Что такое Единое? Значение слова Единое в философском словаре

1) Единое - - у Парменида и в неоплатонизме высший первоисток бытия, абсолют , ничем не определяемый и непостижимый разумом человека . Единое превыше блага , мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем эманации. В неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это не Единый Бог библейской веры.

2) Единое - (греч. en) - 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие , божественное первоначало, непостижимый абсолют . В противоположность понятию " единство " (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель различал Е. как акциденцию множества и как Е. само по себе (т. е. как непрерывность , субстрат ) и классифицировал его на виды: нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. Он также допускал возможность мыслить Е. как нечто целое, единичное или как общность . В диалоге " Парменид " Платон поставил проблему, как совместить неподвижное и сплошное бытие с чувственным многообразием окружающего нас мира, как связать между собой Е. и многое. Этой проблемой живо интересовались Плотин , Ямвлих , Прокл , Дамаский и другие неоплатоники. Если многое невозможно помыслить без идеи Е., тогда надо допустить, что многое - результат эманации Е.; в конечном счете всякое многое вторично и возвращается непостижимым путем в Е. Неоплатоники мыслили Е. как "сверхбытие", придавали ему теологический характер и отделяли его пропастью от "многого". Они объявили Е. символом подлинной простоты, непостижимости, первопричиной всякого единения. Е. - высший принцип , оно предшествует всему, вечно существует до всяких частей и множеств. Не будучи ни субстанцией, ни жизнью , ни умом, ни вещью , Е. незримо присутствует во всем. Все сущее эманирует из Е. - тогда Е. становится (через число как эйдос ) одним как единым и многим. Спиноза понимал под Е. субстанцию, которую мыслил как простое, вечное, бесконечное , внутреннее , но в то же время допускал, что в ней есть бесконечная дифференциация на индивиды , на многое. Его волновала проблема совмещения бесконечного и конечного и возможность конечного человека познавать Бога. В индийской философии ( веданта ) бытует взгляд, что континуум - видимость и нет ничего, кроме Бога; Бог - Е., но не творец многого, поскольку многое - это только наша иллюзия . Д. В. Пивоваров

Единое

- у Парменида и в неоплатонизме высший первоисток бытия, абсолют , ничем не определяемый и непостижимый разумом человека . Единое превыше блага , мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне , личностных черт ; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем эманации. В неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это не Единый Бог библейской веры.

(греч. en) - 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие , божественно е первоначало, непостижимый абсолют . В противоположность понятию " единство " (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель различал Е. как акциденцию множества и как Е. само по себе (т. е. как непрерывность , субстрат ) и классифицировал его на виды: нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. Он также допускал возможность мыслить Е. как нечто целое, единичное или как общность . В диалоге " Парменид " Платон поставил проблему, как совместить неподвижное и сплошное бытие с чувственным многообразием окружающего нас мира, как связать между собой Е. и многое. Этой проблемой живо интересовались Плотин , Ямвлих , Прокл , Дамаский и другие неоплатоники. Если многое невозможно помыслить без идеи Е., тогда надо допустить, что многое - результат эманации Е.; в конечном счете всякое многое вторично и возвращается непостижимым путем в Е. Неоплатоники мыслили Е. как "сверхбытие", придавали ему теологический характер и отделяли его пропастью от "многого". Они объявили Е. символом подлинной простоты, непостижимости, первопричиной всякого единения. Е. - высший принцип , оно предшествует всему, вечно существует до всяких частей и множеств. Не будучи ни субстанцией, ни жизнью , ни умом, ни вещью , Е. незримо присутствует во всем. Все сущее эманирует из Е. - тогда Е. становится (через число как эйдос ) одним как единым и многим. Спиноза понимал под Е. субстанцию, которую мыслил как простое, вечное, бесконечное , внутреннее , но в то же время допускал, что в ней есть бесконечная дифференциация на индивиды , на многое. Его волновала проблема совмещения бесконечного и конечного и возможность конечного человека познавать Бога. В индийской философии ( веданта ) бытует взгляд, что континуум - видимость и нет ничего, кроме Бога; Бог - Е., но не творец многого, поскольку многое - это только наша иллюзия . Д. В. Пивоваров

Значение слова Единое в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ессеи - Эллинизированное слово от еврейского Аса, "целитель". Таинственная ...
  • Ермунганд - (Сканд.) Имя змия Мидгарда в "Эдде", братом которого ...
  • Ергелмир - (Сканд.) Букв., "бурлящая глина". То же, что Имир ...
  • Ездра - (Евр.) Еврейский жрец и книжник, который приблизительно в ...
  • Ева - (Евр.) Ева, "матерь всего живого". ...
  • Единичное - объект во всей совокупности присущих ему свойств, ...
  • Единственность - отличительная особенность того, что можно назвать единственным. Термин ...
  • Езиды - см. Йазиды. ...
  • Единоверие - одно из течений в старообрядчестве, возникшее в ...
  • Евтихий - (5 в.) константиноп. архимандрит основатель монофизитства. Е. ...
  • Евгемеризм - см. Эвгемеризм . ...
  • Евангелисты - согласно церк. традиции авторы жизнеописаний Иисуса ...
  • Ева - (др.евр. Хава источник жизни) согласно Библии ...
  • Естественное - все то, что расценивается людьми как результат ...
  • Имморальность - понятие обозначающее способы действия и формы поведения ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари