Что такое Субэкумена? Значение слова Субэкумена в философском словаре

Субэкумена - - устойчивая коалиция культур, связанных единой вселенской религиозно-филос. традицией. Сегодня это зап. христ. мир, мир ислама , индуистско-буддийский мир Юж. Азии (Индия и индианизированные культуры) и конфуцианско-буддийский мир Д. Востока (Китай и синизированные культуры). Понятие С. - попытка углубить проблему истор. образований, стоящих посредине между "нац." (этническим) и "интернац." (вселенским), напр. Европа. Т.о., теория С. примыкает к теориям "культурных кругов" Шпенглера и "цивилизаций" Тойнби; она противостоит концепции этносов Л.Н. Гумилева, перенося акцент с этнич. (племенного) на вселенское (в его исторически конкр. воплощении суперэтнической культуры, созданной мировой религией). Аналогия С., в концепции Гумилева, - "суперэтнос", рыхлое и недолговечное единство , созданное избыточной энергией этноса ( пример - Рим. империя до христианства). Теория С. подчеркивает противоположное: культурные миры, созданные вселенскими религиями и религиозно-филос. традициями, устойчивее, чем отд. народы . Первонач. евр. ядро учеников Христа и апостолов растворилось в массе христиан; потом исчезли и эллины, и римляне, а Запад , обновленный христианством , распространил свое влияние на весь земной шар. Буддизм , возникший в Индии, проиграл спор с индуизмом и был вытеснен со своей родины, но захватил другие народы и стал одной из основ единства Д. Востока. Понятие С. не совпадает и с "культурным кругом". Общность культурного круга иррациональна и основана скорее на привычках , обычаях, чем на идеях и символах. Византия и халифат включены Шпенглером в один культурный круг, несмотря на различия между христианством и исламом. Культурный круг подобен биол. организму и живет примерно тысячу лет, проходя неизбежный путь от юности к зрелости и старости. С. основана не на инерции обычаев, а на захваченности вселенским кругом идей и не ограничена никакими биол. законами. Она возникает из кризиса древних империй и несет в себе способность преодолевать другие кризисы. Можно определить С. как цивилизацию, основанную на вселенском духе, объединившем народы и племена в пространстве империи, а затем вокруг имперского ядра. Это выделяет С. из массы "цивилизаций", в понимании Тойнби, многие из к-рых имеют до-имперский характер . Нек-рые черты, из к-рых складывается облик С., характерны для пары С. в противоположность другой паре. Особенно тесно связаны два мира, на к-рые с древности распадалось Средиземноморье. Оно может быть названо бисубэкуменой (биэкуменой). В рим. период это одна большая цивилизация с одной, эллин. филос. традицией, одним, рим. правом , и (к 4 в.) одной, иудейской по происхождению, религией. Однако с течением времени лат. переработка евангельского импульса все дальше уходила от византийской и дело кончилось разрывом. Возникновение ислама создало новый вопрос : можно ли считать С. византийский культурный мир? Для 6-7 вв. это несомненно. Однако тогда из решающих черт С. следует исключить устойчивость . Византия не справилась с натиском ислама не только на поле битвы, но и духовно. Большинство христиан Египта и Сирии принадлежало к неправославным исповеданиям и предпочло арабов (на первых порах отличавшихся терпимостью) православной нетерпимости. В Индии и Китае культура поглощала завоевателей, на Бл. Востоке религия завоевателей захватила большинство побежденных. Можно выйти из логич . противоречия, назвав Византию несостоявшимся субэкуменальным узлом (наподобие ламаистского Тибета с обращенной в ламаизм Монголией). Однако этому сопротивляются рус. попытки возродить православный мир (" Москва - Третий Рим "). Т.о., визант. вопрос рождает рус. вопрос: является ли Россия (или рус. Евразия) С.? Теория С. отвергает противопоставление Запада Востоку. Запад - конкр. мир, Европа и континенты , освоенные европейцами, и Восток представляют три С. Теория С. позволяет понять причины силы и слабости Запада. Основы его были заложены в новом древнем мире, возникшем в Сев. Средиземноморье на периферии старого древнего мира, около 2,5 тыс. лет тому назад. Попадая в поле одной цивилизации, племена легко ассимилировались. Попадая в общее поле, они оказывались под перекрестным огнем разных потоков символов и тяготели не к ассимиляции, а к формированию новых цивилизаций. Сев. Средиземноморье стало миром, свободным от архаич. перевеса традиции над логикой, со всеми возможностями и опасностями, к-рые несла в себе логика ; миром демократич. полисов, между к-рыми установились отношения диалога . "Сравнит. жизнеописания" Плутарха - книга, охотно читавшаяся и греками, и римлянами. Ничего подобного нельзя себе представить в традиц. Китае или в Индии до Акбара . Политически Средиземноморье было объединено Римом; но духовно оно осталось двуединым, диалогичным. Этот диалогизм возродился в Европе Нового времени. Путь к нему был достаточно сложным. Из феодального хаоса , к-рый оплакивал Данте, родилась свобода городов (где зародилось Новое время ) и примерно с 16 в. система наций-гос-в, связанных общей культурой, постоянно перекликавшихся друг с другом и учившихся друг у друга. Именно в этой перекличке причина динамизма Запада. Города-республики Италии и Германии, пришли в упадок, но движение продолжалось в Англии, Голландии, Франции и захватило весь мир. Однако мировая научная цивилизация развязала силы, с к-рыми не может справиться. В потоке информации потерялось главное - чувство целого, смысл жизни , "ценностей незыблемая скала" (Мандельштам), присутствие вечности во времени. Природа , превращенная в раба, взбунтовалась. Экологич. кризис требует переоценки ценностей, самоограничения деятельности, восстановления культуры созерцания, сохранившейся в наши дни только к Востоку от Суэца. Эта задача может быть решена в диалоге С., в диалоге всех самобытных импульсов к вселенскому единству. Лит.: см. Диалог. Г. С. Померанц

Субэкумена

- устойчивая коалиция культур, связанных единой вселенской религиозно-филос. традицией. Сегодня это зап. христ. мир, мир ислама , индуистско-буддийский мир Юж. Азии ( Индия и индианизированные культуры) и конфуцианско-буддийский мир Д. Восток а ( Китай и синизированные культуры). Понятие С. - попытка углубить проблему истор . образований, стоящих посредине между "нац." (этническим) и "интернац." (вселенским), напр. Европа . Т.о., теория С. примыкает к теориям "культурных круг ов" Шпенглера и "цивилизаций" Тойнби ; она противостоит концепции этносов Л.Н. Гумилева, перенося акцент с этнич. (племенного) на вселенское (в его исторически конкр. воплощении суперэтнической культуры, созданной мировой религией). Аналогия С., в концепции Гумилева, - "суперэтнос", рыхлое и недолговечное единство , созданное избыточной энергией этноса ( пример - Рим. империя до христианства). Теория С. подчеркивает противоположное: культурные миры , созданные вселенскими религия ми и религиозно-филос. традициями, устойчивее, чем отд. народы . Первонач. евр. ядро учеников Христ а и апостолов растворилось в массе христиан; потом исчезли и эллин ы , и римляне , а Запад , обновленный христианством , распространил свое влияние на весь земной шар. Буддизм , возникший в Индии , проиграл спор с индуизмом и был вытеснен со своей р один ы , но захватил друг ие народы и стал одной из основ единства Д. Востока. Понятие С. не совпадает и с "культурным кругом ". Общность культурного круга иррациональна и основана скорее на привычках , обычаях, чем на идеях и символах. Византия и халифат включены Шпенглером в один культурный круг, несмотря на различия между христианством и исламом. Культурный круг подобен биол. организму и живет примерно тысячу лет, проходя неизбежный путь от юности к зрелости и старости. С. основана не на инерции обычаев, а на захваченности вселенским кругом идей и не ограничена никакими биол. законами. Она возникает из кризис а древних империй и несет в себе способность преодолевать другие кризисы. Можно определить С. как цивилизацию, основанную на вселенском духе, объединившем народы и племена в пространстве империи, а затем вокруг имперского ядра. Это выделяет С. из массы "цивилизаций", в понимании Тойнби, многие из к-рых имеют до-имперский характер . Нек-рые черт ы, из к-рых складывается облик С., характерны для пары С. в противоположность другой паре . Особенно тесно связаны два мира , на к-рые с древности распадалось Средиземноморье . Оно может быть названо бисубэкуменой (биэкуменой). В рим. период это одна большая цивилизация с одной, эллин. филос. традицией, одним, рим. правом , и (к 4 в.) одной, иудейской по происхождению, религией. Однако с течением времени лат. переработка евангельского импульса все дальше уходила от византийской и дело кончилось разрывом. Возникновение ислама создало новый вопрос : можно ли считать С. византийский культурный мир? Для 6-7 вв. это несомненно . Однако тогда из решающих черт С. следует исключить устойчивость . Византия не справилась с натиском ислама не только на поле битвы, но и духовно. Большинство христиан Египта и Сирии принадлежало к неправославным исповеданиям и предпочло арабов (на первых порах отличавшихся терпимостью) православной нетерпимости. В Индии и Китае культура поглощала завоевателей, на Бл. Востоке религия завоевателей захватила большинство побежденных. Можно выйти из логич . противоречия, назвав Византию несостоявшимся субэкуменальным узлом ( наподобие ламаистского Тибета с обращенной в ламаизм Монголией). Однако э тому сопротивляются рус. попытки возродить православный мир (" Москва - Третий Рим "). Т.о., визант. вопрос рождает рус. вопрос: является ли Россия (или рус. Евразия ) С.? Теория С. отвергает противопоставление Запада Востоку. Запад - конкр. мир, Европа и континенты , освоенные европейцами, и Восток представляют три С. Теория С. позволяет понять причины силы и слабости Запада. Основы его были заложены в новом древнем мире, возникшем в Сев. Средиземноморье на периферии старого древнего мира, около 2,5 тыс. лет тому назад . Попадая в поле одной цивилизации, племена легко ассимилировались. Попадая в общее поле, они оказывались под перекрестным огнем разных потоков символов и тяготели не к ассимиляции, а к формированию новых цивилизаций. Сев. Средиземноморье стало миром, свободным от архаич. перевеса традиции над логикой, со всеми возможностями и опасностями, к-рые несла в себе логика ; миром демократич. полисов, между к-рыми установились отношения диалога . "Сравнит. жизнеописания" Плутарха - книга , охотно читавшаяся и греками, и римлянами. Ничего подобного нельзя себе представить в традиц. Китае или в Индии до Акбара . Политически Средиземноморье было объединено Римом; но духовно оно осталось двуединым, диалогичным. Этот диалогизм возродился в Европе Нового времени. Путь к нему был достаточно сложным. Из феодального хаоса , к-рый оплакивал Данте , родилась свобода городов (где зародилось Новое время ) и примерно с 16 в. система наций-гос-в, связанных общей культурой, постоянно перекликавшихся друг с другом и учившихся друг у друга. Именно в этой перекличке причина динамизма Запада. Города-республики Италии и Германии, пришли в упадок , но движение продолжалось в Англии, Голландии, Франции и захватило весь мир. Однако мировая научная цивилизация развязала силы, с к-рыми не может справиться . В потоке информации потерялось главное - чувство целого, смысл жизни , "ценностей незыблемая скала" ( Мандельштам ), присутствие вечности во времени. Природа , превращенная в раба , взбунтовалась. Экологич. кризис требует переоценки ценностей, самоограничения деятельности, восстановления культуры созерцания, сохранившейся в наши дни только к Востоку от Суэца. Эта задача может быть решена в диалоге С., в диалоге всех самобытных импульсов к вселенскому единству. Лит.: см. Диалог . Г. С. Померанц

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Соревнование - отношения складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, ...
  • Сократ - (470/469399 до н. э.) древнегреч. философ развивавший ...
  • Сознание - (моральное) одна из форм общественного С.» являющаяся, ...
  • Смирение - моральное качество характеризующее отношение человека к самому ...
  • Смелость - моральное качество характеризующее способность человека преодолевать в ...
  • Скромность - моральное качество характеризующее личность с т. зр. ...
  • Скептицизм - (греч. skeptikos разглядывающий, расследующий). 1. Моральный ...
  • Синергетика - " новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное ...
  • Светское - "ко свету (миру) в различных значениях относящееся, ...
  • Стыд - одно из осн. этикофилософских понятий рус. мысли. ...
  • Софиология - учение о Софии Премудрости Божией рус. религиозных ...
  • Соборность - специфическое понятие рус. философии, выработанное Хомяковым. Этимологически ...
  • Славянофильство - направление рус. общественной мысли, противостоявшее западничеству. Его ...
  • Символизм - (от греч. symbolon знак символ ) ...
  • Синонимия - идея совпадения мыслительных и языковых структур. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари