Что такое Театрально-декорационное искусство? Значение Театрально-декорационное искусство в словаре по искусству

Театрально-декорационное искусство - , сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально-декорационного искусства обусловлено развитием театра, драматургии, изобразительного искусства. Элементы театрально-декорационного искусства (костюмы, маски и т. д.) зародились в древнейших обрядах, играх. В древнегреческом театре уже в V веке до н. э., помимо скены, существовали объемные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными. Принципы древнегреческого театра были усвоены театром Древнего Рима, где стал применяться занавес. Существовавший в античности принцип симультанной декорации (одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европейского средневекового театра, где первоначально фоном церковного мистериального действия служил интерьер, а затем наружная стена храма. В эпоху расцвета искусства Италии эпохи Возрождения сложился тип архитектурно-перспективной декорации, изображающей городскую площадь или уходящую вдаль улицу. Она создавалась с помощью расписанных, натянутых на рамы холстов, воспроизводившиходно неизменное место действия (Браманте, Б. Перуцци, С. Серлио). С начала XVII века все шире использовались сценические механизмы; применение вращающихся 3-гранных призм - телариев позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянцы Буонталенти, Н. Саббатини, немец Й. Фуртенбах). Усовершенствование техники привело к созданию системы кулис (итальянец Дж. Алеотти) и "сцены-коробки". С середины XVII века итальянская система кулисно-арочной декорации (Дж. Торелли, Л. О. Бурначини и др.) распространилась по всей Европе. В Великобритании в эпоху Возрождения сложился особый тип театрального здания и сценической площадки ("елизаветинская", или "шекспировская", сцена), расчлененной на верхнюю, нижнюю и заднюю сцены, с выдающимися в зрительный зал просцениумом. В эпоху классицизма драматургический канон единства места и времени действия обусловил утверждение принципа несменяемой декорации; богатство постановочных эффектов сосредотачивалось на оперно-балетной сцене. В XVII-XVIII веках в ряде стран Азии кризис феодальной идеологии сделал возможными нововведения в театрально-декорационное искусство. В Японии сооружались здания для театров Кабуки, сцена которых имела просцениум, горизонтально развивающийся занавес, идущие через зал помосты ("дороги цветов"). В 1758 году здесь была введена вращающаяся сцена. Средневековые традиции плоть до XX века сохранились в театрах Индии, стран Индокитая, где оформление ограничивалось главным образом костюмами, масками, гримами. В Европе последовавшие за Великой французской революцией 1789-1794 демократизация театра, расширение тематики репертуара содействовали реформе театрально-декорационного искусства. На сценах парижских "театров бульваров" широко применялись так называемые пратикабли (объемные декорации - мосты, скалы), воспроизводились сложные эффекты (сцены кораблекрушений, пожаров). В 1-й четверти XIX века Л. Ж. М. Дагер во Франции, Ч. Баркер в Великобритании демонстрировали диорамы и панорамы в сочетании с новшествами газового освещения. В последней четверти XIX века в театрально-декорационном искусстве сказалось воздействие режиссуры Мейнингенского театра в Германии, стремившейся к реформе кулисно-арочной системы (разрушение ровной поверхности планшета введением пратикаблей, использование подлинных исторических аксессуаров). На рубеже XIX-XX веков режиссеры и художники различных стран исследовали природу и специфические законы сценического искусства, определяющие его место в ряду других видов искусств. Режиссер А. Аппиа в Швейцарии, пересмотрев разработанную Р. Вагнером концепцию театра как синтеза искусств, утверждал представление о театре как об особой структуре, в которой все ее факторы - пространство, свет, изобразительные элементы - находятся не в равноправном, а в сложноподчиненном динамическом взаимодействии между собой и главным фактором сцены - актером. Аппиа, а также режиссер и художник Г. Крэг в Великобритании утверждали новые принципы оформления, символически выражающие смысл драмы. Крэг пытался постоянную композицию из объемных форм (кубов, площадок, ступеней), трансформируемых светом, привести в движение на глазах зрителей (система ширм). В России пришедшие в театр в 1870-х годах живописцы В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин утверждали в театрально-декорационном искусстве принцип поэтически целостной трактовки спектакля, колористического единства декораций и костюмов. Определяющее влияние на развитие театрально-декорационного искусства оказала реалистическая реформа МХТ: индивидуальное оформление каждой постановки, психологизм и жизненно правдивая атмосфера действия, органичная связь планировки с игрой актера. На этой основе достижений живописи и режиссуры складывались традиции русского театрально-декорационного искусства, обусловившие его расцвет. Ставшая в центре исканий режиссуры XX века проблема соотношения правды и театральности привела к новым поискам в театрально-декорационном искусстве. На смену иллюзорности, копирующей действительность, пришли поиски образной и эмоциональной выразительности, обобщенно-условного воспроизведения жизни средствами цвета и линий, объемно-пространственных форм. Поиски обновления приемов, позволяющих воссоздать на сцене "жизнь человеческого духа", вел К. С. Станиславский в созданном им в 1905 году театре-студии на Поварской в Москве. Продолжая экспериментальную работу на сцене МХТ совместно с художниками В. Е. Егоровым и Н. П. Ульяновым, Станиславский привлек к сотрудничеству художников принадлежавших к объединению "Мир искусства" (М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа и др.), работам которых была свойственна высокая живописная культура, тонкое мастерство в передаче стиля и характера искусства различных эпох. Художники "Мира искусства", участвовавшие в организованных С. П. Дягилевым гастролях русской оперы и балета в Париже (так называемые Русские сезоны за границей, с 1907 года), вдохновлялись идеей гармоничного единства драматического сюжета, музыки, танца и пластическо-изобразительного воплощения. Созданные ими декорации поражали богатством живописи, фантазии, вкусом, колористической цельностью сценической среды и костюмов, способствуя обновлению театрально-декорационного искусства за рубежом. С 1910-х годов в театрально-декорационном искусстве проявились искания авангардизма. В России в декорациях экспериментальных спектаклей, выполненных художниками В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, И. С. Школьником и П. Н. Филововым, использовались приемы кубизма, футуризма, примитивизма и др. Развитие театрально-декорационного искусства в XX веке в целом представляет сложную картину переплетения различных художественных течений, тенденций, авторских разработок. С середины XX века обогащается сценическая техника мирового театрально-декорационного искусства: используются разнообразные фактуры "нетрадиционных" материалов (рогожи, веревки, железа, стекла, синтетических материалов), люминесцентные краски, коллажи, фото- и кинопроекции, сложная световая аппаратура (плоть до применения лазерного луча) и др.

Театрально-декорационное искусство

, сценография - искусство со здания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театр ально-декорационного искусства обусловлено развитием театра, драматургии, изобразительного искусства. Элементы театрально-декорационного искусства (костюмы, маски и т. д.) зародились в древнейших обрядах, играх. В древнегреческом театре уже в V веке до н. э., помимо скены, существовали объемные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными. Принцип ы древнегреческого театра были усвоены театром Древнего Рима, где стал применяться занавес . Существовавший в античности принцип симультанной декорации ( одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европейского средневекового театра, где первоначально фоном церковного мистериального действия служил интерьер , а затем наружная стена храма. В эпоху расцвет а искусства Италии эпохи Возрождения сложился тип архитектурно-перспективной декорации, изображающей городскую площадь или уходящую вдаль улицу. Она создавалась с помощью расписанных, натянутых на рамы холстов, воспроизводившиходно неизменное место действия ( Браманте , Б. Перуцци , С. Серлио ). С начала XVII века все шире использовались сценические механизмы; применение вращающихся 3-гранных призм - телариев позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики ( итальянцы Буонталенти, Н. Саббатини, немец Й. Фуртенбах). Усовершенствование техники привело к созданию системы кулис ( итальянец Дж. Алеотти) и "сцены-коробки". С середины XVII века итальянская система кулисно-арочной декорации (Дж. Торелли, Л. О. Бурначини и др.) распространилась по всей Европе. В Великобритании в эпоху Возрождения сложился особый тип театрального здания и сценической площадки ("елизаветинская", или "шекспировская", сцена ), расчлененной на верхнюю, нижнюю и заднюю сцены, с выдающимися в зрительный зал просцениум ом. В эпоху классицизма драматургический канон единства места и времени действия обусловил утверждение принципа несменяемой декорации; богатство постановочных эффектов сосредотачивалось на оперно-балетной сцене. В XVII-XVIII веках в ряде стран Азии кризис феодальной идеологии сделал возможными нововведения в театрально-декорационное искусство. В Японии сооружались здания для театров Кабуки , сцена которых имела просцениум, горизонтально развивающийся занавес, идущие через зал помосты ("дороги цветов"). В 1758 году здесь была введена вращающаяся сцена. Средневековые традиции плоть до XX века сохранились в театрах Индии , стран Индокитая, где оформление ограничивалось главным образом костюмами, масками, гримами. В Европе последовавшие за Великой французской революцией 1789-1794 демократизация театра, расширение тематики репертуара содействовали реформе театрально-декорационного искусства. На сценах парижских "театров бульваров" широко применялись так называемые пратикабли (объемные декорации - мосты, скалы), воспроизводились сложные эффекты (сцены кораблекрушений, пожаров ). В 1-й четверти XIX века Л. Ж. М. Дагер во Франции, Ч. Баркер в Великобритании демонстрировали диорамы и панорамы в сочетании с новшествами газового освещения. В последней четверти XIX века в театрально-декорационном искусстве сказалось воздействие режиссуры Мейнингенского театра в Германии, стремившейся к реформе кулисно-арочной системы ( разрушение ровной поверхности планшета введением пратикаблей, использование подлинных исторических аксессуаров). На рубеже XIX-XX веков режиссеры и художники различных стран исследовали природу и специфические законы сценического искусства, определяющие его место в ряду других видов искусств. Режиссер А. Аппиа в Швейцарии, пересмотрев разработанную Р. Вагнером концепцию театра как синтеза искусств, утверждал представление о театре как об о собой структуре, в которой все ее факторы - пространство , свет , изобразительные элементы - находятся не в равноправном, а в сложноподчиненном динамическом взаимодействии между собой и главным фактором сцены - актером. Аппиа, а также режиссер и художник Г. Крэг в Великобритании утверждали новые принципы оформления, символически выражающие смысл драмы. Крэг пытался постоянную композицию из объемных форм (кубов, площадок, ступеней), трансформируемых светом, привести в движение на глазах зрителей (система ширм). В России пришедшие в театр в 1870-х годах живописцы В. Д. Поленов , В. М. Васнецов , М. А. Врубель , В. А. Серов , К. А. Коровин утверждали в театрально-декорационном искусстве принцип поэтически целостной трактовки спектакля, колористического единства декораций и костюмов. Определяющее влияние на развитие театрально-декорационного искусства оказала реалистическая реформа МХТ: индивидуальное оформление каждой постановки, психологизм и жизненно правдивая атмосфера действия, органичная связь планировки с игрой актера. На этой основе достижений живописи и режиссуры складывались традиции русского театрально-декорационного искусства, обусловившие его расцвет. Ставшая в центре исканий режиссуры XX века проблема соотношения правды и театральности привела к новым поискам в театрально-декорационном искусстве. На смену иллюзорности, копирующей действительность , пришли поиски образной и эмоциональной выразительности, обобщенно-условного воспроизведения жизни средствами цвета и линий, объемно-пространственных форм. Поиски обновления приемов, позволяющих воссоздать на сцене "жизнь человеческого духа", вел К. С. Станиславский в созданном им в 1905 году театре-студии на Поварской в Москве. Продолжая экспериментальную работу на сцене МХТ совместно с художниками В. Е. Егоровым и Н. П. Ульяновым, Станиславский привлек к сотрудничеству художников принадлежавших к объединению "Мир искусства" (М. В. Добужинский , А. Н. Бенуа и др.), работам которых была свойственна высокая живописная культура , тонкое мастерство в передаче стиля и характера искусства различных эпох. Художник и "Мира искусства", участвовавшие в организованных С. П. Дягилевым гастролях русской оперы и балета в Париже (так называемые Русские сезоны за границей, с 1907 года), вдохновлялись идеей гармоничного единства драматического сюжета, музыки, танца и пластическо-изобразительного воплощения. Созданные ими декорации поражали богатством живописи, фантазии, вкусом, колористической цельностью сценической среды и костюмов, способствуя обновлению театрально-декорационного искусства за рубежом. С 1910-х годов в театрально-декорационном искусстве проявились искания авангардизма. В России в декорациях экспериментальных спектаклей, выполненных художниками В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, И. С. Школьником и П. Н. Филововым, использовались приемы кубизма, футуризма, примитивизма и др. Развитие театрально-декорационного искусства в XX веке в целом представляет сложную картину переплетения различных художественных течений, тенденций, авторских разработок. С середины XX века обогащается сценическая техника мирового театрально-декорационного искусства: используются разнообразные фактуры "нетрадиционных" материалов (рогожи, веревки, железа , стекла , синтетических материалов), люминесцентные краски , коллажи, фото- и кинопроекции, сложная световая аппаратура (плоть до применения лазерного луча ) и др.

Значение слова Театрально-декорационное искусство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Удри, Жан Батист - (Oudry) (16861755), французский живописец. В натюрмортах, охотничьих ...
  • Тушь - (немецкое Tusche), чёрная краска, в отличие от ...
  • Треченто - (итал. trecento, буквально триста), принятое в ...
  • Трансавангард - течение в европейской живописи постмодернизма 1970х, ...
  • Традиционализм - , обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям ...
  • Тоса - , средневековая национальная японская школа живописи, развивавшая традиции ...
  • Торс - (от итальянского torso), скульптурное изображение туловища человека. ...
  • Строгий стиль - условное наименование этапа развития древнегреческого искусства, ...
  • Стрельна - комплекс дворцовопарковых ансамблей XVIII 1й ...
  • Стенные росписи - изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками ...
  • Статуя - (от латинского statua), один из основных видов ...
  • Среднеазиатская школа миниатюры - одна из средневековых школ миниатюрной живописи. ...
  • Соц-арт - направление искусства 1970х, 1980х годов, сложившееся ...
  • Слуцкие пояса - изделия белорусского ручного ткачества 2й половины ...
  • Палехская миниатюра - , вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари