Что такое Каталонская школа живописи? Значение Каталонская школа живописи в словаре по искусству

Каталонская школа живописи - , наиболее прогрессивная ветвь испанской художественной культуры 14-15 вв. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции, тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям 11-13 вв. Их традиции своеобразно переплелись с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Феррера Бассы (капелла Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346) - основателя Каталонской школы. Основной сферой творчества её мастеров стало создание заалтарных образов (ретабло). В Каталонской школы элементы, предвосхищающие культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры в картинах писались темперой, а узорные золочёные фоны, нимбы в виде концентрических кругов, отдельные части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из стукко. Плоский рельеф служит естественным переходом от плоскостных изображений к орнаментальной пластике и статуям на ретабло, способствуя органическому включению живописи в их целостную архитектурно-декоративную композицию. В произведениях художников Каталонской школы средневековое отношение к живописной поверхности как к драгоценному и тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы, показать среду, в которой действуют герои, с тяготением к яркой и жизнерадостной повествовательности. Христианская легенда нередко служит лишь канвой, в которую вплетаются сцены повседневной жизни каталонского общества. Итальянские влияния характерны для Каталонской школы 14 и начала 15 вв. Они проявились в попытках художников (братья Серра, Л. Борраса, Б. Марторель) придать фигурам и лицам трехмерность, наметить глубинные планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В середине 15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворённые в самобытном, полном глубокого чувства и напряжённой страсти творчестве Х. Уге, добивавшегося в своих изображениях святых определённости и почти портретной выразительности характеристик. Объединение Испании (1479) нанесло удар независимости Каталонии и задержало дальнейшую эволюцию Каталонской школы, стоявшей на пороге Возрождения. Её своеобразие в дальнейшем становится постепенно достоянием общеиспанского искусства. Т. П. Каптерева.

Каталонская школа живописи

, наи более прогрессивная ветвь испанской художественной культуры 14-15 вв. Почвой для расцвета Каталонской школы послужили особенности исторического развития Каталонии и её местные художественные традиции , тесные торговые и культурные контакты с Францией, Италией и Нидерландами. Истоки формирования Каталонской школы восходят к грубоватым, но полным жизненной выразительности романским церковным росписям 11-13 вв. Их традиции своеобразно переплелись с влияниями живописи Сиены и Флоренции в росписях Феррера Бассы ( капелла Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, 1346) - основателя Каталонской школы. Основной сферой творчества её мастеров стало создание заалтарных образов ( ретабло ). В Каталонской школы элементы , предвосхищающие культуру Возрождения, перекрещивались с устойчивыми принципами поздней готики. Мастерам школы остались чужды новшества масляной живописи. Фигуры в картинах писались темперой, а узорные золочёные фоны, нимбы в виде концентрических кругов, отдельные части одеяний святых, их атрибуты выполнялись из стукко . Плоский рельеф служит естественным переходом от плоскостных изображений к орнаментальной пластике и статуям на ретабло, способствуя органическому включению живописи в их целостную архитектурно-декоративную композицию. В произведениях художников Каталонской школы средневековое отношение к живописной поверхности как к драгоценному и тщательно отделываемому предмету сочеталось с живым ощущением реальности изображаемого, со стремлением создавать индивидуально-портретные образы , показать среду, в которой действуют герои , с тяготением к яркой и жизнерадостной повествовательности. Христианская легенда нередко служит лишь канвой, в которую вплетаются сцены повседневной жизни каталонского общества . Итальянские влияния характерны для Каталонской школы 14 и начала 15 вв. Они проявились в попытках художников ( братья Серра, Л. Борраса, Б. Марторель ) придать фигурам и лицам трехмерность, наметить глубинные планы изображения, сохраняя общую плоскостность его построения. В середине 15 в. более сильны нидерландские влияния, органически претворённые в самобытном, полном глубокого чувства и напряжённой страсти творчестве Х. Уге, добивавшегося в своих изображениях святых определённости и почти портретной выразительности характеристик. Объединение Испании (1479) нанесло удар независимости Каталонии и задержало дальнейшую эволюцию Каталонской школы, стоявшей на пороге Возрождения. Её своеобразие в дальнейшем становится постепенно достоянием общеиспанского искусства. Т. П. Каптерева .

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Костумбризм - (от испанского costumbre нрав, обычай) ...
  • Корпусная живопись - — письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем ...
  • Кора - (от греч. kore — девушка). 1. У ...
  • Концовка - графическая композиция (орнаментальная или изобразительная), завершающая ...
  • Контур - очертание предмета, абрис, линия, очерчивающая форму. ...
  • Контрапост - (от итальянского contrapposto противоположность) в ...
  • Колорит - – система соотношений цветовых тонов, преимущественно в ...
  • Канон - , 1. Форма многоголосной музыки, основанная на строгой ...
  • Камея Гонзага - , камея с парным изображением египетского царя Птолемея ...
  • Каллимах - (кон. 5 в. до н. э.), древнегреческий ...
  • Исторический жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, ...
  • Иппический жанр - (от греческого hippos лошадь) вид ...
  • Интарсия - (от итальянского intarsio инкрустация) вид ...
  • Инсталляция - (от английского installation, буквально установка) прием ...
  • Киликийская школа - , армянской миниатюры (2я пол. 1214 вв.), сложилась ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари