- племя недавних казачьих предков, проживавших на Дону - уже в первой половине Средних веков. В VIII в. Арабы считали их Сакалибами, белым народ ом, преимущественно славянской крови. В 737 г. арабский полководец Мерван прошел с войсками всю коренную Хазар ию между Доном и Волгой и за Переволокой встретил полукочевых коневодов Сакалибов. Арабы забрали их конские табуны и увели с собой до 20 тысяч семей , которые поселили на восточной границе Кахетии. Персидская география деся того века ( Гудуд ал Алэм ) указывает там же, где Сакалибов встретили Арабы, т.е. по река м Иловле и Медведице, страну язычников Б.радасов: "На восток от нее река Атиль ( Волга ); на юг от нее Хазары ; на запад - В.н.нд.р; на север Печенеги - Тюрки . Люди этой страны исповедывают такую же веру, как и Гузы; они живут в войлочных кибитках и сжигают своих покойников; они зависят от Хазар, а их богатство состоит из шкурок зверька-ласки; они имеют 2-х князей, которые держатся отдельно". Совершенно оче видно , что это те же Сакалибы, а по имени никто иной , как Бродники . Такие свидетельства дают право видеть в Бродниках не случайный сброд людей, бежавших откуда то в степи, а древнее племенное образование , проживавшее под властью своих вождей. Персидская география указывает и другой народ с подобным именем, магометан Буртасов, но помещает их на восточной стороне Волги. Так же за Волгой указывают Буртасов и некоторые иные авторы того времени . Нет сомнения, что Б. радас и Буртас - народы разные и по имени, и по вере, и по месту пребывания. Начиная от1147 г. русские летописи и акты вспоминают Б-ков и их города , "Броднич с месты", где-то недалеко от Верхнего Дона . Но вероятно к ним же относится событие конца XI в., записанное в завещании Владимира Мономаха : "На ту зиму идохом к Ярополку, сово-куплятися на Броды", где под Бродами следует понимать тех же Б-ков, против которых объединялись два русских князя. Последнее летописное сообщение о Б-ках относится к 1223 г. когда они, сообща с татарами, выступили против Руси и Половцев на Калке. По тону киевского летописца видно, что между донским и днепровским населением особой дружбы не было . Акты Запад ной Европы вспоминают Б-ков последний раз в послании Венгерского короля Белы IV к папе Инокентию (1254 г.): " Татары заставили платить дань особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством: Русь , Куманию, Бродников , Булгарию". Дальше вместо них появляется новое имя, известное по русским церковным актам. Это Казаки Червленого Яра, христиане Сарской епархии, участники битвы на Куликовом Поле . Русские археологи при последних раскопках на Дону обнаружили для эпохи между восьмым и десятым веками материальную культуру смешанного типа (славянскую, ясскую и туранскую) и черепа подонского населения с явными признаками законченной метисации (В.В.Гинцбург, Антропологический состав Саркел а -Белой Вежи. Мат. и иссл. по арх. СССР, том 109). На этом основании делается вывод , что Б. получились от смеси племен, живших вдоль Дона и Донца при Хазарах. Археолог М.И.Артамонов предполагает в них славяно-ту-ранскую смесь (М.И.Артамонов, Саркел - Белая Вежа . Мат. и .исследования по арх. СССР. т.62), а С.А.Плетнева, говоря о погребении XI века, думает даже , что "похороненный в Таганче воин с булавой был, вероятно, кошевым одного из броднических отрядов, положенным с атрибутами его власти - булавой, по бродницкому, т.е. казацком} обычаю с конем и оружием "
воин ствующее русское население южно русских степей по берегам Азовского моря и Нижнего Дона (XII-XIII вв.).
население побережья Азовского моря и низовий Дона в 12-13 вв., возможно, славянское. Участвовали в междоусобицах русских князей, русско-половецких и других сражениях.