Что такое Социология? Значение слова Социология в философском словаре

1) Социология - (лат. societas - общество и греч. logos учение ) - наука об обществе, о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях между этими общностями и социальных механизмах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношении. Термин "С." впервые введен в научное обращение создателем этой науки Контом, который синтезировал наиболее плодотворные идеи своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт положил в основу построения С. как науки идею "социальной системы", т.е. признание факта существования общества как своеобычного организма определенной сложности, элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. Предметом С. Конт считал глобальное общество; при этом его интересует не столько смена общественных систем (как, например, в теории формаций Маркса), сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формально-логическим анализом общества как такового нашло свое выражение в делении С. на социальную статику и социальную динамику, что потребовало от Конта определения понятий социальной целостности, социальной структуры, социального порядка и прогресса . Задача социальной статики, по Конту, - систематическое исследование связей между элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный порядок . Анализ социальной статики начинается с семьи как основной клеточки социального организма, выполняющей функции социализации, сохранения культурного наследия, равновесия между традицией и инновацией. Наряду с семьей, основное условие существования социального организма - разделение труда , на основе которого формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, развиваются человеческие способности , солидарность и мораль . Социальная динамика у Конта призвана раскрыть универсальные закон развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. Конт подчеркивал взаимосвязь всех элементов социального организма, однако решающая роль отводится духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой , как проявление "закона трех стадий": теологической, метафизической и позитивной. В концепции Конта порядок и прогресс суть различные проявления общественного целого. Поэтому, предмет С, по Конту, - общество как социальный организм в его прошлом и настоящем. Предметная область С. охватывает, по Конту, всю совокупность социальных явлений, а сама наука превращается в своеобразный компендиум общественных наук, становясь их теоретической основой. Систематическое изложение предмета, задач и проблематики С. впервые было сделано Спенсером в его книге "Основания социологии". Задачи С, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов и процессов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Основу спенсеровского понимания предмета С. составляет его концепция социальных институтов, из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от остальных и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад "социального организма". Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по Спенсеру, опасно потому, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в "социальном организме". Концептуальной основой марксистской С, традиционно определяемой как исторический материализм , стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Концепция о формациях и их смене стремилась придать идее социального прогресса естественно-исторический смысл . Определение формации и формулировка экономического закона перехода от одной формации к другой, реализуя идеи системного подхода к обществу, вместе с тем переводило знание об обществе и его развитии в разряд исследования в духе позитивистской парадигмы. Общественное разделение труда и складывающиеся на его основе производственные отношения оказывают, по мнению Маркса, решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяя их в целостную систему. В более узком смысле понятие " социальная структура " трактовалось Марксом как деление общества на социальные группы (в соответствии с общественным разделением труда) и формирование системы устойчивых связей между ними. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь , как правило , понималась упрощенно, так как гарантом истинности социального знания были объявлены интересы пролетариата . В науку вводился критерий "партийности", приведший в будущем к грубым вульгаризациям не только гуманитарных, но и естественных наук. Концепция социологизма получила наиболее полное выражение в трудах Дюркгейма, признанного в настоящее время классиком С. В работе " Метод социологии" (1899) Дюркгейм определял предмет С. как социальные факты , существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой. Методологическую установку на исследование социальных процессов он сформулировал в известном лозунге: "социальные факты нужно рассматривать как вещи ". Цель С, по Дюркгейму, не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности С, раскрывающей этот закон. Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в С. как системного отражения социальных сторон жизнедеятельности людей. Дюркгейму принадлежит заслуга введения в С. понятия " функция " как отношения соответствия между социальным явлением или институтом и некоторой потребность общества как целого. Основная функция разделения труда, по Дюркгейму, - поддержание социальной солидарности, разделение труда рассматривается им как механизм, формирующий тип солидарности в обществе: от механической (полное растворение индивидуальности в "коллективном сознании") до органической солидарности (функциональной взаимозависимости индивидов). В конкретно-научном плане основной вклад Дюркгейма в формирование С. как науки состоит в анализе ценностно-нормативных систем обществ и разработке строгих методов исследования социальных фактов. По М. Веберу, С. должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов, но в отличие от психологии, рассматривать поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Таким образом, одна из центральных методологических категорий веберовской С. - категория социального действия: он определяет С. как науку, изучающую социальное действие . Социальное действие, по Веберу, предполагает два момента : субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и "ожиданием" и без которой действие не может рассматриваться как социальное. Осмысленное целера-циональное действие, по Веберу, - тот идеальный тип , образец социального действия, с которым соотносятся все остальные типы. Согласно Сорокину, предметом науки С. является общество, члены которого связаны психическим взаимодействием , т.е. обменом идей, чувств, волевых устремлений. С, считает Сорокин, может быть разделена на четыре главных отдела. Первый - общее учение об обществе : определение общества, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия его членов, формулирование основных социальных законов. Второй отдел, посвященный изучению социальных закономерностей, составляет социальная механика, которая ставит своей задачей: разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы ; изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; анализ всего механизма общественной жизни. Третий отдел - социальная генетика , содержанием которого становится: изучение происхождения и развития общества и общественных институтов; выявление основных тенденций в развитии общества и общественных институтов. Четвертым отделом С. является социальная политика - чисто практическая прикладная дисциплина , задачей которой служит указание средств улучшения общественной жизни и человека. Индивиды, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влияние целого комплекса факторов: бессознательных ( рефлексы ) и биосознательных (значения, нормы, ценности ) регуляторов. Поэтому любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему систем значений, норм, ценностей. Эту систему Сорокин определяет как "единовременное культурное качество ". Процесс формирования С. отмечен переходом от историко-эволюционного подхода к структурно-аналитическому, теоретические построения все теснее связывались с эмпирическими исследованиями. В рамках общей проблематики формируются разные теоретические ориентации в русле господствующих в тот или иной период философских течений. Так, "социологизм" Дюркгейма, предлагающий рассматривать факты "как вещи", порождает линию позитивистского объективизма . "Понимающая С." М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана, напротив, с идеями неокантианства и философии жизни. Вместе с тем, функционализм Дюркгейма контрастирует как с исторической ориентацией Вебера, который считает социологические понятия "идеальными типами", необходимыми для упорядочения сложной исторической действительности, так и с подходом Зиммеля, для которого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. В 50-е 20 в. в С. существовало несколько различных теоретико-методологических ориентаций. Самой влиятельной из них был структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Блумер, Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры. Сильное влияние на социологическую теорию оказывали аналитическая философия (Поппер и др.), феноменология (Шюц и др.), неофрейдизм (Фромм и др.)> структурализм . Хотя между общетеоретическими ориентациями и так называемыми теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирических исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют и на тематику, и на методы исследования. Представители интеракционистской ориентации изучают преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества; позитивистской - сводят социальные ценности и нормы к актам "открытого", наблюдаемого поведения; феноменологической - интересуются тем, какой внутренний смысл имеют те или иные социальные действия для их исполнителей. В результате интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из первых мест в системе общественных наук, она изучается и преподается в большинстве стран мира и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число которых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теоретической интерпретацией, С. выполняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоциальных процессов и систем (например, исследование социальных аспектов реструктурирования экономики целого государства), так и на микроуровне (например, в масштабах отдельных экономических отраслей или предприятий). В целом, как для западной, так и для отечественной С. остаются важными и требующими своего решения проблемы теоретико-методологического обоснования социологических исследований, а также проблемы связи и соотношения объемов академического и прикладного направлений. Г.Н. Соколова

2) Социология - (от лат. societas общество и греч. logos - учение ) - наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. Она является наукой о социальном (см. Социальный ), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы , Т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ , сословие , племя , союзы мужчин и женщин, род, семья , брак , различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие , их возникновение и исчезновение. Социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность . В 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что "полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления" (Фрайер). Начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является Конт, в трех последних томах шеститомного "Курса позитивной философии" которого излагаются осн. положения этой науки. Конт ввел в употребление также и сам термин " социология ". Он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл "позитивистской". В соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека , рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. Последователями Конта были такие англ, философы , как Герберт Спенсер ("The study of sociology", 1873) и Джон Стюарт Милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. Главным последователем Конта в Германии был Альберт Шеффель (1831 - 1903). Значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории Гегеля, из которой К. Маркс развил свой исторический материализм . В новейшей социологии различаются, по Бюлову (в "Wцrterbuch der Soziologie", 1955), следующие главные группы направлений: 1)Математическое направление (прежде всего Парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) Физикалистское направление (социальная физика , социальная механика, социальная энергетика). Если уже Сен-Симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице Конта, Спенсера и Дж. Ст. Милля. Энергетическая трактовка Оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) Социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм : наследственность , изменчивость , отбор , приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное . Если уже Платон , Аристотель , Фома Аквинский, Макиавелли, Альтузий, Воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то Кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство . Романтики Шеллинг и Гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. Конт, Спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) Социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. Большое влияние имели здесь Ж. Гобино и Ф. Гальтон ("Hereditary genus", 1869). 5) Антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у Гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до Бодена, Монтескье, Гердера, Гумбольдта, Бокля и др. Сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах Гумбольдта, Лацаруса, Штейнтоля, Бастиона, Вундта, Леви-Брюля, Л. Г. Моргана, Турнвальда и др. 6) Историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен - как явление культуры. В центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. Представителями этих направлений являются в первую очередь Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Пауль Барт, Оппенгеймер, а также Альфред Вебер, К. Мангейм, Шелер, Трёльч и Фрейер. 7) Психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. Если у Конта и Спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания Тарда и психология масс Лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму , глубинной психологии, а также к таким исследователям, как Мак-Дугалл, Фиркандт, Теннис, Зиммель. 8) Универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум . Предшественником его является Фома Аквинский, главный его представитель О. Шпанн - последователь Адама Мюллера, социал-философа романтики. Социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество - духовная система. 9) Теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах , с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. Материализм исторический). Теории среднего сословия ( класса ) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые - бедные, имущие - неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (В. Г. Риль и др.). 10) Фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории "формы". Главным представителем этой концепции является Г. Зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. Близко к этому направлению стоят Штаммлер, Фиркандт и Л. фон Визе. В учении о связи Л. фон Визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием "взаимосвязь". 11) Феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. Оно возникло из философии и особенно разрабатывалось Гуссерлем, Шелером и Хайдеггером. Его фундаментом является 4 Феноменология духа " Гегеля, а его представителями в социологии - в первую очередь Шелер, Литт и Фиркандт. 12) С о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. Направление разрабатывалось Максом Вебером, Зомбартом, Оппенгеймером. Своим соч. " Ьber einige Kategorien der verstehenden Soziologie" Макс Вебер открывает новое направление, к которому близки также Зомбарт и Хайдеггер. 13) К у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре - Виндельбанд, Риккерт) понятию " культура " особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. Понятие "культура" было перенесено Бэконом и Гоббсом на воспитание , а Пуфендорфом - на общество, Вико, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гаманн, Гердер и Кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия "культура" в науку. Дильтей, Бурхард, Ницше, Шпрангер, Демпф Мангейм и прежде всего Альфред Вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у Вебера на три сферы - общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) Индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта . Особенно развита она в США. Ее девиз - практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). Графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. Осн. цель всего этого - практическая применимость. Специальными социологическими дисциплинами являются: социология права , социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда , социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. Прикладная социология - общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

Социология

(лат. societas - общество и греч . logos учение ) - наука об обществе, о закон ах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношения х между этими общностями и социальных механизм ах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношении. Термин "С." впервые введен в научное обращение создателем этой науки Конт ом, который синтезировал наи более плодотворные идеи своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт положил в основу построения С. как науки идею "социальной системы", т.е. при знание факта существо вания общества как своеобычного организм а определенной сложности, элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. Предмет ом С. Конт считал глобальное общество; при этом его интересует не с только смена общественных систем (как, например , в теории формаций Маркс а), сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формально-логическим анализом общества как такового нашло свое выражение в делении С. на социальную статику и социальную динамику, что потребовало от Конта определения понятий социальной целостности, социальной структуры, социального порядка и прогресс а . Задача социальной статики, по Конту, - систематическое исследование связей между элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный порядок . Анализ социальной статики начинается с семьи как основной клеточки социального организма, выполняющей функции социализации, сохранения культурного наследия, равновесия между традицией и инновацией. Наряду с семьей, основное условие существования социального организма - раз деление труда , на основе которого формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, развиваются человеческие способности , солидарность и мораль . Социальная динамика у Конта призвана раскрыть универсальные закон развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. Конт подчеркивал взаимо связь всех элементов социального организма, одна ко решающая роль отводится духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одно й стадии развития со знания к другой , как проявление "закона трех стадий": теологической, метафизической и позитивной. В концепции Конта порядок и прогресс суть различные про явления общественного целого. Поэтому , предмет С, по Конту, - общество как социальный организм в его прошлом и настоящем. Предметная область С. охватывает, по Конту, всю совокупность социальных явлений, а сама наука превращается в своеобразный компендиум общественных наук, становясь их теоретической основой. Систематическое изложение предмета, задач и проблематики С. впервые было сделано Спенсером в его книге "Основания социологии". Задачи С, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов и процессов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Основу спенсеровского понимания предмета С. составляет его концепция социальных институт ов, из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации сов мест ной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от остальных и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад "социального организма". Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по Спенсеру, опасно потому , что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в "социальном организме". Концептуальной основой марксистской С, традиционно определяемой как исторический материализм , стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Концепция о формациях и их смене стремилась придать идее социального прогресса естественно-исторический смысл . Определение формации и формулировка экономического закона перехода от одной формации к другой, реализуя идеи системного подхода к обществу, вместе с тем переводило знание об обществе и его развитии в разряд исследования в духе позитивистской парадигмы. Общественное разделение труда и складывающиеся на его основе производственные отношения оказывают, по мнению Маркса , решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяя их в целостную систему. В более узком смысле понятие " социальная структура " трактовалось Марксом как деление общества на социальные группы (в соответствии с общественным разделением труда) и формирование системы устойчивых связей между ними . Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые воз можно сти для научных исследований. Однако эта связь , как правило , понималась упрощенно, так как гарантом истинности социального знания были объявлены интересы пролетариата . В науку вводился критерий "партийности", приведший в будущем к грубым вульгаризациям не только гуманитарных, но и естественных наук. Концепция социологизма получила наиболее полное выражение в трудах Дюркгейм а, признанного в настоящее время классиком С. В работе " Метод социологии" (1899) Дюркгейм определял предмет С. как социальные факты , существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой . Методологическую установку на исследование социальных процессов он сформулировал в известном лозунге: "социальные факты нужно рассматривать как вещи ". Цель С, по Дюркгейму, не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности С, раскрывающей этот закон. Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в С. как системного отражения социальных сторон жизнедеятельности людей. Дюркгейму принадлежит заслуга введения в С. понятия " функция " как отношения соответствия между социальным явлением или институтом и некоторой потребность общества как целого. Основная функция разделения труда, по Дюркгейму, - поддержание социальной солидарности, разделение труда рассматривается им как механизм, формирующий тип солидарности в обществе: от механической (полное растворение индивидуальности в "коллективном сознании") до органической солидарности (функциональной взаимозависимости индивидов). В конкретно-научном план е основной вклад Дюркгейма в формирование С. как науки состоит в анализе ценностно-нормативных систем обществ и разработке строгих методов исследования социальных фактов. По М. Вебер у, С. должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов, но в отличие от психологии, рассматривать поведение личности лишь постольку , поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Таким образом, одна из центральных методологических категорий веберовской С. - категория социального действия: он определяет С. как науку, изучающую социальное действие . Социальное действие, по Веберу, предполагает два момента : субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и "ожиданием" и без которой действие не может рассматриваться как социальное. Осмысленное целера-циональное действие, по Веберу, - тот идеальный тип , образец социального действия, с которым соотносятся все остальные типы. Согласно Сорокин у, предметом науки С. является общество, члены которого связаны психическим взаимодействие м , т.е. обменом идей , чувств, волевых устремлений. С, считает Сорокин, может быть разделена на четыре главных отдел а. Первый - общее учение об обществе : определение общества, описание его основных черт , анализ процесса взаимодействия его членов, формулирование основных социальных законов. Второй отдел, посвященный изучению социальных закономерностей, составляет социальная механика , которая ставит своей задачей: разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы ; изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; анализ всего механизма общественной жизни. Третий отдел - социальная генетика , содержанием которого становится: изучение происхождения и развития общества и общественных институтов; выявление основных тенденций в развитии общества и общественных институтов. Четвертым отделом С. является социальная политика - чисто практическая прикладная дисциплина , задачей которой служит указание средств улучшения общественной жизни и человека. Индивиды, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влияние целого комплекса факторов: бессознательных ( рефлексы ) и биосознательных (значения, нормы , ценности ) регуляторов. Поэтому любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему систем значений, норм, ценностей. Эту систему Сорокин определяет как "единовременное культурное качество ". Процесс формирования С. отмечен переходом от историко-эволюционного подхода к структурно-аналитическому, теоретические построения все теснее связывались с эмпирическими исследованиями. В рамках общей проблематики формируются разные теоретические ориентации в русле господствующих в тот или иной период философских течений. Так, "социологизм" Дюркгейма, предлагающий рассматривать факты "как вещи", порождает линию позитивистского объективизма . "Понимающая С." М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана, напротив , с идеями неокантианства и философии жизни. Вместе с тем, функционализм Дюркгейма конт расти рует как с исторической ориентацией Вебера, который считает социологические понятия "идеальными типами", необходимыми для упорядочения сложной исторической действительности, так и с подходом Зиммеля, для которого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. В 50-е 20 в. в С. существовало несколько различных теоретико-методологических ориентаций. Самой влиятельной из них был структурный функционализм ( Парсонс , Мертон ), который выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Блумер, Гофман ) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры. Сильное влияние на социологическую теорию оказывали аналитическая философия ( Поппер и др.), феноменология (Шюц и др.), неофрейдизм ( Фромм и др.)> структурализм . Хотя между общетеоретическими ориентациями и так называемыми теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирических исследованиях, существует большой разрыв , исходные установки существенно влияют и на тематику, и на методы исследования. Представители интеракционистской ориентации изучают преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества; позитивистской - сводят социальные ценности и нормы к актам "открытого", наблюдаемого поведения; феноменологической - интересуются тем, какой внутренний смысл имеют те или иные социальные действия для их исполнителей. В результате интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из первых мест в системе общественных наук, она изучается и преподается в большинстве стран мира и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число которых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теоретической интерпретацией, С. выполняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоциальных процессов и систем (например, исследование социальных аспектов реструктурирования экономики целого государства), так и на микроуровне (например, в масштабах отдельных экономических отраслей или предприятий). В целом , как для западной, так и для отечественной С. остаются важными и требующими своего решения проблемы теоретико-методологического обоснования социологических исследований, а также проблемы связи и соотношения объемов академического и прикладного направлений. Г.Н. Соколова

(от лат. societas общество и греч . logos - учение ) - наука о формах и изменениях сов мест ной жизни людей, а также животных и растений. Она является наукой о социальном (см. Социальный ), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процесс ы , Т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ , сословие , племя , союзы мужчин и женщин, род, семья , брак , различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие , их возникновение и исчезновение. Социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность . В 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что "полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления" (Фрайер). Начало социологии как самостоятельной науки относится, одна ко , к 19 в., а ее родоначальником является Конт , в трех последних томах шеститомного "Курса позитивной философии" которого излагаются осн. положения этой науки. Конт ввел в употребление также и сам термин " социология ". Он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл "позитивистской". В соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека , рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. Последователями Конта были такие англ, философы , как Герберт Спенсер ("The study of sociology", 1873) и Джон Стюарт Милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. Главным последователем Конта в Германии был Альберт Шеффель (1831 - 1903). Значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории Гегеля, из которой К. Маркс развил свой исторический материализм . В новейшей социологии различаются, по Бюлову (в "Wцrterbuch der Soziologie", 1955), следующие главные группы направлений: 1)Математическое направление (прежде всего Парето), где математические метод ы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания . 2) Физикалистское направление (социальная физика , социальная механика , социальная энергетика). Если уже Сен-Симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице Конта, Спенсера и Дж. Ст. Милля. Энергетическая трактовка Оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) Социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм : наследственность , изменчивость , отбор , приспособление, борьба за существо вание являются осн. категория ми этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное . Если уже Платон , Аристотель , Фома Аквинский, Макиавелли, Альтузий, Воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира , то Кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство . Романтики Шеллинг и Гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. Конт, Спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) Социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. Большое влияние имели здесь Ж. Гобино и Ф. Гальтон ("Hereditary genus", 1869). 5) Антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у Гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до Бодена, Монтескье, Гердера, Гумбольдта, Бокля и др. Сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах Гумбольдта, Лацаруса, Штейнтоля, Бастиона, Вундта, Леви-Брюля, Л. Г. Моргана, Турнвальда и др. 6) Историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен - как явление культуры. В центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. Представителями этих направлений являются в первую очередь Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Пауль Барт, Оппенгеймер, а также Альфред Вебер , К. Мангейм, Шелер, Трёльч и Фрейер. 7) Психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и по этом у может быть понята только изнутри, из психического. Если у Конта и Спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания Тарда и психология масс Лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму , глубинной психологии, а также к таким исследователям, как Мак-Дугалл, Фиркандт, Теннис, Зиммель. 8) Универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум . Предшественником его является Фома Аквинский, главный его представитель О. Шпанн - последователь Адама Мюллера, социал-философа романтики. Социальная действительность рассматривается ими принцип иально сверху, как расчлененный дух: общество - духовная система. 9) Теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах , с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. Материализм исторический). Теории среднего сословия ( класса ) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые - бедные, имущие - неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом , все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (В. Г. Риль и др.). 10) Фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически одно значно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории "формы". Главным представителем этой концепции является Г. Зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысл е учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. Близко к этому направлению стоят Штаммлер, Фиркандт и Л. фон Визе. В учении о связи Л. фон Визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием " взаимо связь ". 11) Феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явления х. Оно возникло из философии и особенно разрабатывалось Гуссерлем, Шелером и Хайдеггером. Его фундаментом является 4 Феноменология духа " Гегеля, а его представителями в социологии - в первую очередь Шелер, Литт и Фиркандт. 12) С о ц и ал-экономическое направление осн. предмет ом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. Направление разрабатывалось Максом Вебером, Зомбартом, Оппенгеймером. Своим соч. " Ьber einige Kategorien der verstehenden Soziologie" Макс Вебер открывает новое направление, к которому близки также Зомбарт и Хайдеггер. 13) К у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре - Виндельбанд, Риккерт) понятию " культура " особое место в социологии в рамках учения о структура х исторического мира. Понятие "культура" было перенесено Бэконом и Гоббсом на воспитание , а Пуфендорфом - на общество, Вико, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гаманн, Гердер и Кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия "культура" в науку. Дильтей, Бурхард, Ницше, Шпрангер, Демпф Мангейм и прежде всего Альфред Вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у Вебера на три сферы - общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) Индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта . Особенно развита она в США. Ее девиз - практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). Графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. Осн. цель всего этого - практическая применимость. Специальными социологическими дисциплина ми являются: социология права , социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда , социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. Прикладная социология - общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

Значение слова Социология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Стиль - 1. Стиль (греч. так называлась острая ...
  • Скульптура - (лат. вырезаю, высекаю) вид изобразительного искусства, произведения ...
  • Синкретизм - (греч. соединение). 1. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое ...
  • Символ - (греч. знак опознавательная примета; соединять, сливаться, связывать). ...
  • Сюрреализм - (фр. surrealite сверхреальность) художественное течение в ...
  • Схоластика - (греч. schola ученая беседа, школа и лат. ...
  • Суфизм - (арабск. suf грубая шерстяная ткань в значении "рубище") ...
  • Сон - наступающее после бодрствования периодическое функциональное психическое состояние ...
  • Сознание - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, ...
  • Соборность - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках ...
  • Смех - культурнопсихологический феномен как специфическая оценочная реакция человека ...
  • Скотизм - схоластическое направление средневековой философии 1415 вв., противостоящее ...
  • Система - (греч. systema составленное из частей, соединенное) ...
  • Синергетика - современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с ...
  • Евгеника - направление, ставящее целью улучшение человеческого рода путем создания ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари