Что такое Перспектива? Значение слова Перспектива в словаре по искусству

Перспектива - - (от латинского perspicio - ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. В зависимости от господствующего стиля и принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные формы. В классическом виде (как прямая, линейная или научная) она сложилась в эпоху Возрождения. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспективы - лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту плоскость, на которой желают получить изображение; в пересечении плоскости с проведенными лучами получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода. Художники первобытного мира и Древнего Востока, создавшие ряд приемов для характеристики взаимного расположения фигур и предметов, подчиняли их не законам перспективы, а условно-символическим схемам. Первые опыты построения перспективы предпринимались в искусстве Древней Греции (с VI века до н. э.). Последовательная система перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления их от переднего плана, разрабатывалась мастерами итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло) и североевропейского искусства (братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы (влияние воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита). В конце XIX - начале XX вв. некоторые живописи, осознавшие особенно характерный для XIX века формализм многих моментов линейной перспективы и стремившихся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин), использовали так называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану).

Перспектива

- (от латинского perspicio - ясно вижу ) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира . В зависимости от господствующего стиля и принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные формы. В классическом виде (как прямая, линейная или научная) она сложилась в эпоху Возрождения. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспективы - лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту плоскость , на которой желают получить изображение ; в пересечении плоскости с проведенными лучами получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода. Художники первобытного мира и Древнего Востока, создавшие ряд приемов для характеристики взаимного расположения фигур и предметов, подчиняли их не законам перспективы, а условно-символическим схемам. Первые опыты построения перспективы предпринимались в искусстве Древней Греции (с VI века до н. э.). Последовательная система перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления их от переднего плана, разрабатывалась мастерами итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески , Л. Б. Альберти , Мазаччо , Пьеро делла Франческа, П. Уччелло ) и североевропейского искусства ( братья Х. и Я. ван Эйк, А. Дюрер ). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы ( влияние воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита). В конце XIX - начале XX вв. некоторые живописи, осознавшие особенно характерный для XIX века формализм многих моментов линейной перспективы и стремившихся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн , К. С. Петров-Водкин ), использовали так называемую сферическую перспективу ( несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану).

Значение слова Перспектива в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Постживописная абстракция - направление в абстрактной живописи, сложившееся в ...
  • Поп-арт - (англ. pop art, сокр. от popular art ...
  • Полиптих - 1. Несколько картин, связанных общим замыслом, ...
  • Поздний академизм - (французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, ...
  • Подмалёвок - , в живописи (главным образом в масляной), подготовительная ...
  • Пленэр - передача в картине богатства цвета, характерного ...
  • Пластичность - (пластика) в искусстве, качество, присущее скульптуре, художественная ...
  • Пастель - (от итальянского pastello, уменьшительное от pasta ...
  • Парсуна - (от латинского persona личность, лицо) ...
  • Параллельная перспектива - — вид перспективы, в котором параллельные линии ...
  • Папье-маше - (фр. papier mache, букв. — «жеваная бумага»). ...
  • Панно - (от латинского pannus кусок ткани), 1. ...
  • Памятник - . Произведение монументальной скульптуры, устанавливаемое в честь определенного ...
  • Палитра - 1. Тонкая дощечка, пластинка (деревянная, металлическая, ...
  • Madonna of the Rocks - («Мадонна в гроте»). Леонардо да Винчи, 1508, ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари