Что такое Трансрациональность? Значение слова Трансрациональность в философском словаре

Трансрациональность - (от лат. trans -  за, по ту сторону; ratio - разум , рассудок )-  термин Франка, выражающий объективную непостижимость всех проявлений бытия как нераздельного единства рациональности и иррациональности, уходящего корнями в божественное всеединство . Знать Т., к-рая непосредственна, конкретна и доступна переживанию, можно только благодаря "умудренному неведению" ( аналог "ученого незнания" Николая Кузанского), на основе к-рого Франк конструирует правила "антиномистического познания" (см. Антиномизм ). Уже в работе " Предмет знания" (1915) Франк понимает всеединство как "металогическое единство ". В более позднем философском произв. " Непостижимое . Онтологическое введение в философию религии" (1939) три слоя бытия -  предметное бытиё, человеческое бытие и их первооснова (всеединство) - отождествляются Франком с трансрациональным, к-рое доступно только металогическому, или сверхрациональному, трансрациональному знанию. "...Верховенство подлинного знания принадлежит лишь тому углубленному взору, который проникает в трансрациональность , т. е. непостижимость или необъяснимость бытия". Трансрациональное трансдефинитно (выше всяких определений) и трансфинитно, т. е. обладает "избыточной полнотой". В предметном бытии Т. связана с неустранимой трансцендентностью мира, с безграничным океаном непознанного, с " потенциальностью " бытия, а также с такими, напр., феноменами, как конкретная индивидуальность , к-рую невозможно уловить в понятиях. На уровне человеческого бытия Т. обнаруживается как единство непосредственного бытия ("я есмь") и уникального конкретного всеединства - "самости". Свою субъективность , или "кажущееся бытие", человек , согласно Франку, может преодолеть только в трансцендировании - в устремленности "вовне" (в отношение "я - ты") и "вовнутрь". Отношение "я - ты" понимается как трансрациональное единство тайны страха и вражды с тайной любви. Взятое со стороны единства и порядка, это отношение образует трансрациональное бытие "мы". Самое полное и глубокое обнаружение отношения связано с любовью . Трансцендирование "вовнутрь" характеризуется трансрациональным взаимопроникновением "души" и всеединства как "духа", совершающимся в "самости" человека, в результате чего образуется личность . На уровне первоосновы Франк обнаруживает трансрациональный " знак " всеединства в реальности - красоту. Приближаясь ко всеединству, человек узнает его как трансрациональный первоисточник жизни, как "Божество", к-рое полагает реальность вне себя и вместе с тем имеет ее в себе и через себя. Безличное непостижимое "Божество" впервые обретает имя "Бог" в конкретном единстве с конкретным человеком, становясь близким и осязаемым, но тем не менее сущностно непостижимым. Происхождение зла (небытия), согласно Франку, тоже трансрационально: это некое перерождение, надтреснутость мира, связанные с выпадением его из гармонического всеединства. У ряда философов, близких к метафизике всеединства, встречаются идеи , перекликающиеся с понятием Т. Так, согласно Козлову, в многообразном чувственном опыте дается "прикровенная истина " единства всех вещей, коренящегося в Боге. В. С. Соловьев считал, что "сквозь" мир усматривается абсолютное и бесконечное "Всеединство". Флоренский прозревал за видимым многообразием бытия вечное "мистическое единство", тварную Софию. У Булгакова было живое ощущение творческой неистощимости и безграничности мира, благодаря "океану" софийного бытия. Карсавин описывал "Всеединство" следующим образом: это "Существо, совершеннее коего нет ничего и помыслить нельзя, все в себе заключает" - и "иное", и Абсолют .

Трансрациональность

(от лат. trans -  за, по ту сторону; ratio - разум , рассудок )-  термин Франк а, выражающий объективную непостижимость всех проявлений бытия как нераздельного единства рациональности и иррациональности, уходящего корнями в божественное все единство . Знать Т., к-рая непосредственна, конкретна и доступна переживанию, можно только благодаря "умудренному неведению" ( аналог "ученого не знания " Николая Кузанского), на основе к-рого Франк конструирует правила "антиномистического познания" (см. Антиномизм ). Уже в работе " Предмет знания" (1915) Франк понимает всеединство как "металогическое единство ". В более позднем философском произв. " Непостижимое . Онтологическое введение в философию религии" (1939) три слоя бытия -  предметное бытиё, человеческое бытие и их первооснова (всеединство) - отождествляются Франком с трансрациональным, к-рое доступно только металогическому, или сверхрациональному, трансрациональному знанию. "...Верховенство подлинного знания принадлежит лишь тому углубленному взору, который проникает в трансрациональность , т. е. непостижимость или необъяснимость бытия". Трансрациональное трансдефинитно ( выше всяких определений) и трансфинитно, т. е. обладает "избыточной полнотой". В предметном бытии Т. связана с неустранимой трансцендентностью мира , с безграничным океаном непознанного, с " потенциальностью " бытия, а также с такими, напр., феноменами, как конкретная индивидуальность , к-рую невозможно уловить в понятиях. На уровне человеческого бытия Т. обнаруживается как единство непосредственного бытия ("я есмь") и уникального конкретного всеединства - "самости". Свою субъективность , или "кажущееся бытие", человек , согласно Франку, может преодолеть только в трансцендировании - в устремленности "вовне" (в отношение "я - ты") и "вовнутрь". Отношение "я - ты" понимается как трансрациональное единство тайны страха и вражды с тайной любви. Взятое со стороны единства и порядка, это отношение образует трансрациональное бытие "мы". Самое полное и глубокое обнаружение отношения связано с любовью . Трансцендирование "вовнутрь" характеризуется трансрациональным взаимопроникновением "души" и всеединства как "духа", совершающимся в "самости" человека, в результате чего образуется личность . На уровне первоосновы Франк обнаруживает трансрациональный " знак " всеединства в реальности - красоту. Приближаясь ко всеединству, человек узнает его как трансрациональный первоисточник жизни, как "Божество", к-рое полагает реальность вне себя и вместе с тем имеет ее в себе и через себя. Безличное непостижимое "Божество" впервые обретает имя "Бог" в конкретном единстве с конкретным человеком, становясь близким и осязаемым, но тем не менее сущностно непостижимым. Происхождение зла (небытия), согласно Франку, тоже трансрационально: это некое перерождение , надтреснутость мира, связанные с выпадением его из гармонического всеединства. У ряда философов , близких к метафизике всеединства, встречаются идеи , перекликающиеся с понятием Т. Так, согласно Козлову, в многообразном чувственном опыте дается "прикровенная истина " единства всех вещей, коренящегося в Боге. В. С. Соловьев считал, что "сквозь" мир усматривается абсолютное и бесконечное " Всеединство ". Флоренский прозревал за видимым многообразием бытия вечное "мистическое единство", тварную Софию. У Булгакова было живое ощущение творческой неистощимости и безграничности мира, благодаря "океану" софийного бытия. Карсавин описывал "Всеединство" следующим образом: это "Существо, совершеннее коего нет ничего и помыслить нельзя , все в себе заключает" - и "иное", и Абсолют .

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Теизм - (от греч. theцs Бог) вера в ...
  • Тантризм - возникшая в 1 в. после Р. X. ...
  • Талмуд - (древнеевр., букв. изучение) собрание религиозноэтических и ...
  • Тактильный - (от лат. tangere касаться) относящийся к ...
  • Тщеславие - социальное и моральное чувство проявляющееся как мотив ...
  • Трусость - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество ...
  • Требование - (моральное) простейший элемент моральных огношений, в крых ...
  • Театр - (греч. место для зрелищ, зрелище). 1. ...
  • Тринитаризм - см. ТРОИЦА ...
  • Трансценденталии - см. БОГ, ТЕОЛОГИЯ   ...
  • Традиция - (лат. traditio передача, придание) универсальная форма ...
  • Тотем - (от алгонкинского "ототем" его род) существо, ...
  • Топика - (греч. topos место ) техника пространственной ...
  • Типологизация - (греч. tipos отпечаток, форма образец и logos ...
  • Ергелмир - (Сканд.) Букв., "бурлящая глина". То же, что Имир ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари