Что такое Зависть? Значение слова Зависть в философском словаре

1) Зависть - Зависть - третья из психологических причин, которыми мы объясняем несовершенства действительного мира - зависит у большинства натур от той общей неудовлетворенности, которая происходит из недостатка свободного развития, из подавления инстинкта и из невозможности реализации желаемого счастья [и осознаваемых способностей - АБ]. Зависть не может быть излечена проповедью ; проповедь, в лучшем случае, только изменит ее проявления и приведет к более скрытым формам . За исключением тех редких натур, у которых великодушие преобладает при любых обстоятельствах, единственное лечение от зависти - это свобода и радость жизни [самореализация, осмысленность - АБ]. Среди всех свойств обычной человеческой природы зависть приносит больше всего несчастья. Завистливый человек не только желает причинять несчастье другим и делает это, когда только можно, безнаказанно, но он и сам расплачивается несчастьем за зависть. Вместо радости от того, что у него есть, он испытывает боль из-за того, что имеют другие [отнести это можно не только к вещам и должностям - АБ].

2) Зависть - - одно из человеческих качеств, чувство , которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человека и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невозможно, в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно... В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль , брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть . Ассоциативный блок. Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.

3) Зависть - разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида , его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Психологическая основа зависти – несформированное у индивида нравственное чувство гуманности ( отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это т. н. "белая зависть" – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти – "черная зависть" – негативная эмоция , побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой н прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики.

4) Зависть - - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия ( Эгоизм ) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание , чтобы др. потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.

5) Зависть - - порок , который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем . Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив , то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Зависть

Зависть - третья из психологических причин, которыми мы объясняем несовершенства действительного мира - зависит у боль шинства натур от той общей неудовлетворенности, которая происходит из недостатка свободного развития, из подавления инстинкта и из невоз можно сти реализации желаемого счастья [и осознаваемых способностей - АБ]. Зависть не может быть излечена проповедь ю ; проповедь, в лучшем случае, только изменит ее проявления и приведет к более скрытым формам . За исключением тех редких натур, у которых великодушие преобладает при любых обстоятельствах, единственное лечение от зависти - это свобода и радость жизни [ самореализация , осмысленность - АБ]. Среди всех свойств обычной человеческой природы зависть приносит больше всего несчастья. Завистливый человек не только желает причинять несчастье другим и делает это, когда только можно, безнаказанно, но он и сам расплачивается несчастьем за зависть. Вместо радости от того , что у него есть , он испытывает боль из-за того, что имеют другие [ отнести это можно не только к вещам и должностям - АБ].

- одно из человеческих качеств, чувство , которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человек а и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невоз можно , в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно... В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль , брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть . Ассоциативный блок. Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.

разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида , его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Психологическая основа зависти – несформированное у индивида нравственное чувство гуманности ( отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это т. н. "белая зависть" – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти – "черная зависть" – негативная эмоция , побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой н прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики.

- неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человек а на основе себялюбия ( Эгоизм ) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание , чтобы др. потерпел неудачу, несчастье , дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.

- порок , который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем . Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив , то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Значение слова Зависть в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Задача - данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) ...
  • Зависть - разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого ...
  • Забвение - отсутствие или исчезновение воспоминания. Забвение может быть вызвано ...
  • Знание - достоверная (!) информация хранящаяся в памяти, правда ...
  • Земля - планета на которой существует человечество его среда ...
  • Заповеди - библейские нормы поведения, например: почитание родителей, запрет ...
  • Зависть - одно из человеческих качеств, чувство которое считается ...
  • Заклинание - то же, что Заговор. ...
  • Знак - традиционно материальный чувственно воспринимаемый предмет ( ...
  • Значение - содержание связываемое с тем или иным языковым ...
  • Знак - материальный предмет воспроизводящий свойства, отношения некоторого другого ...
  • Зло - противоположность добру, составляет с ним дуальную оппозицию, ...
  • Законность - необходимое условие развития большого обществ а, абстрактная ...
  • Жизнь - — форма движения материи, качественно более высокая, чем ...
  • Парсуна - (искаженное " персона ") название произведений русской ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари