Что такое Фреска? Значение слова Фреска в словаре по искусству

Фреска - (от итал. fresco — свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Сохранению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее. Штукатурный грунт для фрески готовится из гашеной извести и минеральных наполнителей (кварцевого песка, порошка известняка, дробленого кирпича или керамики), иногда в состав грунта включают органические добавки, например, солому, лен, пеньку и т. п. Наполнители предохраняют штукатурку, которая накладывается, как правило, в несколько слоев, от растрескивания. Для фресковой живописи используются краски, не вступающие в химические соединения с известью: натуральные земляные пигменты (охра, умбра); марсы, синий и зеленый кобальт и т. п.; реже краски медного происхождения (голубец и др.); растительные (индиго и баканы), киноварь. Синие и черные наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Первоначальный яркий цвет красок при высыхании бледнеет; тускнеет цвет и при использовании большого количества красочных слоев. С глубокой древности применяется роспись и по сухой штукатурке — а секко. В этом случае используются краски, растертые на растительном клее или яйце, реже смешанные с известью. Фресковая живопись известна со 2-го тысячелетии до н. э., ее использовали в эгейском искусстве. С первых веков нашей эры такого рода росписи появились у народов Востока (Индия, Средняя Азия и др.). Античные художники применяли многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли; заканчивали фреску по сухой штукатурке, используя темперу. С помощью темперы работали в Византии и Древней Руси (10-12 вв.; в 13-14 вв. — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий), в Грузии, Болгарии, Италии, Франции и других странах Европы. Выдающимися мастерами фресковой живописи были художники эпохи Возрождения: Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело и др. С 16 в. в Италии стали применять так называемую «чистую фреску» («буон фреско») — без применения темперы. Грунт при этом был двухлойным, верхний слой наносился только на ту часть, которая должна была быть закончена до его высыхания (1-2 дня). Фресковую технику использовали в декоративно-прикладном искусстве и впоследствии, например, назарейцы в Германии, представители модерна в Щвейцарии (Ходлер и др.), А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике, В. А. Фаворский и Л. А. Бруни в России.

Фреска

(от итал. fresco — свежий ), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. С охра нению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее. Штукатурный грунт для фрески готовится из гашеной извести и минеральных наполнителей (кварцевого песка, порошка известняка, дробленого кирпича или керамики), иногда в состав грунта включают органические добавки, например , солому, лен, пеньку и т. п. Наполнители предохраняют штукатурку, которая накладывается, как правило , в несколько слоев, от растрескивания. Для фресковой живописи используются краски, не вступающие в химические соединения с известью: натуральные земляные пигменты (охра, умбра ); марсы , синий и зеленый кобальт и т. п.; реже краски медного происхождения ( голубец и др.); растительные ( индиго и баканы), киноварь . Синие и черные наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Первоначальный яркий цвет красок при высыхании бледнеет; тускнеет цвет и при использовании большого количества красочных слоев. С глубокой древности применяется роспись и по сухой штукатурке — а секко. В этом случае используются краски, растертые на растительном клее или яйце , реже смешанные с известью. Фресковая живопись известна со 2-го тысячелетии до н. э., ее использовали в эгейском искусстве. С первых веков нашей эры такого рода росписи появились у народов Востока ( Индия , Средняя Азия и др.). Античные художники применяли много слой ные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли ; заканчивали фреску по сухой штукатурке, используя темперу. С помощью темперы работали в Византии и Древней Руси (10-12 вв.; в 13-14 вв. — Феофан Грек, Андрей Рублев , Дионисий ), в Грузии, Болгарии, Итал ии, Франции и других странах Европы. Выдающимися мастерами фресковой живописи были художники эпохи Возрождения: Джотто , Мазаччо , Рафаэль , Микеланджело и др. С 16 в. в Италии стали применять так называемую «чистую фреску» («буон фреско») — без применения темперы. Грунт при этом был двухлойным, верхний слой наносился только на ту часть , которая должна была быть закончена до его высыхания (1-2 дня). Фресковую технику использовали в декоративно-прикладном искусстве и впоследствии , например, назарейцы в Германии, представители модерна в Щвейцарии ( Ходлер и др.), А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике, В. А. Фаворский и Л. А. Бруни в России.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Фреска в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Шабер - (от немецкого schaben скоблить), металлорежущий инструмент ...
  • Чинквеченто - (от итальянского cinquecento, буквально пятьсот), термин, ...
  • Четыре искусства - общество художников (19241931) в Москве. Включало ...
  • Чернофигурный стиль - . Тип росписи древнегреческих керамических ваз периода архаики, ...
  • Цветовой рефлекс - , в живописи оттенок цвета более сильно ...
  • Цата - древнерусское украшение иконы. Имела вид дуги ...
  • Художественный рынок - (англ. art market, нем. Kunstmarkt). Артрынок — ...
  • Флейц - , в масляной живописи круглая кисть из ...
  • Финифть - название эмали, употреблявшееся в Древней Руси. ...
  • Фиксатив - (от латинского fixus прочный, закрепленный), состав ...
  • Феррарская школа - , итальянская школа живописи эпохи Возрождения с центром ...
  • Фаянс - (от названия итальянского города Фаэнца (Faenza), ...
  • Фас - (фр. face, букв. — «лицо», «лицевая сторона»). ...
  • Фактура - (лат. factura обработка) 1. Совокупность ...
  • Абстракционизм - (от латинского abstractus отвлеченный) модернистское ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари