Что такое Апостол? Значение слова Апостол в историческом словаре

1) Апостол - ( посланник )-наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати (Деян 15.2) (см. Приложение 3), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (см.) (в русской Библии Апостолами названы также Иаков -см. Иаков,д и Иуда -см. Иуда,и). Выполняя наказ Господа, они возвестили благую весть по всей земле (Мф 28.19; Деян 1.8; 9.15; 19.10; Рим 1.5,8; 14.25; Кол 1.6,23; 1Тим 3.16; От 5.6). Сам Господь в Евр 3.1 назван Посланником (греч. текст- Апостол ). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян 1.11; 2.7) ( Филипп -возможно, грек), и только Иуда Искариот был из Иудеи . (См. также Галилея )

2) Апостол - (гр. apostolos от глаг. apostellw "посылать"), двенадцать учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3. 14), говорили от Его имени (Мк. 6. 6-13). Христос наделяет апостолов своею властью : "Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня" (Мф. 10. 40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа ( Пятидесятница ) становятся во главе христианской церкви. Согласно Ев. от Матфея (10. 2) к числу апостолов относятся Петр , Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн , Филипп , Варфоломей, Фома , Матфей, Иаков Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Ев. от Луки вместо него Иуда Иаковлев), Симон Кананит и Иуда Искариот . Число двенадцать имеет символический характер , соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19. 28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца" (Откр. 21. 14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1. 21-26). Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор , возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11. 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14. 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства - передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.). Апостольство есть прежде всего дар апостольского служения, и поэтому с самого начала круг апостолов не ограничивается двенадцатью. Наряду с основным преданием , говорящим о двенадцати апостолах, в Ев. от Луки сообщается, что Христос "избрал... и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти" (Лк. 10. 1); таким образом, помимо двенадцати существовало еще и семьдесят апостолов. Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел , наделенный особой миссией апостола язычников, т.е. благовествования язычникам и установления у них церкви. В этом качестве Павел был признан апостолом Петром и другими апостолами (Гал. 1. 15; Гал. 2. 7-9). С благовестнической деятельностью апостолов предание (разной степени достоверности) связывает основные пути распространения христианства: основание Римской церкви с именами апостолов Петра и Павла, основание Александрийской церкви с именем евангелиста Марка , апостольствовавшего вместе с Павлом и Варнавою, основание церкви в Индии с именем апостола Фомы и т.д. Русская церковь связывает свое начало с именем апостола Андрея, который, по сообщению Евсевия Кесарийского, проповедовал в Скифии; в Повести временных лет рассказывается, что апостол Андрей поднялся из Синопа вверх по Днепру , поставил крест на месте будущего Киева и предрек, "яко на сих горах воссияет благодать Божия", отсюда он отправился "в Словены, идеже ныне Новгород ". В католической церкви имеется особый праздник "разделения апостолов" (festum divisionis apostolorum) для благовествования Евангелия разным народам. Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери "соблюсти их во имя Твое" (Ин. 17. 11); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня 258 г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост , завершающийся 29 июня. С V-VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.

3) Апостол - - первая печатная книга , созданная при Иване Грозном первопечатником Иваном Фёдоровым

4) Апостол - (греч. — посланник ) — наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения . Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях (Мф X, 2-4, Мк III, 16-19, Лк VI, 14-16) и в « Деяниях апостолов» (I, 13) — это братья Петр (Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (евангелист), Филипп , Варфоломей ( Нафанаил ), Матвей мытарь (евангелист), Фома , Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей — автор новозаветного «Соборного послания апостола Иуды), Симон Зилот (Кананит) и Иуда Искариот . После предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян I, 15-26). Число двенадцать соответствует числу двенадцати сыновей Иакова ( двенадцать колен Израиля ) — апостолам предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых» (Мф XIX, 28). Христианская традиция распространяет наименование «апостол» и на некоторых других проповедников и основателей первых христианских общин, не бывших непосредственными учениками Христа. Уже в Новом Завете упоминается, что после избрания двенадцати Христос избрал «и другие семьдесят учеников» (Лк X, 1). Символическая оппозиция чисел 12 и 70 — оппозиция старого и нового Израиля (см. выше) — т. е. вселенской Церкви Христовой. В некоторых совместных изображениях двенадцати апостолов (прежде всего в изображении «Евхаристии») фигурируют также Павел и апостолы «из числа семидесяти» — евангелисты Лука и Марк взамен трех из канонического списка.       

5) Апостол - посланник , вестник. Обыкновенно, это название прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус после ночи, проведенной в молитве, избрал из своих учеников и дал им это наименование (Лук, 6:12,13; Мат. 10:1-4; Map. 3:14); « двенадцать апостолов Агнца» (Отк. 21:14), соответствуют 12-ти коленам Израилевым (Мат. 19:28). Имена их были следующие: Симон Петр и Андрей , сыновья Ионы, Иаков и Иоанн , сыновья Зеведея; Филипп , Варфоломей или Нафанаил , Фома , Матфей , Иаков младший, сын Алфея, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем или Фаддеем, Симон Зилот и Иуда Искариот . После того, как Иуда предал Христа, и над ним сбылось пророчество Пс. 68:26, на его место, путем жребия был выбран Матфей ( Деяния Ап. 1:26). К числу апостолов был присоединен и Павел , избранный чрезвычайным образом (Деян, 9). Апостолами, кроме Павла и двенадцати, называются и другие благовестники , так, напр., Варнава (Деян. 14:4, 14), Сила и Тимофей (вместе с Павлом) 1 Фес. 2:7; сравн. 1 Фес. 1:1. В 2 8.0pt;text-transform:uppercase>k 8.0pt;text-transform:uppercase>ор. 8:23 Павел, называя Андроника и Юнию апостолами (Рим. 16:7, греч. текст) или прославившимися между апостолами, этим хочет сказать, что они или были известны среди апостолов, или же он сам дает им такой титул за их евангельскую деятельность. В последних случаях название апостол употребляется в более широком значении, чем, напр., в 1 Кор. 12:28,29: «Иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки . Все ли апостолы ?»

6) Апостол - первая книга , отпечатанная Иваном Федоровым (1564), содержала часть Нового завета ( Деяния и Послания апостолов ) и Апокалипсис .

Апостол

( посланник )-наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати (Деян 15.2) (см. Приложение 3), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (см.) (в русской Библии Апостолами названы также Иаков -см. Иаков,д и Иуда -см. Иуда,и). Выполняя наказ Господа, они возвестили благую весть по всей земле (Мф 28.19; Деян 1.8; 9.15; 19.10; Рим 1.5,8; 14.25; Кол 1.6,23; 1Тим 3.16; От 5.6). Сам Господь в Евр 3.1 назван Посланник ом ( греч . текст- Апостол ). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян 1.11; 2.7) ( Филипп -возможно, грек ), и только Иуда Искариот был из Иудеи . (См. также Галилея )

(гр. apostolos от глаг. apostellw "посылать"), двенадцать учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3. 14), говорили от Его имени (Мк. 6. 6-13). Христос наделяет апостолов своею властью : "Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня" (Мф. 10. 40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа ( Пятидесятница ) становятся во главе христианской церкви. Согласно Ев. от Матфея (10. 2) к числу апостолов относятся Петр , Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн , Филипп , Варфоломей, Фома , Матфей, Иаков Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Ев. от Луки вместо него Иуда Иаковлев), Симон Кананит и Иуда Искариот . Число двенадцать имеет символический характер , соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19. 28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца" (Откр. 21. 14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1. 21-26). Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор , возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланник ов, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11. 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14. 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства - передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.). Апостольство есть прежде всего дар апостольского служения, и поэтому с самого начала круг апостолов не ограничивается двенадцатью. Наряду с основным преданием , говорящим о двенадцати апостолах, в Ев. от Луки сообщается, что Христос "избрал... и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти" (Лк. 10. 1); таким образом, помимо двенадцати существовало еще и семьдесят апостолов. Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел , наделенный особой миссией апостола язычников, т.е. благовествования язычникам и установления у них церкви. В этом качестве Павел был признан апостолом Петром и другими апостолами (Гал. 1. 15; Гал. 2. 7-9). С благовестнической деятельностью апостолов предание (разной степени достоверности) связывает основные пути распространения христианства: основание Римской церкви с именами апостолов Петра и Павла, основание Александрийской церкви с именем евангелиста Марка , апостольствовавшего вместе с Павлом и Варнавою, основание церкви в Индии с именем апостола Фомы и т.д. Русская церковь связывает свое начало с именем апостола Андрея, который, по сообщению Евсевия Кесарийского, проповедовал в Скифии; в Повести временных лет рассказывается, что апостол Андрей поднялся из Синопа вверх по Днепру , поставил крест на месте будущего Киева и предрек, "яко на сих горах воссияет благодать Божия", отсюда он отправился "в Словены, идеже ныне Новгород ". В католической церкви имеется особый праздник "разделения апостолов" (festum divisionis apostolorum) для благовествования Евангелия разным народам. Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери "соблюсти их во имя Твое" (Ин. 17. 11); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня 258 г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост , завершающийся 29 июня. С V-VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.

- первая печатная книга , созданная при Иване Грозном первопечатником Иваном Фёдоровым

( греч . — посланник ) — наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения . Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях (Мф X, 2-4, Мк III, 16-19, Лк VI, 14-16) и в « Деяниях апостолов» (I, 13) — это братья Петр (Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (евангелист), Филипп , Варфоломей ( Нафанаил ), Матвей мытарь (евангелист), Фома , Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей — автор новозаветного «Соборного послания апостола Иуды), Симон Зилот (Кананит) и Иуда Искариот . После предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян I, 15-26). Число двенадцать соответствует числу двенадцати сыновей Иакова ( двенадцать колен Израиля ) — апостолам предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых» (Мф XIX, 28). Христианская традиция распространяет наименование «апостол» и на некоторых других проповедников и основателей первых христианских общин, не бывших непосредственными учениками Христа. Уже в Новом Завете упоминается, что после избрания двенадцати Христос избрал «и другие семьдесят учеников» (Лк X, 1). Символическая оппозиция чисел 12 и 70 — оппозиция старого и нового Израиля (см. выше) — т. е. вселенской Церкви Христовой. В некоторых совместных изображениях двенадцати апостолов (прежде всего в изображении «Евхаристии») фигурируют также Павел и апостолы «из числа семидесяти» — евангелисты Лука и Марк взамен трех из канонического списка.       

посланник , вестник. Обыкновенно, это название прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус после ночи, проведенной в молитве, избрал из своих учеников и дал им это наименование (Лук, 6:12,13; Мат. 10:1-4; Map. 3:14); « двенадцать апостолов Агнца» (Отк. 21:14), соответствуют 12-ти коленам Израилевым (Мат. 19:28). Имена их были следующие: Симон Петр и Андрей , сыновья Ионы, Иаков и Иоанн , сыновья Зеведея; Филипп , Варфоломей или Нафанаил , Фома , Матфей , Иаков младший, сын Алфея, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем или Фаддеем, Симон Зилот и Иуда Искариот . После того, как Иуда предал Христа, и над ним сбылось пророчество Пс. 68:26, на его место, путем жребия был выбран Матфей ( Деяния Ап. 1:26). К числу апостолов был присоединен и Павел , избранный чрезвычайным образом (Деян, 9). Апостолами, кроме Павла и двенадцати, называются и другие благовестники , так, напр., Варнава (Деян. 14:4, 14), Сила и Тимофей (вместе с Павлом) 1 Фес. 2:7; сравн. 1 Фес. 1:1. В 2 8.0pt;text-transform:uppercase>k 8.0pt;text-transform:uppercase>ор. 8:23 Павел, называя Андроника и Юнию апостолами (Рим. 16:7, греч . текст) или прославившимися между апостолами, этим хочет сказать, что они или были известны среди апостолов, или же он сам дает им такой титул за их евангельскую деятельность. В последних случаях название апостол употребляется в более широком значении, чем, напр., в 1 Кор. 12:28,29: «Иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки . Все ли апостолы ?»

первая книга , отпечатанная Иваном Федоровым (1564), содержала часть Нового завета ( Деяния и Послания апостолов ) и Апокалипсис .

Значение слова Апостол в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Арели - (Быт 46.16)один из сыновей Гада, родоначальник поколения (в ...
  • Ард - (Быт 46.21; Чис 26.40)один из сыновей (потомков) Вениамина, ...
  • Арвадей - (Быт 10.18; 1Пар 1.16)сын Ханаана, один из родоначальников ...
  • Арбитянин - (2Ц 23.35)аналог. Арбатитянин. ...
  • Арах - (путник)а) (1Пар 7.39)один из сыновей (потомков) Уллы из ...
  • Арарат - (Быт 8.4; 4Ц 19.37; Ис 37.38; Иер 51.27)область ...
  • Арамляне - (Ам 9.7)то же, что Арамеи. ...
  • Антипатрида - (Деян 23.31)город на дороге из Иерусалима в Кесарию, ...
  • Антиохия - (Деян 6.5; 11.19,20,22.26,27; 13.1; 14.26; 15.22,23,30,35; 18.22; Гал ...
  • Анна - а) (1Ц 1.2,5,8,9,13,15,19,20,22; 2.1)одна из жен левита Елканы, ...
  • Аним - (Нав 15.50)город в уделе Иудином на юг от ...
  • Анер - а) (Быт 14.13,24)один из Аморреев, друзей Авраама, присоединившихся ...
  • Андроник - (победитель мужей) (Рим 16.7)родственник ап. Павла и его ...
  • Ангел - как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» ...
  • Усложнение - увеличение плотности системных связей в этнической системе. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари