Что такое Романтизм? Значение слова Романтизм в словаре по искусству

Романтизм - - (от французского romantisme) идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - 1 половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую усмешку над несоответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, поднимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности. Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определенностью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной действительности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на создание малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобрел яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлеченным рационализмом позднего академического классицизма. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и легкой, нередко обобщенной манере письма. В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико ("Плот Медузы", 1818-1819), впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают трагическую судьбу современной Франции. В 1820-х годах признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений ("Ладья Данте", 1822). Для графики французского романтизма показательно создание новых, массовых форм в литографии и книжной ксилографии. Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье, но особенно сильно они проявились в его живописи. Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д`Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд) от строго тектонических композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики - к бурному движению.

Романтизм

- (от французского romantisme) идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - 1 половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества , прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм стал одним из наиболее сложных и внутренне против оречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принцип ов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность , пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяго тени ем к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую усмешку над несоответствием мечты и действительности, возведенную в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, поднимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности. Романтизм стал первым художественным направление м, в котором со всей определенностью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной действительности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр , философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки , пластические искусства. Но романтизм почти не имел государственных форм своего выражения ( поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на создание малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобрел яркое национальное своеобразие , обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлеченным рационализмом позднего академического классицизма. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит , основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и легкой, нередко обобщенной манере письма . В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико ("Плот Медузы", 1818-1819), впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают трагическую судьбу современной Франции. В 1820-х годах признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа . Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира , обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений ("Ладья Данте", 1822). Для графики французского романтизма показательно создание новых, массовых форм в литографии и книжной ксилографии. Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье , но особенно сильно они проявились в его живописи. Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д`Анже, А. Л. Бари , Ф. Рюд) от строго тектонических композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики - к бурному движению.

Значение слова Романтизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари