государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи , свой быт - жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь - путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть". Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В "Повести временных лет" монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: "кождо да держит отчину свою", а признавая центром единства Руси только Церковь . Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога. Царская власть в России, справедливо отмечает И.Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения. Русская монархия , писал Л.А. Тихомиров, "представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью..." Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго , почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство . В его руках "милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение". Еще дальше пошел старец Филофей . Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом. Обращаясь к Царю, он писал, что "все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь". Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом "правой веры", защищать Православие как добротолюбие , сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими. Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. "Русский Бог - велик ", - считал русский человек. "Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ - царелюбивый". "Нельзя быть земле русской без государя" - говорят народные пословицы. "Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля - вдова". "Грозно, страшно, а без Царя нельзя". "Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле". А почему? А потому, что "без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится". "Бог на небе, Царь на земле". "Один Бог, один государь". "Все во власти Божьей и Государевой". В народном сознании: "Народ - тело, Царь - голова ". "Государь - батька, земля - матка". "Царь города бережет". "Царь от Бога пристав ". "Сердце царево в руке Божьей". Царь - помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, - Божья воля . "Кого милует Бог, того жалует Царь". "Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует". "Вся жизнь человеческая - служение Богу и государю". "Где ни жить - одному Царю служить". "За Богом молитва , за Царем служба не пропадет". В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. "Где Царь, там и правда ", - говорит русский человек. "Всякая вещь перед Царем не утаится". "У Царя руки долги ". "Царский глаз далече сягает". "Нет больше милосердия, как в сердце царевом". "Богат Бог милостию, а государь жалостию". "У Бога да у Царя всего много". "Все ведает Бог и государь". Да и вообще слово "Царь" выражает принцип высшего совершенства. Отсюда - " Царь-колокол ", " Царь-пушка ", "Царь-девица", "Царь-земля". "Государь только Богу ответ держит", - считает русский человек. "Царский гнев и милость в руке Божьей". Но ответственность Царя перед Богом очень велика - ибо "За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует". "Народ согрешит - Царь умолит; Царь согрешит - народ не умолит". Все русские люди - "душою Божьи, а телом государевы". "Царь думает, а народ ведает". "Воля царская не судима". От народа Царь требует прежде всего правды - "Царю правда нужна". "Царю правда - лучший слуга". "Правда Божья, а суд царев". "Правда Божья, а воля царская". "Воля Царя - закон". "На все святая воля царская". "Все во власти Божьей и государевой". "Суди меня Бог и Государь!" По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение . "Не от Царей угнетение, а от любимцев царских". "Не Царь гнетет народ, а временщик ". "Не Царь грешит, а думцы наводят". В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя - "Не всяк Царя видит, а всяк за него молит". "Государь-батюшка, надежа Православный Царь". В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг "За Бога, Царя и Отечество" выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа. О. Платонов

8) Царь - (лат. - цезарь ) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был венчан Иван IV Грозный . При Петре I заменен титулом император , но неофициально сохранился до 1917 г., до свержения самодержавия.

9) Царь - – (от латинского сaesar – цезарь ) официальный титул главы Русского государства в XVI – начале XVIII в. Стал использоваться вместо титула « великий князь » с 1547 г. Иваном IV Грозным – первым русским царем. При Петре I с 1721 г. был введен титул императора , но слово « царь » продолжало употребляться в качестве синонимов слова «государь», особенно в обиходной речи, вплоть до февраля 1917 г.  

10) Царь - - монарх, король . Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.

11) Царь - — евр. мелех. Царь. Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (И. Нав. 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорял и отрубил им пальцы (Суд. 1:7; Срав. 3 Цар, 4: 24). Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа. Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд. 8:23; Втор. 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1 Цар. 8:5; 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1 Цар. 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор. 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис. 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и- золота (Втор. 17). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1 Цар. 10:1; 12:12 и дал.; 3 Цар. 1:39,45; 4 Цар. 9:1 и дал.; 11:12; Пс. 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева».

12) Царь - (от латинского caеsar - цезарь ), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный . При Петре I титул Ц. заменен титулом император , но неофициально существовал наравне с ним.

Царь

– цезарь – в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный . При Петре I заменен титулом император , но наравне с ним неофициально существовал до свержения самодержавия в 1917 г. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца XIX в. до провозглашения Народной республики в 1946 г.

(лат.) - в России в 1547-1721 гг. титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный .

- титул , официально принятый в России великим князем Иван ом IV в 1547 г., который он перенял от древнеримского титула цезарь

-это не просто высшее должностное лицо какой-либо державы, но значительно больше-активный предводитель в войске и во всем народе, верховный судья, очень большой собственник и т.д. (1Ц 21.11). В Ханаане, например, во дни И.Навина царь был в каждом городе (Нав 12.7-24). Моисей во Вт 33.5 назван царем Израиля. Это же слово прилагается к идолам (Соф 1.5, в еврейском тексте-Молох) и к Богу-Господу неба и земли, Царю царей, и Его Помазаннику-Христу. На приведенной в Приложении 12 схеме показано последовательное царствование всех царей Израиля и Иуды от Саула до Матфании (Седекии), но точная датировка кажется невозможной. Только даты двух значительных событий-падения Самарии с окончательным пленением десяти колен в 721 г. до РХ и окончательного разрушения Иерусалима в 586 г. до РХ, известны точно. Установление же точных дат царствования отдельных царей, особенно наиболее отдаленных-затруднительно из-за многих причин, поэтому время царствования, например, Давида одни считают от 1013 г. до 973 г. до РХ, другие-от 1055 г. до 1015 г. до РХ. Даты воцарения отдельных царей обоих государств со взаимными ссылками, приведенные в указанных между временными линиями местах Писания, при внимательном рассмотрении дают большой материал для размышлений и дальнейших исследований. (См. год,б)

- у Русских термин получившийся при сокращении римско - византийского слова "цесарь"; уже в самых древних летописях встречается как основа наименования г. Константинополя: Цесарь- город , Царь -город, Царьград . Около ХШ в. в московских актах царем называются золотоордынские ханы, но начиная от Иван а III ( 1462 - 1505 ) этим званием пользуются и вел. князья московские; они "венчаются на царство" и украшают свой титул словом Царь. До падения династии Романовых оно сохранялось в полном титуле всерос­сийских император ов и самодержцев (царь польский).

(от латинского - цезарь ( титул римских император ов) - официальное звание (титул) главы государства ( монарха ) в России (до 1917 г.) и Болгарии (до 1946 г.). Царями принято называть и монархов древних государств: Вавилонии, Ассирии, Китая, Индии, Персии , Греции, древнейшего Рима, эллинистического Египта и др. Титул царь равнозначен титулу король , он является высшим (после императора - монархическим титулом.

(лат.: Caesar), в понятиях Святой Руси помазанник Божий, священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных. В России титул Царя впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Цари стали официально называться Император ами. С 1815 название Царь снова ввели в титул в виде "Царь Польский". В народе титул " император " не прижился, и чаще всего по-прежнему использовалось слово "Царь". Народ видел в Царе воплощение Родины и Государства и добровольно передавал ему свою жизнь на общее благо. Народ оставлял за собой нравственную общественную свободу и вручал Царю бремя государства. "Царь для русского человека, - отмечал А.С. Хомяков, - есть представитель целого комплекса понятий, из которого само собой слагается "бытовое" Православие . В границах этих всенародных понятий Царь полновластен; но его полновластие (единовластие) - самодержавие - ничего общего не имеет с абсолютизмом западнокесарского пошиба. Царь есть "отрицание абсолютизма " именно потому, что он связан пределами народного понимания и мировоззрения, которое служит той рамой, в пределах коей власть может и должна почитать себя свободной". Эта мысль Хомякова очень важна для понимания одного из главных принципов русской цивилизации. Самодержавие ограничено традицией и народным преданием . Царь не вмешивается в дела крестьянской общины, регулируемые обычным крестьянским правом , он воздерживается от вторжения в дела окраинных народов, если только они не приобретают угрожающий характер , и т.п. Это, конечно, не означает, что он не может этого делать, но не делает этого, чтобы не нарушать традиционный государственный порядок, изменение которого чревато общественными потрясениями. " Русский народ , - писал К.А. Аксаков, - государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи , свой быт - жизнь мирную духа... Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя. Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: воздайте кесарево кесареви, а Божие Богови, и другие слова Христа: Царство мое несть от мира сего; и потому, предоставив государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь - путь к внутренней свободе и духу, к царству Христову: Царство Божие внутри нас есть". Идея самодержавной власти сложилась на Руси не сразу и имела своих противников, прежде всего в лице удельных князей. В "Повести временных лет" монах Нестор отвергает единодержавство как неправедное и беззаконное, считая лучшим удельное династическое княжение: "кождо да держит отчину свою", а признавая центром единства Руси только Церковь . Однако такой взгляд на благо Русской земли противоречил интересам ее целостности и единства. Митр. Иларион стоит уже на точке зрения самодержавия как единственно возможной для сохранения целостности и мощи Русского государства. Самодержавие, считал он, может осуществить эту задачу, только опираясь на Православную Церковь; таких же взглядов придерживается его современник Иаков Мних, считавший, что чем мощнее единодержавие, тем сильнее и заступничество Бога. Царская власть в России, справедливо отмечает И.Л. Солоневич, была функцией политического сознания народа, и народ, устанавливая и восстанавливая эту власть, совершенно сознательно ликвидировал всякие попытки ее ограничения. Русская монархия , писал Л.А. Тихомиров, "представляет один из величайших видов монархии, и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это, по существу, невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно, реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия за ряд долгих веков исполнила эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью..." Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго , почувствовал себя настоящим единодержцем. По мысли Иосифа Волоцкого, его власть от Бога, ему подчиняются все христиане, в том числе духовенство . В его руках "милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение". Еще дальше пошел старец Филофей . Он сумел обосновать, что русский Царь является наследником величия римских и византийских императоров, а Москва по своему духовному значению является Третьим Римом. Обращаясь к Царю, он писал, что "все царства православной веры сошлись в тое единое царство, во всей поднебесной ты один христианский царь". Но власть самодержцу нужна не сама по себе, а чтобы быть щитом "правой веры", защищать Православие как добротолюбие , сохранять ценности русской цивилизации от попыток разрушить их со стороны Запада. Филофей подчеркивает преемственность русского самодержавия от Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обосновывая его и как духовного наследника дел, начатых ими. Коренные русские люди всегда относились к Царю с чувством глубокого почитания, высшего уважения и любви. Для них он был воплощением Родины и Государства, символом России, неразделимо связанным с именем Бога. "Русский Бог - велик ", - считал русский человек. "Русским Богом да русским Царем святорусская земля стоит, русский народ - царелюбивый". "Нельзя быть земле русской без государя" - говорят народные пословицы. "Нельзя земле без Царя стоять, без Царя земля - вдова". "Грозно, страшно, а без Царя нельзя". "Светится одно солнце на небе, а Царь русский на земле". А почему? А потому, что "без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится". "Бог на небе, Царь на земле". "Один Бог, один государь". "Все во власти Божьей и Государевой". В народном сознании: "Народ - тело, Царь - голова ". "Государь - батька, земля - матка". "Царь города бережет". "Царь от Бога пристав ". "Сердце царево в руке Божьей". Царь - помазанник Божий, и потому все, что он делает доброго, - Божья воля . "Кого милует Бог, того жалует Царь". "Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует". "Вся жизнь человеческая - служение Богу и государю". "Где ни жить - одному Царю служить". "За Богом молитва , за Царем служба не пропадет". В народном сознании Царь обладает всеми высшими характеристиками. "Где Царь, там и правда ", - говорит русский человек. "Всякая вещь перед Царем не утаится". "У Царя руки долги ". "Царский глаз далече сягает". "Нет больше милосердия, как в сердце царевом". "Богат Бог милостию, а государь жалостию". "У Бога да у Царя всего много". "Все ведает Бог и государь". Да и вообще слово "Царь" выражает принцип высшего совершенства. Отсюда - " Царь-колокол ", " Царь-пушка ", "Царь-девица", "Царь-земля". "Государь только Богу ответ держит", - считает русский человек. "Царский гнев и милость в руке Божьей". Но ответственность Царя перед Богом очень велика - ибо "За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует". "Народ согрешит - Царь умолит; Царь согрешит - народ не умолит". Все русские люди - "душою Божьи, а телом государевы". "Царь думает, а народ ведает". "Воля царская не судима". От народа Царь требует прежде всего правды - "Царю правда нужна". "Царю правда - лучший слуга". "Правда Божья, а суд царев". "Правда Божья, а воля царская". "Воля Царя - закон". "На все святая воля царская". "Все во власти Божьей и государевой". "Суди меня Бог и Государь!" По мнению народа, если у Царя и случается ошибка или неправда, виноват не он, а его окружение . "Не от Царей угнетение, а от любимцев царских". "Не Царь гнетет народ, а временщик ". "Не Царь грешит, а думцы наводят". В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за Царя - "Не всяк Царя видит, а всяк за него молит". "Государь-батюшка, надежа Православный Царь". В народном сознании образ Царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг "За Бога, Царя и Отечество" выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому. Злодейское убийство Царской семьи в 1918 рассматривается русскими как удар в сердце Святой Руси, намеренное уничтожение тех начал, которые были и будут всегда святы, хранятся вечно в родовом сознании и психологии народа. О. Платонов

(лат. - цезарь ) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым царем был венчан Иван IV Грозный . При Петре I заменен титулом император , но неофициально сохранился до 1917 г., до свержения самодержавия.

– (от латинского сaesar – цезарь ) официальный титул главы Русского государства в XVI – начале XVIII в. Стал использоваться вместо титула « великий князь » с 1547 г. Иван ом IV Грозным – первым русским царем. При Петре I с 1721 г. был введен титул император а , но слово « царь » продолжало употребляться в качестве синонимов слова «государь», особенно в обиходной речи, вплоть до февраля 1917 г.  

- монарх, король . Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Иван а IV Грозного.

— евр. мелех. Царь. Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (И. Нав. 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорял и отрубил им пальцы (Суд. 1:7; Срав. 3 Цар, 4: 24). Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа. Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд. 8:23; Втор. 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1 Цар. 8:5; 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1 Цар. 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор. 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис. 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и- золота (Втор. 17). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1 Цар. 10:1; 12:12 и дал.; 3 Цар. 1:39,45; 4 Цар. 9:1 и дал.; 11:12; Пс. 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева».

(от латинского caеsar - цезарь ), в 1547-1721 официальный титул главы Российского государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный . При Петре I титул Ц. заменен титулом император , но неофициально существовал наравне с ним.

Значение слова Царь в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ценз - – делаю опись, перепись – в Древнем Риме ...
  • Целостность - – внутреннее единство относительная автономность, независимость от окружающей ...
  • Целковый - – русское разговорное название металлического (или бумажного) рубля. ...
  • Целина - – земли, покрытые естественной растительностью, которые веками не ...
  • Целибат - – неженатый – обязательное безбрачие католического духовенства, установленное ...
  • Цекубу - – Центральная комиссия по улучшению быта ученых при ...
  • Цейлон - – название государства и острова ШриЛанка до 1972 ...
  • Хорезмийцы - древний ираноязычный народ населявший Хорезм в Средней Азии, ...
  • Хождения - жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) ...
  • Хованщина - принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и ...
  • Хлысты - см. Христововеры . ...
  • Херсонес - античный город в Крыму, в 51 вв. ...
  • Харьков - город на Украине, центр Харьковской области. Основан ...
  • Ханты - (самоназвания ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари