Что такое Упанишады? Значение слова Упанишады в философском словаре

1) Упанишады - (санскр. - сокровенное знание ) - религ.-филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с 7—3 вв. до н. э., кончая 14-15 вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. - обоснование брахманизма и ряда идей, легших в основу буддизма .( учение об ахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание ). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение . Учение о слиянии атмана ( индивид , души) и брахмана (божеств, души) составило догмат мокша - освобождение от цепи индивид, рождений.

2) Упанишады - (санскр. upa-ni-sad - сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда - сокровенное знание , тайное учение ) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера , относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла . В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману ". У. иногда называются ведантой (" конец Вед"), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта . Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti -освобождение). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: " Брихадараньяка ", "Чхандогья", "Тайттирия", " Айтарея ", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены " Катха ", "Ища", "Шветашвара", "Мундука". Более поздние У.: "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья". Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость , У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов ( Вишну , Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" ( Атмана ). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта ) и Атмана (субъективного, индивидуального начала , "огненного зерна" человека ). У. развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср. каббалистический Адам - Кадмон ); излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир; дают понятие "праны" (ргапа) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состояниях человека: 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное , невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью . У. формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека , согласно У., - единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика , культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. прослеживается в " Бхагават -Гите". Идеи У. впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. оставили, начиная с Шопенгауэра. В.В. Лобач

3) Упанишады - (от санскр. ира - рядом и sad - сидеть с учителем) - древнеинд. произв. религиозно-философского характера , примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры приблизительно с 800 до 500 до Р. X. Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т. д.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и - в отличие от Вед - переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие инд. мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений. См. Индийская философия .

4) Упанишады - — один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении мн. вв. Наиболее древн. У. относятся к 7—3 вв. до н. э. Ведические боги и обряды наделяются в У. философским содержанием , истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер . На вопрос о природе высшей реальности, с познанием к-рой все остальное становится известным, в У. дается идеалистический ответ: это то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти; это брахман — духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека — атман . Чтобы избавиться от круговорота новых рождений на земле, человек, по учению У., должен отдаться размышлению о единстве своей души (атмана) с брахманом. В У. получили отражение и материалистические идеи , с к-рыми приходилось бороться их авторам. Это были идеи, считавшие первоосновой мира одно из материальных начал — воду, огонь , воздух, свет , пространство или время — и отрицавшие существование души после смерти человека. Комментарии к У., написанные Бадараяной (2 в. н. э.) и затем Шанкарой (8 в.), стали основой Веданты.

Упанишады

(санскр. - сокровенное знание ) - религ.-филос. комментарии к Ведам. Составлялись начиная с 7—3 вв. до н. э., кончая 14-15 вв. н. э. У. делятся на ранние и поздние. Осн. назначение У. - обоснование брахманизма и ряда идей , легших в основу буддизма .( учение об ахимсе, т. е. непричинении зла, о том, что жизнь есть страдание ). В У. выдвигается представление о том, что сама жизнь человека есть жертвоприношение . Учение о слиянии атмана ( индивид , души) и брахмана (божеств, души) составило догмат мокша - освобождение от цепи индивид, рождений.

(санскр. upa-ni-sad - сидеть около, т.е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда - сокровенное знание , тайное учение ) - древнеиндийские произведения религиозно-философского характера , относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзотерического (тайного) смысла . В толковании Шанкары, У. происходят от корня sad - "уничтожение". Отсюда У. - "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману ". У. иногда называются ведантой (" конец Вед"), т.к. составляют заключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта . Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 - собрание Муктика (от mukti - освобождение ). Древнейшие из У. записаны, видимо, около 6 в. до н.э. (добуддийский период). Последние - в 14-15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: " Брихадараньяка ", "Чхандогья", "Тайттирия", " Айтарея ", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены " Катха ", "Ища", "Шветашвара", "Мундука". Более поздние У.: "Прашна", "Майтри", "Ман-дукья". Уходя корнями в древне-ведийскую мудрость , У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Вселенной, о природе и сущности Непроявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов ( Вишну , Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" ( Атмана ). Одна из центральных мыслей У. - тождество Брахмана (высшей объективной Реальности, Абсолюта ) и Атмана (субъективного, индивид уального начала , "огненного зерна" человека ). У. развивают учение о Пуру-ше (Вселенском Человеке, ср. каббалистический Адам - Кадмон ); излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир; дают понятие "праны" (ргапа) - "жизненного дыхания", наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состояниях человека: 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновидений, 4) трансцендентальное , невыразимое состояние слияния с высшей Реальностью . У. формулируют понятие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. занимает нравственный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека , согласно У., - единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика , культовые служения, а подвижничество, внутренний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пуруше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и др. индийскими даршанами (школами). Значительное влияние У. прослеживается в " Бхагават -Гите". Идеи У. впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. оставили, начиная с Шопенгауэра. В.В. Лобач

(от санскр. ира - рядом и sad - сидеть с учителем) - древнеинд. произв. религиозно-философского характера , примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеинд. культуры приблизительно с 800 до 500 до Р. X. Развивая темы и понятия Вед (космологическая тематика, идея единства всего сущего и т. д.), Упанишады вводят их в рамки более последовательной монистической системы и - в отличие от Вед - переносят центр тяжести с внешней на внутреннюю сторону явлений. Упанишады оказали исключительное воздействие на развитие инд. мысли и явились источником для самых различных религиозных и философских направлений. См. Индийская философия .

— один из разделов Вед, древнеинд. религиозно-философские комментарии к ведическим гимнам, составлявшиеся на протяжении мн. вв. Наиболее древн. У. относятся к 7—3 вв. до н. э. Ведические боги и обряды наделяются в У. философским содержанием , истолковываются как аллегорические изображения человека и вселенной. Вере в переселение душ придается моральный характер . На вопрос о природе высшей реальности, с по знание м к-рой все остальное становится известным, в У. дается идеалистический ответ: это то, из чего рождено все существующее, то, в чем оно живет после рождения, и то, во что оно уходит после своей смерти; это брахман — духовная основа мира, к-рой тождественна духовная сущность человека — атман . Чтобы избавиться от круговорота новых рождений на земле, человек, по учению У., должен отдаться размышлению о единстве своей души (атмана) с брахманом. В У. получили отражение и материалистические идеи , с к-рыми приходилось бороться их авторам. Это были идеи, считавшие первоосновой мира одно из материальных начал — воду, огонь , воздух, свет , пространство или время — и отрицавшие существование души после смерти человека. Комментарии к У., написанные Бадараяной (2 в. н. э.) и затем Шанкарой (8 в.), стали основой Веданты.

Значение слова Упанишады в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Учение - какаялибо теория в совокупности с практикой ее ...
  • Утилитарный - 1) сообразующийся исключительно с практической пользой или ...
  • Условие - по [2] философская категория выражающая отношение предмета ...
  • Удобно - интересный термин обозначающий отношение ближайшего окружения и ...
  • Убийство - уничтожение живого существа. Убийство с точки зрения ...
  • Умозаключение - форма отображения в мышлении системы суждений, связанных ...
  • Унитарианство - (от лат. uniter воедино) религиознофилософское течение, ...
  • Ускорение - важное представление псевдосинкретизма приобретает специфическую форму в ...
  • Управление - рефлективная форма воспроизводственной деятельности, имеющей предметом саму ...
  • Транслокатор - техническое устройство, представляющее собой анизотропное рабочее тело ...
  • Тропы - (греч. tropos — обороты, способы выражения) — принципы ...
  • Трансцендентный - (лат. transcendere — переступать) — термин означающий, в ...
  • Трансценденталисты - — группа философовидеалистов и писателей в США, основавшая ...
  • Традиция - (лат. traditio — передача, предание ) — исторически ...
  • Пролетарии - (лат. proletarii) в Древнем Риме класс граждан, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари