Что такое Тантризм? Значение слова Тантризм в философском словаре

1) Тантризм - (от санскр. тантра -хитросплетение, сокровенный текст , магия ) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм, вишнуизм) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты возникли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму . Характерный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему половому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос , его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йоги -ческой практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека.

2) Тантризм - (санскр. tantra - хитросплетение - в значении: словесный арабеск, эзотерический текст ) - неортодоксальное внебрахманистское направление индуизма . Главными священными текстами Т. выступают тантры: собственно тантры, относящиеся к шактистскому вектору индуизма; агамы, относящиеся к шиваитскому (и отчасти - к вишнуитскому) векторам; пураны, относящиеся к вишнуитскому вектору. Таким образом. Т. генетически связан с шактизмом, шиваизмом и вишнуизмом; а также практикой йоги . Шакти (санскр. sakti - сила ) мыслилась в древнеиндийской мифологии как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги (Деви, Сати , Парвати и др.); ключевым символом Шакти выступает йони (санск. yoni - источник, женские гениталии). Если в рамках европейской мифологии (а затем - ранней философии) противопоставление женского и мужского начал артикулировалось как структурное и конституировалось в качестве противопоставления пассивной материи и активной формы, то в древне-индийской культуре оно артикулировалось как энергетическое, конституируясь в качестве взаимодействия оплодотворяющей мужской силы с женской силой плодородия. В то время как олицетворенное в Шиве мужское начало мира мыслится как сознание (чит), Шакти выступает созидательной силой сознания (чидрупини), и "когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он не способен даже двигаться" ("Саундарьяла- хара "). Шакти, таким образом, выступает творческой креативной силой воплощенного абсолюта (в испытавшей влияние шактизма философии санкхьи мужское начало мира "как космический мужчина" - Пуруша - мыслится как пассивный созерцатель красоты прак-тити - спонтанно развивающегося женского - материнского и материального - начала ; взятый же сам по себе Пуруша характеризуется таким качеством , как аудасинья - равнодушие; однако его соединение с пракрити необходимо для исходного импульса космического процесса ). В качестве генетического истока данной семантической структуры может рассматриваться мифологический сюжет сакрального брака Земли и Неба как женского и мужского мировых начал, имеющего креационный смысл . В качестве типологического аналога Шакти могут рассматриваться восходящая к шехи - неклассического иудаизма женская ипостась Бога в Каббале, образ Софии как являющейся в мире мудрости Божьей в христианстве, - однако, семантические акценты в данном случае не совпадают: указанные сущности выступают в качестве презентации сущности Божьей в субстанции творения и, стремясь к воссоединению с ним в качестве женских его персонификаций, лишены, тем не менее, выраженной сексуальной окрашенности и не выступают аксиологически приоритетными космическими структурами в рамках соответствующих систем ценностей. В контексте Т., напротив, женское начало мыслится как средоточие креативных сил и в этом качестве - в отличие от западной традиции - выступает на передний план . Именно и только посредством Шакти возможна актуализация и реализация потенциальной созидательной энергии творящего Бога. Так, символом Шивы выступает линга (санскр. linga - плуг, символ пола, фаллос, - отсюда "лингаята" как шиваистский вектор развития Т.); аналогична трактовка Вишну в вишнуистской версии Т. (пан-чаратра - пятиночие): Вишну- Нараяна выступает инициатором пахтания мирового океана, имеющего креационную семантику сакрального брака, в контексте чего связывается с фаллической символикой острия копья (см. Любовь ), имя Вишну (санскр. visnu) генетически восходит к корню vic - входить, проникать. Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваистском Т. Особую семантику приобретает в обрисованном контексте сексуальная практика человека : сакральное начало Шакти мыслится в Т. как воплощенное не только в Парвати, Уме и т.п., но и в любой женщине, в силу чего в акте эротического соединения с нею мужчина не только отождествляется с Шивой, но и достигает слияния с Шакти и растворения в животворящей энергии космического женского начала. Семантическим ядром тантристского ритуала выступает, таким образом, вамачара (санскр. vama - влечение к женщине; achara - действие , обряд ), т.е. нормативно акцентированная сексуальная активность , наделяемая в Т. сакральным смыслом (ср. скрытую сакральную семантику эротического акта в суфизме , например, в "Геммах мудрости" ал-Араби - см. Секс ). Снижение сексуальной активности ведет, согласно Т., к деструкции организованного мироздания, возвращению его в состояние шуньи (санскр. - ничто , пустота ), что семантически восходит к архаической имитативной магии , в рамках которой повышение сексуальной активности человека рассматривается как средство повышения плодородия природных сил и как путь к инициированию регулярного повтора космического брака в рамках календарного цикла (см. Любовь, Секс). Наряду с вамачарой как внешней сексуальной практикой, Т. предполагает и специфические ритуальные действия, связанные с трансформацией внутреннего психического состояния. В этой своей составляющей Т. обнаруживает связь своей обрядности с практикой йоги в специфической ее семантической аранжировке, которая диктуется ценностной ориентацией Т.: "изначальную женскую силу следует почитать, становясь женщиной" (Чаттападхья). Согласно Т., в стволе спинного мозга вертикально располагаются 7 лотосов ( падма -лотос - символ йони), и последовательная активизация их посредством специальной психофизической техники ( йога -садхана) трактуется как пробуждение внутренних творческих сил организма и, предполагая трансформацию мужской энергии в женскую, мыслится как совершенствование. Экстремумом этого поступательного процесса - подъема трансформационной активности - является активизация верхнего лотоса, лежащего в основании головного мозга, - так называемое пробуждение Кундалини (отсюда название соответствующей практики - кундалини-йога), мыслимого в качестве сакрального змея (см. традиционную фаллическую символику змеи в классической мифологии). Пробуждение Кундалини означает в Т. слияние находящегося там мужского начала с поднявшимся по стволу спинного мозга женским началом: личность полностью лишается двойственности, растворяясь во всепоглощающем креационном начале женственности. Разбудивший змея Кундалини обретает высшее знание и - в соответствии с характерной для Т. идеей единства макро- и микрокосма - высвобождает созидательную энергию Шакти (ср. с трансформацией энергии пола как пути освобождения и знания в " Кама -марге", где данный процесс имеет скорее личностную, нежели космическую, как в Т., размерность). Подобно оргиастическим культам Запада , Т. был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту (ср. со средневековыми мистическими течениями в среде европейского плебса, параллельно характеризующимися оргиастической окрашенностью культовой практики и предельно широкой люмпен-ориентацией - см. Мистика ). В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений Т. объявлялись неприкасаемыми; однако применительно к Новому времени может быть зафиксирован своего рода ренессанс Т. в среде творческой интеллигенции (например, влияние Т. на мировоззрение Р. Тагора, Гхоша и др.). М.А. Можейко

3) Тантризм - - возникшая в 1 в. после Р. X. в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале , которая излагалась в текстах- тантрах (санскр. - ткань, т.е. текст ) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека - микрокосмоса . С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти .

4) Тантризм - — религиозно-философское учение древн. Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Т. видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактистский и вишнуистский Т. Характерной чертой для средневекового Т. была его направленность против учения о майе адвайта -вейангм, признание реальности мира и его эволюции из духовного основоначала. Считая тождественным строение микро- и макрокосма , тантристы пытались найти ключ к познанию природы в познании человека . Их учение о человеческом теле (деха вада) содержит в себе немало сведений, позволяющих судить о развитии химии и медицины в древн. и средневековой Индии. Характерно, что психофизические упражнения (садхана) тантристов не связаны с аскетическим отречением от мира. Более того, традиционная религиозная цель “мукти” (духовное освобождение) сочетается в них с “бхукти” ( наслаждением ). Важной особенностью Т. является его обращение ко всем индийцам, независимо от касты , пола и возраста. Это обстоятельство было связано с сохранением в Т. ряда существенных черт первобытнообщинной идеологии. Т. оказал большое влияние на развитие инд. философии. В частности, под его воздействием, по-видимому, формировались идеи ранней санкхьи. В новое время влияние Т. испытали на себе Рамакришна, Виве-кананда, Р. Тагор, Гхош и др.

Тантризм

(от санскр. тантра -хитросплетение, сокровенный текст , магия ) - общее название различных школ и направлений в индуизме (шактизм, шиваизм , вишнуизм ) и буддизме (ваджа-раяна). Индуистские секты возникли среди низких и низш. каст в противовес брахманизму . Характерный признак принадлежности к Т. - поклонение некоему половому энергетич. началу, чаще - женскому, реже - мужскому. Человек рассматривается как микрокосмос , его тело устроено аналогично космосу и из того же материала. С т. зр. Т. щедрость природы вызывается или усиливается имитацией акта оплодотворения. Обряды Т. связаны с йоги -ческой практикой, при помощи к-рой якобы высвобождаются дремлющие потенции человека.

(санскр. tantra - хитросплетение - в значении: словесный арабеск, эзотерический текст ) - неортодоксальное внебрахманистское направление индуизма . Главными священными текстами Т. выступают тантры: собственно тантры, относящиеся к шактистскому вектору индуизма; агамы, относящиеся к шиваитскому (и отчасти - к вишнуитскому) векторам; пураны, относящиеся к вишнуитскому вектору. Таким образом. Т. генетически связан с шактизмом, шиваизм ом и вишнуизм ом; а также практикой йоги . Шакти (санскр. sakti - сила ) мыслилась в древнеиндийской мифологии как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги (Деви, Сати , Парвати и др.); ключевым символом Шакти выступает йони (санск. yoni - источник, женские гениталии). Если в рамках европейской мифологии (а затем - ранней философии) противопоставление женского и мужского начал артикулировалось как структурное и конституировалось в качестве противопоставления пассивной материи и активной формы, то в древне-индийской культуре оно артикулировалось как энергетическое, конституируясь в качестве взаимодействия оплодотворяющей мужской силы с женской силой плодородия. В то время как олицетворенное в Шиве мужское начало мира мыслится как сознание (чит), Шакти выступает созидательной силой сознания (чидрупини), и "когда Шива объединен с Шакти, он способен творить; в других же случаях он не способен даже двигаться" ("Саундарьяла- хара "). Шакти, таким образом, выступает творческой креативной силой воплощенного абсолюта (в испытавшей влияние шактизма философии санкхьи мужское начало мира "как космический мужчина" - Пуруша - мыслится как пассивный созерцатель красоты прак-тити - спонтанно развивающегося женского - материнского и материального - начала ; взятый же сам по себе Пуруша характеризуется таким качеством , как аудасинья - равнодушие; однако его соединение с пракрити необходимо для исходного импульса космического процесса ). В качестве генетического истока данной семантической структуры может рассматриваться мифологический сюжет сакрального брака Земли и Неба как женского и мужского мировых начал, имеющего креационный смысл . В качестве типологического аналога Шакти могут рассматриваться восходящая к шехи - неклассического иудаизма женская ипостась Бога в Каббале, образ Софии как являющейся в мире мудрости Божьей в христианстве, - однако, семантические акценты в данном случае не совпадают: указанные сущности выступают в качестве презентации сущности Божьей в субстанции творения и, стремясь к воссоединению с ним в качестве женских его персонификаций, лишены, тем не менее, выраженной сексуальной окрашенности и не выступают аксиологически приоритетными космическими структурами в рамках соответствующих систем ценностей. В контексте Т., напротив, женское начало мыслится как средоточие креативных сил и в этом качестве - в отличие от западной традиции - выступает на передний план . Именно и только посредством Шакти возможна актуализация и реализация потенциальной созидательной энергии творящего Бога. Так, символом Шивы выступает линга (санскр. linga - плуг, символ пола, фаллос, - отсюда "лингаята" как шиваистский вектор развития Т.); аналогична трактовка Вишну в вишнуистской версии Т. (пан-чаратра - пятиночие): Вишну- Нараяна выступает инициатором пахтания мирового океана, имеющего креационную семантику сакрального брака, в контексте чего связывается с фаллической символикой острия копья (см. Любовь ), имя Вишну (санскр. visnu) генетически восходит к корню vic - входить, проникать. Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваистском Т. Особую семантику приобретает в обрисованном контексте сексуальная практика человек а : сакральное начало Шакти мыслится в Т. как воплощенное не только в Парвати, Уме и т.п., но и в любой женщине, в силу чего в акте эротического соединения с нею мужчина не только отождествляется с Шивой, но и достигает слияния с Шакти и растворения в животворящей энергии космического женского начала. Семантическим ядром тантристского ритуала выступает, таким образом, вамачара (санскр. vama - влечение к женщине; achara - действие , обряд ), т.е. нормативно акцентированная сексуальная активность , наделяемая в Т. сакральным смыслом (ср. скрытую сакральную семантику эротического акта в суфизме , например, в "Геммах мудрости" ал-Араби - см. Секс ). Снижение сексуальной активности ведет, согласно Т., к деструкции организованного мироздания, возвращению его в состояние шуньи (санскр. - ничто , пустота ), что семантически восходит к архаической имитативной магии , в рамках которой повышение сексуальной активности человека рассматривается как средство повышения плодородия природных сил и как путь к инициированию регулярного повтора космического брака в рамках календарного цикла (см. Любовь, Секс). Наряду с вамачарой как внешней сексуальной практикой, Т. предполагает и специфические ритуальные действия, связанные с трансформацией внутреннего психического состояния. В этой своей составляющей Т. обнаруживает связь своей обрядности с практикой йоги в специфической ее семантической аранжировке, которая диктуется ценностной ориентацией Т.: "изначальную женскую силу следует почитать, становясь женщиной" (Чаттападхья). Согласно Т., в стволе спинного мозга вертикально располагаются 7 лотосов ( падма -лотос - символ йони), и последовательная активизация их посредством специальной психофизической техники ( йога -садхана) трактуется как пробуждение внутренних творческих сил организма и, предполагая трансформацию мужской энергии в женскую, мыслится как совершенствование. Экстремумом э того поступательного процесса - подъема трансформационной активности - является активизация верхнего лотоса, лежащего в основании головного мозга, - так называемое пробуждение Кундалини (отсюда название соответствующей практики - кундалини-йога), мыслимого в качестве сакрального змея (см. традиционную фаллическую символику змеи в классической мифологии). Пробуждение Кундалини означает в Т. слияние находящегося там мужского начала с поднявшимся по стволу спинного мозга женским началом: личность полностью лишается двойственности, растворяясь во всепоглощающем креационном начале женственности. Разбудивший змея Кундалини обретает высшее знание и - в соответствии с характерной для Т. идеей единства макро- и микрокосма - высвобождает созидательную энергию Шакти (ср. с трансформацией энергии пола как пути освобождения и знания в " Кама -марге", где данный процесс имеет скорее личностную, нежели космическую, как в Т., размерность). Подобно оргиастическим культам Запада , Т. был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту (ср. со средневековыми мистическими течениями в среде европейского плебса, параллельно характеризующимися оргиастической окрашенностью культовой практики и предельно широкой люмпен-ориентацией - см. Мистика ). В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений Т. объявлялись неприкасаемыми; однако применительно к Новому времени может быть зафиксирован своего рода ренессанс Т. в среде творческой интеллигенции (например, влияние Т. на мировоззрение Р. Тагора, Гхоша и др.). М.А. Можейко

- возникшая в 1 в. после Р. X. в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале , которая излагалась в текст ах- тантра х (санскр. - ткань, т.е. текст ) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человек а - микрокосмос а . С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти .

— религиозно-философское учение древн. Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Т. видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактистский и вишнуистский Т. Характерной чертой для средневекового Т. была его направленность против учения о майе адвайта -вейангм, признание реальности мира и его эволюции из духовного основоначала. Считая тождественным строение микро- и макрокосма , тантристы пытались найти ключ к познанию природы в познании человек а . Их учение о человеческом теле (деха вада) содержит в себе немало сведений, позволяющих судить о развитии химии и медицины в древн. и средневековой Индии. Характерно, что психофизические упражнения (садхана) тантристов не связаны с аскетическим отречением от мира. Более того , традиционная религиозная цель “мукти” (духовное освобождение) сочетается в них с “бхукти” ( наслаждением ). Важной особенностью Т. является его обращение ко всем индийцам, независимо от касты , пола и возраста. Это обстоятельство было связано с сохранением в Т. ряда существенных черт первобытнообщинной идеологии. Т. оказал большое влияние на развитие инд. философии. В частности, под его воздействием, по-видимому, формировались идеи ранней санкхьи. В новое время влияние Т. испытали на себе Рамакришна, Виве-кананда, Р. Тагор, Гхош и др.

Значение слова Тантризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Тихон - (Белавин Василий Иванович, 18651925) патриарх Моск. и ...
  • Тиара - тройная корона папы римск. В ее основе ...
  • Тефсир - (араб. толкование ) схоластич. толкование Корана ...
  • Терциарии - (от лат. tertius третий) братства мирян, существующие ...
  • Терапевты - религ.аскетич. община представлявшая собой или одну из ...
  • Теофании - в Др. Греции весенний праздник в ...
  • Теология - см. Богословие . ...
  • Табориты - радикальнодемократич. крыло гуситов. Соц. основу «общины таборитской», ...
  • Трансгрессия - одно из ключевых понятий постмодернизма фиксирующее феномен ...
  • Терминизм - (лат. terminus граница определенность, имя) позднесхоластическое ...
  • Тело - термин традиционного эстетического и социогуманитарного знания (см. ...
  • Телеология - (греч. telos завершение, цель ; teleos ...
  • Тождество - отношение между предметами (реальными или абстрактными), которое ...
  • Термин - (от лат. terminus граница предел, конец ч.л.) ...
  • Интуиция - (от позднелат. intuitio созерцание ) способность ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари