Что такое Воображение? Значение слова Воображение в философском словаре

1) Воображение - (Einbildungskraft - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из важнейших познавательных способностей человека . Под воображением в широком смысле Кант понимает " способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании" (Кант И, Критика чистого разума , B 151). Воображение занимает промежуточное положение между чувственностью и рассудком. Это активная, но чувственная по форме способность. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную и запутанную классификацию видов воображения. Наиболее существенным является противопоставление им продуктивного и репродуктивного воображения, а также выделение трансцендентальной функции воображения. Введение трансцендентальной функции воображения позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия чувственности и рассудка в приобретении априорного синтетического познания. Рассудок предписывает законы явлениям, однако, в силу разнородности чувственных и рассудочных представлений, он нуждается в помощи со стороны некой "гибридной" способности , транслирующей посредством " схематизма " его основоположения предметам чувственного опыта. Такой способностью и является воображение. Поскольку указанное воздействие рассудка на чувственность осуществляется до всякого опыта (и за пределами досягаемости для прямой рефлексии), то и воображение проявляет здесь себя в качестве чистого и бессознательного воображения. Трансцендентальное воображение должно к тому же иметь продуктивный характер. Ведь оно априорно, а всякое воспроизведение ( репродукция ) опирается на условия прошлого опыта. Продуктивное воображение в его трансцендентальной функции на эмпирическом уровне оказывается "синтезом схватывания" представлений, объединяющим их в сознании сообразно категориям и конституирующим реальное восприятие . Вне трансцендентальной функции продуктивное воображение существует в форме произвольной фантазии (хотя оно и не может идти дальше новых комбинаций первичных элементов опыта, т.е. не является творческим). Репродуктивное воображение (частным случаем которого оказывается припоминание) действует по законам ассоциации и может как сопровождаться, так и не сопровождаться сознанием (т.е. может быть как произвольным, так и непроизвольным). Возможность ассоциативного воображения подразумевает внутреннюю ассоциируемость явлений (Affinitaet), возникающую вследствие реализации трансцендентальной функции воображения. Помимо этого, Кант указывает также на сигнификативную роль воображения (символическое обозначение и т.д.). Воображение играет важную роль и в суждениях вкуса, подпитывая и подпитываясь рассудком.

2) Воображение - способность представлять отсутствующие объекты . Различают репродуктивное воображение , представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что-то новое в развитии своей жизни, или же в искусстве, в науке и технике. Развитое воображение человека – очень мощный способ изменения и совершенствования жизни человека его творческих способностей. С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять. Воображение как творческая свобода , фантазия , мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию и реализации практических целей.

3) Воображение - - психическая деятельность , состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

4) Воображение - - способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. - основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте . Деятельность В. может опираться на комбинирование уже изв. образов или же изобретать новые образы , связи между ними, ситуации. В зависимости от участия волевого усилия В. может быть пассивным, непроизвольным, как бы "сном наяву", и произвольным, способным намеренно вызвать в сознании опр. ряды образов, что является основой творч. деятельности, в частности искусства. Т.о., источником В., наряду с объемом восприятии, полученных в опыте, служит также родовая память , предлагаемая помимо опыта. Для объяснения феномена гения в искусстве Кант создал концепцию продуктивной способности В., в к-рой сочетаются оба принципа или источника: опытный и доопытный, априорный, что соответствует двум источникам познания в его системе: опыту и априорным формам . Впоследствии различение принципов работы сознания происходит по др. основанию: рациональное - иррациональное , интеллектуальное - интуитивное, сознательное - бессознательное . Соответственно теории В. основываются на одной из сторон этих оппозиций. Так, фрейдизм , следуя за традицией 19 в. (Шеллинг, Шопенгауэр, Э. Гартман), видит истоки творчества и В. в бессознательном; феноменологич. концепция предполагает истоком В. интеллектуальное созерцание ; интуитивизм - раскрепощенное от оков рассудка интуитивное сознание и т.д. Сартр в работе " Воображение " различает несовпадающие и несводимые друг к другу принципы работы сознания: реализующий и ирреализующий, т.е. В. Ирреализующее объективный мир В. имеет своей целью восстановить недосягаемую в конкр. существовании целостность , тотальность , чему, в частности, служит и искусство . Т.о., в совр. понимании В. есть способность, превосходящая все наличное и простирающая наши познават. способности равно в прошлое и будущее , вместе с временными снимающая также и пространств, ограничения восприятия. В. является не только познават. способностью, не только плотью худож. творчества, но связью , соединяющей индивидуальное с родовым и космич. " знанием ", тем самым оно становится материей метафизики, науки, религии, вообще культуры. Именно этой материей, образами, сцепляется культура в единое целое: сила В. - энергия культуры. Лит.: Вундт В. Фантазия , как основа искусства. СПб.; М., 1914; Бородай Ю.М. Воображение и теория познания . М., 1966; Петровский А. Фантазия и реальность . М., 1968; Коршунова Л. С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность : Опыт методол. анализа познават. функций воображения. М., 1989; Родари Д. Грамматика фантазии: Введ. в искусство придумывания историй. М., 1990; Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. Минск, 1991; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк. М., 1991; Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнит.-ист. анализ. СПб., 1992; Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994. Т. Б. Любимова

5) Воображение - - 1) представление , лишенное реального предмета , или необоснованное предположение (см. также Фикция ); равным, образом деятельность , порождающая такое представление или предположение. Воображение , как состояние или процесс в нервной системе человека , может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным (" мнимый больной") или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия: "воображающий о себе человек". Сила воображения - см. Фантазия .

6) Воображение - — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека , к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Психология классифицирует В. по степени преднамеренности (В. произвольное и непроизвольное), активности (В. воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (В. конкретное и абстрактное ) , по видам творческой деятельности (В. научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.). По словам В. И. Ленина, “в самом простом обобщении, в элементарнейшей обшей идее (“стол” вообще) есть известный кусочек фантазии” (Т. 29. С. 330). В. ученого помогает познанию мира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Велика роль В. в процессе художественного творчества. Здесь оно служит не только средством обобщения, но и силой, вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства, в к-рых воплощается художественное отражение действительности. В отличие от грез “праздношатающейся фантазии” (Белинский), уводящих человека от реальности, В., связанное с потребностями об-ва, представляет собой “ качество величайшей ценности ” (Ленин), помогая познанию жизни и ее преобразованию.

Воображение

(Einbildungskraft - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из важнейших познавательных способностей человека . Под воображением в широком смысле Кант понимает " способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании" (Кант И, Критика чистого разума , B 151). Воображение занимает промежуточное положение между чувственность ю и рассудком. Это активная, но чувственная по форме способность. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную и запутанную классификацию видов воображения. Наиболее существенным является противопоставление им продуктивного и репродуктивного воображения, а также выделение трансцендентальной функции воображения. Введение трансцендентальной функции воображения позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия чувственности и рассудка в приобретении априорного синтетического познания. Рассудок предписывает законы явлениям, однако , в силу разнородности чувственных и рассудочных представлений, он нуждается в помощи со стороны некой "гибридной" способности , транслирующей посредством " схематизма " его основоположения предметам чувственного опыта. Такой способностью и является воображение. Поскольку указанное воздействие рассудка на чувственность осуществляется до всякого опыта (и за пределами досягаемости для прямой рефлексии), то и воображение проявляет здесь себя в качестве чистого и бессознательного воображения. Трансцендентальное воображение должно к тому же иметь продуктивный характер . Ведь оно априорно, а всякое воспроизведение ( репродукция ) опирается на условия прошлого опыта. Продуктивное воображение в его трансцендентальной функции на эмпирическом уровне оказывается "синтезом схватывания" представлений, объединяющим их в сознании сообразно категориям и конституирующим реальное восприятие . Вне трансцендентальной функции продуктивное воображение существует в форме произвольной фантазии ( хотя оно и не может идти дальше новых комбинаций первичных элементов опыта, т.е. не является творческим). Репродуктивное воображение (частным случаем которого оказывается припоминание ) действует по законам ассоциации и может как сопровождаться , так и не сопровождаться сознанием (т.е. может быть как произвольным, так и непроизвольным). Возможность ассоциативного воображения подразумевает внутреннюю ассоциируемость явлений (Affinitaet), возникающую вследствие реализации трансцендентальной функции воображения. Помимо этого , Кант указывает также на сигнификативную роль воображения (символическое обозначение и т.д.). Воображение играет важную роль и в суждениях вкуса, подпитывая и подпитываясь рассудком.

способность представлять отсутствующие объекты . Различают репродуктивное воображение , представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что-то новое в развитии своей жизни, или же в искусстве, в науке и технике. Развитое воображение человека – очень мощный способ изменения и совершенствования жизни человека его творческих способностей. С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять. Воображение как творческая свобода , фантазия , мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию и реализации практических целей.

- психическая деятельность , состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

- способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. - основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте . Деятельность В. может опираться на комбинирование уже изв. образов или же изобретать новые образы , связи между ними, ситуации. В зависимости от участия волевого усилия В. может быть пассивным, непроизвольным, как бы "сном наяву", и произвольным, способным намеренно вызвать в сознании опр. ряды образов, что является основой творч. деятельности, в частности искусства. Т.о., источником В., наряду с объемом восприятии, полученных в опыте, служит также родовая память , предлагаемая помимо опыта. Для объяснения феномена гения в искусстве Кант создал концепцию продуктивной способности В., в к-рой сочетаются оба принципа или источника: опытный и доопытный, априорный, что соответствует двум источникам познания в его системе: опыту и априорным формам . Впоследствии различение принципов работы сознания происходит по др. основанию: рациональное - иррациональное , интеллектуальное - интуитивное, сознательное - бессознательное . Соответственно теории В. основываются на одной из сторон этих оппозиций. Так, фрейдизм , следуя за традицией 19 в. (Шеллинг, Шопенгауэр, Э. Гартман), видит истоки творчества и В. в бессознательном; феноменологич. концепция предполагает истоком В. интеллектуальное созерцание ; интуитивизм - раскрепощенное от оков рассудка интуитивное сознание и т.д. Сартр в работе " Воображение " различает несовпадающие и несводимые друг к другу принципы работы сознания: реализующий и ирреализующий, т.е. В. Ирреализующее объективный мир В. имеет своей целью восстановить недосягаемую в конкр. существовании целостность , тотальность , чему, в частности, служит и искусство . Т.о., в совр. понимании В. есть способность, превосходящая все наличное и простирающая наши познават. способности равно в прошлое и будущее , вместе с временными снимающая также и пространств, ограничения восприятия. В. является не только познават. способностью, не только плотью худож. творчества, но связью , соединяющей индивидуальное с родовым и космич. " знанием ", тем самым оно становится материей метафизики, науки, религии, вообще культуры. Именно этой материей, образами, сцепляется культура в единое целое: сила В. - энергия культуры. Лит.: Вундт В. Фантазия , как основа искусства. СПб.; М., 1914; Бородай Ю.М. Воображение и теория познания . М., 1966; Петровский А. Фантазия и реальность . М., 1968; Коршунова Л. С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность : Опыт методол. анализа познават. функций воображения. М., 1989; Родари Д. Грамматика фантазии: Введ. в искусство придумывания историй. М., 1990; Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. закономерностей продуктив. умств. деятельности. Минск, 1991; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк. М., 1991; Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнит.-ист. анализ. СПб., 1992; Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994. Т. Б. Любимова

- 1) представление , лишенное реального предмет а , или необоснованное пред положение (см. также Фикция ); равным, образом деятельность , порождающая такое представление или предположение. Воображение , как состояние или процесс в нервной системе человека , может оказывать на организм глубокое влияние - сделать человека больным (" мнимый больной") или, наоборот, здоровым. С точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия: "воображающий о себе человек". Сила воображения - см. Фантазия .

— способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека , к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Психология классифицирует В. по степени преднамеренности (В. произвольное и непроизвольное), активности (В. воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (В. конкретное и абстрактное ) , по видам творческой деятельности (В. научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.). По словам В. И. Ленина, “в самом простом обобщении, в элементарнейшей обшей идее (“стол” вообще) есть известный кусочек фантазии” (Т. 29. С. 330). В. ученого помогает познанию мира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Велика роль В. в процессе художественного творчества. Здесь оно служит не только средством обобщения, но и силой, вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства, в к-рых воплощается художественное отражение действительности. В отличие от грез “праздношатающейся фантазии” (Белинский), уводящих человека от реальности, В., связанное с потребностями об-ва, представляет собой “ качество величайшей ценности ” (Ленин), помогая познанию жизни и ее преобразованию.

Значение слова Воображение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Вдохновение - В общем смысле под этим именем разумеется такое ...
  • Василид - гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию ...
  • Варсанофий - (иначе Варсануфий, или Варсонуфий великий) отшельник, весьма почитавшийся ...
  • Вальтер - (Walter) приор монастыря св. Виктора в Париже, ...
  • Витализм - (от лат. vita жизнь ) учение ...
  • Вытеснение - (от позднелат. герressio репрессия, подавление, карательная мера ...
  • Воспроизводство - понятие характеризующее смену элементов и состояний системы ...
  • Визионер - (от лат. visio видение явление ) ...
  • Вероисповедание - 1) любое религиозное объединение со своим специфическим ...
  • Вульгата - см. Ветхий завет . ...
  • Второзаконие - пятая книга Ветхого завета, одна из сост. ...
  • Воскресенье - еженедельный христ. праздник установленный в честь мифич. ...
  • Вольтерьянство - так называлось религ. и политич. свободомыслие вт. ...
  • Вольней - (Буажире Константен Франсуа, 17571820) франц. просветитель, историк, ...
  • Дивиденды - часть чистой прибыли акционерной фирмы, которая выплачивается ее ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари