Что такое Зеркало? Значение слова Зеркало в философском словаре

1) Зеркало - Лучистое Зеркало , Aspaqularia nera, каббалистический термин, означает способность предвидения и прозорливости, прорицания, - каковую имел Моисей. Обыкновенные смертные имеют лишь Aspaqularia della nera или Нелучистое Зеркало, - они лишь смутно видят в стекле: аналогичный символизм представляет понятия Древа Жизни и всего лишь Древа Знания.

2) Зеркало - - 1) инструмент визуальной магии ; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения , универсалия культуры. Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) 3. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон "З." ("зрак") указывает на возможность нездешнего видения: 3. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть "экран", демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (3. повелительницы эльфов во "Властелине Колец" Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит, памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева "Сто лет тому вперед"). С другой стороны, 3. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в 3.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты 3. ( инверсия левого и правого; бесстрастный " реализм " отражения) обеспечили 3. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого 3., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные 3. "комнаты смеха ". 3. - источник неосознанной тревоги и страха . В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти- икона или как пародия на нее; схожая реакция - на театр : 3. и лицедей столь же неуместны в храме , как монах - в толпе ряженых. 3. - атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на "женское"; в этом смысле языч. семантич. реликты в 3. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть 3. во сне - к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср. обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология 3. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная " объективность " зримого в нем есть умышленная деформация " объекта " с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением , - и тогда последнее становится партнером по " диалогу " (по сути - овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий,двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосознания и его превращенных форм. 3. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения "иного" и Другого, а в этом смысле - единственным бытовым предметом, " идея " к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия ( традиция " мимесиса ") и с признанием за Универсумом свойств еди-номножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма , текста ) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (отражать") свойства, смысл и память целого ( атом , живая клетка , лексема). Слово "зеркало" не стало термином философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. "человеч. Бога" (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира суть "как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа" У Кузанца обе стороны 3. Мира обладают способностью отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло 3. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и 3. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика 3.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный "автопортрет". Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип 3. ("Юности честное зерцало") опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира 3. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных 3. (М. Булгаков, С. Кирсанов,ср.параллельное кино и поэтику "Зеркала" Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует 3. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я - см. прозу Кьеркегора. 3. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало - свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой - шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в 3. инструмент построения "иношних" альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов - зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в "Чевенгуре", "не разгребают куры, потому что их поели"). Авторитет 3. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Ликлицоличина) и философией Другого. Комментируя ситуацию "человек перед З." М. Бахтин говорит, что в 3. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но 1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому; 2) реакцию на него Другого; 3) реакцию на реакцию Другого. Эта триада , заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию 3. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии 3. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в 3. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. 3. подает "я" принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: "Разве мама любила такого?"). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как "З. души", то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то 3. кажет Я обезьянью карикатуру на него (3. изобрел дьявол - Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед 3. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого. Лит.: Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. М., 1982; Брюсов В. В зеркале // Брюсов В. Земная ось. М., 1907; Лапшин И.И. Проблема чужого "я" в новейшей философии. СПб., 1910; Кирсанов С.И. Зеркала. М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам . Вып. XXII. Тарту, 1988; Климович Т. Мотив зеркала в творчестве В.Брюсова // В. Брюсов: Проблемы творчества. Сб. ст. Ставрополь, 1989; Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) // ВЛ. 1991. № 8; Мерло-Понти М. Око и Дух . М., 1992; Льюис Клайв С. Переландра// Дружба народов. 1993. № 3; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993; Исупов К.Г, Ульянова О.Н. " Homo Numerans" Николая Кузанского // Историко-филос. ежегодник 92. М., 1994; Eco U. Mirrors. Iconicity: Essays on the Nature of Culture//Festschr. fur Thomas A. Sebeok. Tub., 1986. К.Г. Исупов

Зеркало

Лучистое Зеркало , Aspaqularia nera, каббалистический термин , означает способность предвидения и прозорливости, прорицания, - каковую имел Моисей . Обыкновенные смертные имеют лишь Aspaqularia della nera или Нелучистое Зеркало, - они лишь смутно видят в стекле: аналогичный символизм представляет понятия Древа Жизни и всего лишь Древа Знания .

- 1) инструмент визуальной магии ; 2) мифологема отражения и альтернации реального; 3) позиция и образ проективного видения , универсалия культуры. Архаич. семантика 3. синкретизирует свойства органики и качества артефакта: см. мифологию отражения в мифе о Нарциссе. В ритуале гадания (в частности, святочного) 3. выполняет роль границы, маркирующей вход в потустороннее. Этимон "З." ("зрак") указывает на возможность нездешнего видения: 3. указывает местонахождения пропавших предметов и существ, оно есть "экран", демонстрирующий картины прошлого и ветвящегося будущего (3. повелительницы эльфов во "Властелине Колец" Толкиена); покажет вора, злоумышленника, суженого; оно обладает автономной изобразит, памятью (прообраз фотографии; ср. зеркальные цветы в сказке Булычева "Сто лет тому вперед"). С другой стороны, 3. является индикатором человеческого и даже личностного (нечисть безвидна; бесы не имеют своего лица и не отражаются в 3.), оно наделено речью и характером. И все же физич. свойства и оптич. эффекты 3. ( инверсия левого и правого; бесстрастный " реализм " отражения) обеспечили 3. демонич. репутацию; см. устойчивый мотив кривого 3., подающего весть о мире кривды и запредельно-перевернутого мира и гротескные 3. "комнаты смеха ". 3. - источник неосознанной тревоги и страха . В христ. атмосфере дома зеркало воспринималось как анти- икона или как пародия на нее; схожая реакция - на театр : 3. и лицедей столь же неуместны в храме , как монах - в толпе ряженых. 3. - атрибут лукавого, карнавального мира с акцентом на "женское"; в этом смысле языч. семантич. реликты в 3. амбивалентны: оно может сулить чаемое (увидеть 3. во сне - к свадьбе), но может быть и опасным предметом (даже после смерти владельца; ср. обычай занавешивания зеркальных поверхностей в доме покойника). Мифология 3. возникла на упорном отрицании физики прямого отражения и перспективы. Самоочевидная симметрия трактуется как асимметрия, а равнодушная " объективность " зримого в нем есть умышленная деформация " объекта " с позиции неправого зрения и лживой зеркальной души. Человеку трудно согласиться со своим отражением , - и тогда последнее становится партнером по " диалогу " (по сути - овнешненному аутомонологу). Признание неадекватности подобия и растущее на этой почве недоверие к гносеологич. принципу отражения породили множественный мир псевдокопий,двойников, мимикрий и подделок под Я, к-рые образовали реальность теней, эстетич. действительность искусства (о ней и рассказывает миф о Нарциссе), ментальные пространства самосо знания и его превращенных форм. 3. обречено оказаться принципом и инструментом познания и персонологии, метафорой творчества, источником смутного ощущения "иного" и Другого, а в этом смысле - единственным бытовым предметом, " идея " к-рого больше его самого. Идея зеркальности как универсального онтологич. принципа не покидает филос. почвы с рождением многовидной эйдологии подобия ( традиция " мимесиса ") и с признанием за Универсумом свойств еди-номножественной целостности, смыслоозаренное единство к-рой может быть описано на языке зеркальной стереометрии, включающей в свои объемы динамич. проекции, развертки, иерархии и ярусы. Целостность (мира, организма , текста ) проявлена в способности каждого значимого элемента нести в себе (отражать") свойства, смысл и память целого ( атом , живая клетка , лексема). Слово "зеркало" не стало термин ом философии, но в составе аргументивной лексики сохранило внутр. энергию убеждения, особенно в ситуациях кардинальной смены картин мира. Примером таковой может послужить творчество Николая Кузанского, с его представлениями об активной онтологии свертывания/ развертывания, где образ зеркала призван к означению единства космогонического и энтропийного демиургич. "человеч. Бога" (Humanis Dei). Кузанец согласен с мыслью Плотина о том, что весь мир есть царство взаимных созерцаний и зеркальных пересечений. Самоочевидная соразмерность мира суть "как бы приспособленность вертикальной поверхности к отражению образа" У Кузанца обе стороны 3. Мира обладают способность ю отражения, причем плоскости могут свернуться в одну точку, развернуться в мировой зеркальный Шар с переменным объемом. Образ зеркально-шаровидного мира, насыщенного памятью симультанных состояний времен и пространств, стал достоянием гносеологич. утопий в лит-ре; традицию эту суммировал Борхес. Как Божье Зеркало восприняли природу пантеизм и поэтич. натурфилософия (Тютчев). Кардинальную роль сыграло 3. в открытии и утверждении канонов прямой живописной перспективы; ср. увлечение ренессансными художниками образами окна и 3. Примерно тогда же возникает и своего рода риторика 3.: зеркальное стекло вставляют в портретную раму, отражение воспринимается как натурный "автопортрет". Зеркальная эстетика жизнеподобия, предъявившая искусству требования наивного реализма, также не заставила себя ждать (она дожила до эпохи соцреализма и соцдадаизма). На архетип 3. ("Юности честное зерцало") опиралась канонич. этика долженствования. С победой релятивистских картин мира 3. актуализует научно-худож. парадоксы возможных миров (по модели Л. Кэрролла) и тексты, в к-рых истор. эпохи смотрятся друг в друга на манер сопоставленных 3. (М. Булгаков, С. Кирсанов,ср.параллельное кино и поэтику "Зеркала" Тарковского). Поэтика авангарда 20 в. использует 3. как эстетич. принцип распыления реальности, в противоположность принципу зеркального собирания мира вокруг напряженного рефлектирующего Я - см. прозу Кьеркегора. 3. эстетизируется в эротич. лирике (у Брюсова зеркало - свидетель свидания и соглядатай; у Ахматовой - шкатулка памяти). А. Белый и Вознесенский увидели в 3. инструмент построения "иношних" альтернаций бытия, с его кубистич. и супрематич. разломами и перевертышами; Хлебников увлечен созданием текстов для зеркального чтения (палиндром), а Платонов - зеркального синтаксиса прозы с инверсией причин и следствий (золу в "Чевенгуре", "не разгребают куры, потому что их поели"). Авторитет 3. как инициатора визуальной наглядности окончательно подорван трансцендентальной эстетикой лица (см. Ликлицоличина) и философией Другого. Комментируя ситуацию "человек перед З." М. Бахтин говорит, что в 3. личность видит не себя (для этого потребна эстетически компетентная позиция Другого), но 1) лицо, к-рое Я намерено показать Другому; 2) реакцию на него Другого; 3) реакцию на реакцию Другого. Эта триада , заслоняющая Я от себя (сходная с триединой структурой театральной игры по Брехту) неявно намекает на старинную репутацию 3. как дьявольского стекла. Поэтому в присутствии 3. человек не избавлен от одиночества, но углубляет его: в 3. происходит дурная объективация и насильств. коррекция сложившегося в памяти Я автообраза. 3. подает "я" принципиально чужое лицо; ср. эффект неузнавания себя на офиц. фотоснимках (Ходасевич: "Разве мама любила такого?"). Если с позиции Другого подлинность лица удостоверяется как "З. души", то мертвый буквализм отражения в стекле способен спровоцировать на истерию и смертельный поединок с зеркальным двойником, агрессивным и эпатирующим (Брюсов). Если об-лик человеческий хранит наследно-родовое богоподобие, то 3. кажет Я обезьянью карикатуру на него (3. изобрел дьявол - Обезьяна Бога); человек улыбается своему отражению со смешанным чувством удивления и недоумения (подобное чувство возникает при сравнении портрета известной личности и посмертной маски). Двое перед 3. не в состоянии сохранить серьезную мину: зеркальное тождество избыточно и внеэстетично, оно воспринимается в категории нелепого. Лит.: Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. М., 1982; Брюсов В. В зеркале // Брюсов В. Земная ось. М., 1907; Лапшин И.И. Проблема чужого "я" в новейшей философии. СПб., 1910; Кирсанов С.И. Зеркала. М., 1970; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам . Вып. XXII. Тарту, 1988; Климович Т. Мотив зеркала в творчестве В.Брюсова // В. Брюсов: Проблемы творчества. Сб. ст. Ставрополь, 1989; Дубин Б. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) // ВЛ. 1991. № 8; Мерло-Понти М. Око и Дух . М., 1992; Льюис Клайв С. Переландра// Дружба народов. 1993. № 3; Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993; Исупов К.Г, Ульянова О.Н. " Homo Numerans" Николая Кузанского // Историко-филос. ежегодник 92. М., 1994; Eco U. Mirrors. Iconicity: Essays on the Nature of Culture//Festschr. fur Thomas A. Sebeok. Tub., 1986. К.Г. Исупов

Значение слова Зеркало в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Значение - смысловой коррелят релевантного для социального субъекта момента ...
  • Знание - результат процесса познания, постижения действительного мира человеком, ...
  • Зиккурат - в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. ...
  • Знание - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) ...
  • Закон - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь ( отношение ...
  • Значимость - – мировая совокупность назначений. Значимость – структура мира ...
  • Заметность - – дефектный модус подручности, (см.) заключающийся в том, ...
  • Знак - материальный предмет ( явление событие ), выступающий ...
  • Заблуждение - несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и ...
  • Зомбирование - процедура программирования поведения человека с помощью специальных препаратов ...
  • Зодиак - пояс на небесной сфере, простирающийся приблизительно на 8 ...
  • Злорадсгво - чувство радости, которое возникает у человека при ...
  • Зикр - (араб.упоминание): прием суфийской мистической практики, заключающийся в непрерывном ...
  • Здравомыслие - способность мыслить, опираясь на жизненный практический опыт ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари