Что такое Символизм? Значение слова Символизм в словаре по искусству

Символизм - (от греческого symbolon - знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-1870-е годов, позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоритизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувствительным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. Символизм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. оставался в полной зависимости от литературы, причем не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы (прежде всего "символические", такие как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и т. п.) воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX века - классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приемов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощренной фантазией - то манерно-утонченной, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающее достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то интригующе неопределенной и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии). В конце 1880-х годов во Франции П. Гоген и группа его последователей, призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизилась с символизмом. В 1890-е годы и во Франции (группа "Наби"), и в других странах символизм обрел достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "незаменимую" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утонченной эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии). Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX- начала XX вв. придали символическим образам еще большую экспрессию, пытаясь в заостренной, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии). Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически но и нравственно-философски.

Символизм

(от греческого symbolon - знак , символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-1870-е годов, позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше , к творчеству и теоритизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий потусторонний , скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувствительным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого. Символ изм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. о став ался в полной зависимости от литературы, причем не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы (прежде всего "символические", такие как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и т. п.) воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX века - классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приемов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощренной фантазией - то манерно-утонченной, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающее достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то интригующе неопределенной и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии). В конце 1880-х годов во Франции П. Гоген и группа его последователей, призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизилась с символизмом. В 1890-е годы и во Франции (группа "Наби"), и в других странах символизм обрел достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира , стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "незаменимую" символику каждого цвета , выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация , утрированная чувственность , иррационализм образов (Ф. фон Штук , М. Клингер в Германии, Г. Климт в Австрии), мистическое визионерство , то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утонченной эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии). Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно-фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX- начала XX вв. придали символическим образам еще большую экспрессию, пытаясь в заостренной, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии). Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически но и нравственно-философски.

Значение слова Символизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари