Что такое Естествознание? Значение слова Естествознание в философском словаре

1) Естествознание - - система наук о природе, одна из 3 осн. сфер знания (наряду с науками об об-ве и мышлении), естеств.-науч. основа науч.-материалистич. мировоззрения. Е. связано с производством и через него оказывает воздействие на жизнь общества. Е. влияет на филос. материализм и диалектико-материалистич. понимание природы, участвует в создании науч. картины мира. Развитие Е. разрушило религ. картину мира (Коперник, Галилей, Ньютон), дало естеств.-науч. обоснование принципа неуничтожимости и несотворимости материи. Дарвинизм создал науч. теорию эволюции, опроверг телеологию и креационизм . Развитие физиологии (Сеченов, Павлов) подготовило естеств.-науч. обосно вание материалистич. психологии и диалектико-материалистич. теории отражения. Революция в Е. на рубеже 19-20 вв. ( Планк , Эйнштейн), углубив представления о структуре материи, ее связях с движением , временем, пространством и т. д., способствовала развитию науч. мировоззрения. Важное материалистич. значение имеют достижения биологии, особенно генетики, раскрывшей наследственные механизмы самовоспроизводства и эволюции живого. Значительно обогатила картину мира совр. астрономия . Идеологич. борьба вокруг достижений Е. подтверждает положение В. И. Ленина, что «естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу» (т. 17, с. 17). Совр. фидеизм стремится нейтрализовать материалистич. выводы из данных Е., обосновать возможность его союза с религией. Весь ход развития Е. показывает, что оно является верным союзником филос. материализма в борьбе с религией и идеализмом, за создание науч. мировоззрения. Объективные внутр. процессы дифференциации и интеграции превратили Е. из совокупности отд. наук в целостную всеохватывающую систему знаний о природе, противостоящую религ. мировоззрению. Растет атеистич. потенциал Е., к-рое обогащает принцип материального единства мира, опровергающий ре-лиг. мировоззрение в целом.

2) Естествознание - - обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. - теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление Е. как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук. Для классической философской традиции характерно сближение Е. с гуманитарным познанием , рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира ( идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма ; классификация форм движения материи - механической, физической, химической, биологической и социальной - как основа классификации наук у Энгельса и др.). В неклассической философии вопрос о специфике Е. остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им "наук о природе" и "наук о духе". В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике Е. также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмальных установок (см. Наука ). В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17-18 вв); химия, физика , биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством , их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного Е. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов П.С. Карако

3) Естествознание - — наука о при роде; совокупность естественных наук. взятая как целое; одна из трех осн. областей человеческого знания (наряду с науками об об-ве и мышлении). Е.— теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет Е.— различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности. По своему содержанию и методу изучения явлении природы Е. может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое , а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы (механические, физические, химические и др.), и на органическое, предмет к-рого составляют явления жизни. Этим определяется внутренняя структура Е., классификация наук . Участвуя в выработке естественнонаучной, или “физической”, картины мира, Е., гл. обр. своей теоретической частью (понятия, категории , законы , теории, гипотезы), а также разработкой приемов и методов научного исследования примыкает к философии; оно влияет непосредственно на развитие философии, закономерно обусловливает смену форм материализма в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С др. стороны, Е. теснейшим образом связано с техникой, с процессом производства. Представляя собой “духовную потенцию производства” (Маркс), Е. тем самым выступает как своеобразная непосредственная производительная сила , причем в процессе строительства социалистического об-ва это социальная функция Е. проявляется все в более полной мере. Общий ход развития Е.— от непосредственного созерцания природы (в древности) через ее аналитическое расчленение (15— 18 вв.), закрепленное и абсолютизированное, а потому превращенное в метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (19—20 вв.). Стихийное проникновение диалектики в Е. в 19 в. осложнилось в 20 в. кризисом Е., причины и пути преодоления к-рого указаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм ” . В центре совр. Е. до середины 20 в. стояла физика , искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома , атомного ядра и элементарных частиц; физика стимулировала развитие др. отраслей Е.— астрономии (космонавтика), кибернетики, бионики, химии, биологии и др. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачу искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности; физика способствует познанию природы химической связи, решению проблем космогонии и космологии. В совр. Е. начинает лидировать уже не только физика, но и целая группа наук (молекулярная биология , кибернетика , макрохимия). Без глубокого изучения философских проблем, к-рые выдвигаются совр. Е., невозможно развивать материалистическую диалектику и успешно бороться против религиозно-идеалистических учений, к-рые и сейчас, так же как и на рубеже 19 и 20 вв., паразитируют на продолжающейся революции в Е. Все возрастающая роль Е. в жизни совр. об-ва с особой силой сказывается в научно-технической революции. Возрастающая роль науки в росте производительных сил, совершенствовании общественных отношений при социализме требует опережающего развития поисковых, фундаментальных исследований в области Е., быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве, др. сферах человеческой деятельности.

Естествознание

- система наук о природе, одна из 3 осн. сфер знания ( наряду с науками об об-ве и мышлении), естеств.-науч. основа науч.-материалистич. мировоззрения. Е. связано с производством и через него оказывает воздействие на жизнь общества . Е. влияет на филос. материализм и диалектико-материалистич. понимание природы, участвует в создании науч. картины мира . Развитие Е. разрушило религ. картину мира ( Коперник , Галилей , Ньютон ), дало естеств.-науч. обоснование принцип а неуничтожимости и несотворимости материи. Дарвинизм создал науч. теорию эволюции, опроверг телеологию и креационизм . Развитие физиологии ( Сеченов , Павлов ) подготовило естеств.-науч. обосно вание материалистич. психологии и диалектико-материалистич. теории отражения. Революция в Е. на рубеже 19-20 вв. ( Планк , Эйнштейн ), углубив представления о структуре материи, ее связях с движением , временем, пространством и т. д., способствовала развитию науч. мировоззрения. Важное материалистич. значение имеют достижения биологии, особенно генетики, раскрывшей наследственные механизмы самовоспроизводства и эволюции живого. Значительно обогатила картину мира совр. астрономия . Идеологич. борьба вокруг достижений Е. подтверждает положение В. И. Ленина , что «естественно-исторические теории, задевавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую бешеную борьбу» (т. 17, с. 17). Совр. фидеизм стремится нейтрализовать материалистич. выводы из данных Е., обосновать возможность его союза с религией. Весь ход развития Е. показывает, что оно является верным союзником филос. материализма в борьбе с религией и идеализмом, за создание науч. мировоззрения. Объективные внутр. процессы дифференциации и интеграции превратили Е. из совокупности отд. наук в целостную всеохватывающую систему знаний о природе, противостоящую религ. мировоззрению. Растет атеистич. потенциал Е., к-рое обогащает принцип материального единства мира, опровергающий ре-лиг. мировоззрение в целом .

- обо значение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания . Е. - теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление Е. как области научного знания произошло в эпоху Возрождения и было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и система тизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук. Для классической философской традиции характерно сближение Е. с гуманитарным познанием , рассмотрение их в едином ряду целостного постижения единого мира ( идеи Гердера об изучении развития живой и неживой природы и человеческой истории как этапов эволюции единого мирового организма ; классификация форм движения материи - механической, физической, химической, биологической и социальной - как основа классификации наук у Энгельса и др.). В неклассической философии вопрос о специфике Е. остро ставится в связи с осмыслением специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им "наук о природе" и "наук о духе". В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике Е. также артикулировался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигмальных установок (см. Наука ). В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом . В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число (групповое лидерство). В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17-18 вв); химия, физика , биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством , их все большей ориентацией на решение современных задач общества . Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему. Возрастает и интерес исследователей к анализу мировоззренческих, методологических и социальных аспектов современного Е. В своей совокупности они составляют предмет дисциплины философских вопросов П.С. Карако

— наука о при роде; совокупность естественных наук. взятая как целое; одна из трех осн. областей человеческого знания ( наряду с науками об об-ве и мышлении). Е.— теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет Е.— различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности. По своему содержанию и методу изучения явлении природы Е. может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое , а по характеру своего объекта — на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы (механические, физические, химические и др.), и на органическое, предмет к-рого составляют явления жизни. Этим определяется внутренняя структура Е., классификация наук . Участвуя в выработке естественнонаучной, или “физической”, картины мира , Е., гл. обр. своей теоретической частью (понятия, категории , законы , теории , гипотезы), а также разработкой приемов и методов научного исследования примыкает к философии; оно влияет непосредственно на развитие философии, закономерно обусловливает смену форм материализма в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С др. стороны, Е. теснейшим образом связано с техникой, с процессом производства. Представляя собой “духовную потенцию производства” (Маркс), Е. тем самым выступает как своеобразная непосредственная производительная сила , причем в процессе строительства социалистического об-ва это социальная функция Е. проявляется все в более полной мере. Общий ход развития Е.— от непосредственного созерцания природы (в древности) через ее аналитическое расчленение (15— 18 вв.), закрепленное и абсолютизированное, а потому превращенное в метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (19—20 вв.). Стихийное проникновение диалектики в Е. в 19 в. осложнилось в 20 в. кризисом Е., причины и пути преодоления к-рого указаны Лениным в книге “ Материализм и эмпириокритицизм ” . В центре совр. Е. до середины 20 в. стояла физика , искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома , атомного ядра и элементарных частиц; физика стимулировала развитие др. отраслей Е.— астрономии (космонавтика), кибернетики, бионики, химии, биологии и др. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачу искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности; физика способствует познанию природы химической связи, решению проблем космогонии и космологии. В совр. Е. начинает лидировать уже не только физика, но и целая группа наук (молекулярная биология , кибернетика , макрохимия). Без глубокого изучения философских проблем, к-рые выдвигаются совр. Е., невозможно развивать материалистическую диалектику и успешно бороться против религиозно-идеалистических учений, к-рые и сейчас, так же как и на рубеже 19 и 20 вв., паразитируют на продолжающейся революции в Е. Все возрастающая роль Е. в жизни совр. об-ва с особой силой сказывается в научно-технической революции. Возрастающая роль науки в росте производительных сил, совершенствовании общественных отношений при социализме требует опережающего развития поисковых, фундаментальных исследований в области Е., быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве, др. сферах человеческой деятельности.

Значение слова Естествознание в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ермунганд - (Сканд.) Имя змия Мидгарда в "Эдде", братом которого ...
  • Ергелмир - (Сканд.) Букв., "бурлящая глина". То же, что Имир ...
  • Ездра - (Евр.) Еврейский жрец и книжник, который приблизительно в ...
  • Ева - (Евр.) Ева, "матерь всего живого". ...
  • Единичное - объект во всей совокупности присущих ему свойств, ...
  • Единственность - отличительная особенность того, что можно назвать единственным. Термин ...
  • Евразийство - историкокультурная и социальнофилософская концепция отводящая России, Центральной Азии ...
  • Единоверие - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в ...
  • Евтихий - (5 в.) константиноп. архимандрит основатель монофизитства. Е. ...
  • Евгемеризм - см. Эвгемеризм . ...
  • Евангелисты - согласно церк. традиции авторы жизнеописаний Иисуса ...
  • Ева - (др.евр. Хава источник жизни) согласно Библии ...
  • Естественное - все то, что расценивается людьми как результат ...
  • Дух - (лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари