Зависть - третья из психологических причин, которыми мы объясняем несовершенства действительного мира - зависит у боль шинства натур от той общей неудовлетворенности, которая происходит из недостатка свободного развития, из подавления инстинкта и из невоз можно сти реализации желаемого счастья [и осознаваемых способностей - АБ]. Зависть не может быть излечена проповедь ю ; проповедь, в лучшем случае, только изменит ее проявления и приведет к более скрытым формам . За исключением тех редких натур, у которых великодушие преобладает при любых обстоятельствах, единственное лечение от зависти - это свобода и радость жизни [ самореализация , осмысленность - АБ]. Среди всех свойств обычной человеческой природы зависть приносит больше всего несчастья. Завистливый человек не только желает причинять несчастье другим и делает это, когда только можно, безнаказанно, но он и сам расплачивается несчастьем за зависть. Вместо радости от того , что у него есть , он испытывает боль из-за того, что имеют другие [ отнести это можно не только к вещам и должностям - АБ].
- одно из человеческих качеств, чувство , которое считается недостойным (в общем случае таковым оно и является) человек а и в наличии которого люди стараются никому не признаваться (даже себе). Зависть обычно свойственна людям, переоценивающим себя и свое место в мире, и не является свойством любого человека, но лишь некоторых. В связи с тем, что это качество является внутренним качеством человека, доказать, что именно ты его не испытываешь, практически невоз можно , в связи с чем обвинять человека в наличии данного качества - безопасно... В то же время самонаблюдение показывает, что чувство зависти является мимолетным, имеющим место в основном в юношестве (даже не в детстве) и быстро проходит с возрастом. Заметного влияния на долгосрочное поведение и тем более жизненные позиции и отношение к другим людям не замечено, так как имеется богатый спектр других факторов, позволяющих ориентироваться среди людей и их поступков: мораль , брезгливость (чистоплотность), разум (трезвая оценка событий), любовь и ненависть . Ассоциативный блок. Качество, присущее скорее всего людям, недостаточно развитым.
разновидность страдания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида , его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума. Древнегреческий философ Ксенофан отметил, что зависть направляется только на друзей, а не на врагов. Она родственна злорадству. Зависть часто не обнаруживает себя пороком. Поэтому она нередко выступает в форме праведного обличения чужих недостатков. Психологическая основа зависти – несформированное у индивида нравственное чувство гуманности ( отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это т. н. "белая зависть" – мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти – "черная зависть" – негативная эмоция , побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой н прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики.
- неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению др. лица. 3. возникает у человек а на основе себялюбия ( Эгоизм ) и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство З. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, напр., возбуждает у человека желание , чтобы др. потерпел неудачу, несчастье , дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков) Идеологи буржуазии часто пытаются изобразить З. как социальное чувство, характерное для неимущих, для трудящихся масс в целом. В ней иногда даже усматривают источник стремления трудящихся к равенству, основу морали, проповедующей равноправие и экспроприацию частной собственности (Ницше, О. Шпенглер). В действительности же в основе революционной морали лежит требование социальной справедливости: стремление угнетенных не встать на место эксплуататоров, а уничтожить эксплуатацию вообще. В коммунистической нравственности З. осуждается как один из пережитков классового об-ва. Чувству З., враждебному отношению к успехам др, противопоставляется здоровое стремление достичь и превзойти общественно полезные результаты, достигнутые др. в процессе социалистического соревнования, взаимопомощь в достижения общей цели.
- порок , который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем . Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив , то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.