(Санскр.) Одна из шести Даршан или школ философии, основанная Канадой. Ее называют Атомистической Школой, так как она учит существованию вселенной атомов преходящего характера , бесконечному числу душ и определенному числу материальных принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых происходят периодические космические изменения, без какой-либо направляющей Силы , за исключением своего рода механического закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа .
(санскр. “вишеша” — особенность) — система древнеинд. философии. Первое ее систематическое изложение ( Вайшешика - сутра ) дано Канадой (6—5 вв. до н. э.). Значительное развитие В. получила в труде Прашастапады (4 в.) “Падартха-дхармасанграха”. В системе В. сильны материалистические тенденции. В. устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество , действие , общность , особенность, присущность, небытие. Первые три категории существуют реально. Следующие три логические категории — продукты деятельности ума. Важную роль для познания играет категория “особенность” (давшая имя учению—В.), т. к. в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. В. указывает девять субстанций: земля, вода , свет , воздух, эфир , время , пространство , душа , ум. Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты . Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа . Вследствие постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы разделяются по качеству на четыре рода , в зависимости от происхождения, и вызывают четыре вида ощущений: осязание , вкус, зрение, обоняние. Гносеология В., близкая к теории познания ньяя , указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают восприятие , вывод , память и интуиция .