Что такое Смех? Значение слова Смех в философском словаре

1) Смех - - культурно-психологический феномен , в котором выражается способность человека к комической оценке действительности. В силу своей специфики среди других оценок С. всегда привлекал к себе внимание философии. Так, он рассматривался как особая способность человека, отличающая его, наряду с мышлением , от животного. С. двойственен, но обе его формы - низшая и высшая - происходят из одного корня, сохраняя к тому же единство внешнего выражения. Из примитивного С, обозначающего радость и энтузиазм здорового и наслаждающегося тела, рождается "С. ума", вступающий в конфликт со своим предком-двойником. Обе формы С. сосуществуют в истории культуры и жизни человека, постоянно смешиваясь друг с другом и образуя самые неожиданные сочетания. Двойственность С. при единстве формы выражения, целостность , скрывающая в себе диалектическое различие , ведут к множеству парадоксов и противоречий, которые с трудом умещаются в рамках феномена, считающегося единым. Такая противоречивость была зафиксирована Бергсоном, который объяснял все многообразие проявлений С. единой причиной - автоматизмом, косностью, представляющими собой главный источник смешного. Согласно взглядам Фрейда, чувство смешного возникает вследствие того, что шутки, остроты обладают способностью обходить те барьеры (внутренние "цензоры"), которые культура возвела в психике индивида . Смеясь, человек выражает удовольствие , испытанное им от быстрой разрядки внутреннего напряжения, которое было создано напором энергии и сдерживающих ее барьеров. В натуралистическом ключе объясняет С. этолог Лоренц. Он связывает С. с агрессией, полагая, что С. современного человека происходит из феномена исходной животной агрессивности. Различные стороны феномена С. и смеховой культуры в XX в. исследовали также Плеснер, Хёйзинга, К. Честертон, М.М. Бахтин и др.

2) Смех - - культурно-психологический феномен как специфическая оценочная реакция человека на действительность . Феномен С. амбивалентен: это, с одной стороны, С. формальный ( примитивный , прасмех) - С. как радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося организма , С. тела и, с другой стороны, С. как способ выражения отношения к действительности, С. души, С. ума. В первом случае С. - дар природы. В нем нет оценки, нет отношения. Это дочеловеческий С. как выражение радости бытия, субъективное физиологическое ликование, веселость - "вершина совершенного здоровья" (Шопенгауэр). Во втором случае С. оценочен, рефлексивен, сугубо человечен, а также парадоксален. Парадокс состоит в том, что С. чаще всего - неадекватная эмоциональная реакция на действия или события : мы смеемся над тем, что само по себе смешным не является. Существо С. связано с раздвоением, расколом действительности надвое, созданием ее смеховой тени. С. открывает в одном другое: в высоком - низкое, в торжественном - будничное, в обнадеживающем - разочаровывающее и т.п. Здесь С. - не просто приятное, радостное чувство , а парадоксальная комическая рефлексия . Объектом смеховой рефлексии является, как правило , нечто негативное, достойное осуждения и отрицания, некое зло (реальная ли угроза, разного ли рода нелепости, несоответствия, деформации привычного, нормы, игровые ли представления перечисленного в театральном, цирковом и другом подобного рода действии). Такая традиция понимания С. в философии заложена еще Аристотелем. Смеховая реакция на зло демонстрирует, что зло преодолимо и неопасно. С. уничтожает зло, страх , насилие , пиетет . Но вынесенная человеком оценка в форме смеха не принуждает мир измениться. С. сам по себе ничего не разрушает, но противостоит всем в принципе мыслимым видам разрушения, созидая свободный от условностей мир смыслов. Среди других функций С. - защитная (в психотерапевтическом смысле ), снимающая психологическую травму, напряжение, успокаивающая, облегчающая жизнь ; медиаторная: С. - инструмент общения, ломающий границы между людьми, помогающий сблизиться. Диапазон С. очень широк: от мягкого юмора и доброй улыбки до едкого сарказма и злой иронии. С. неуправляем, свободен. У Бахтина смеховой мир противостоит тоталитарной серьезности. С. - глоток свободы в тоталитарном обществе. К теме С. обращались многие философы : Бергсон, Фрейд, Лоренц, Хейзинга, Г.К. Честертон и др. Е.И. Янчук

Смех

- культурно-психологический феномен , в котором выражается способность человек а к комической оценке действительности. В силу своей специфики среди друг их оценок С. всегда привлекал к себе внимание философии. Так, он рассматривался как особая способность человека, отличающая его, наряду с мышлением , от животного. С. двойственен, но обе его формы - низшая и высшая - происходят из одного корня, сохраняя к тому же единство внешнего выражения. Из примитивного С, обозначающего радость и энтузиазм здорового и наслаждающегося тела , рождается "С. ума", вступающий в конфликт со своим предком-двойником. Обе формы С. сосуществуют в истории культуры и жизни человека, постоянно смешиваясь друг с другом и образуя самые неожиданные сочетания. Двойственность С. при единстве формы выражения, целостность , скрывающая в себе диалектическое различие , ведут к множеству парадоксов и противоречий, которые с трудом умещаются в рамках феномена, считающегося единым. Такая противоречивость была зафиксирована Бергсоном, который объяснял все многообразие проявлений С. единой причиной - автоматизмом, косностью, представляющими собой главный источник смешного. Согласно взглядам Фрейда, чувство смешного возникает вследствие того , что шутки, остроты обладают способностью обходить те барьеры (внутренние "цензоры"), которые культура возвела в психике индивида . Смеясь, человек выражает удовольствие , испытанное им от быстрой разрядки внутреннего напряжения, которое было создано напором энергии и сдерживающих ее барьеров. В натуралистическом ключе объясняет С. этолог Лоренц . Он связывает С. с агрессией, полагая, что С. современного человека происходит из феномена исходной животной агрессивности. Различные стороны феномена С. и смеховой культуры в XX в. исследовали также Плеснер , Хёйзинга, К. Честертон , М.М. Бахтин и др.

- культурно-психологический феномен как специфическая оценочная реакция человек а на действительность . Феномен С. амбивалентен: это, с одной стороны, С. формальный ( примитивный , прасмех) - С. как радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося организма , С. тела и, с друг ой стороны, С. как способ выражения отношения к действительности, С. души, С. ума. В первом случае С. - дар природы. В нем нет оценки, нет отношения. Это дочеловеческий С. как выражение радости бытия, субъективное физиологическое ликование, веселость - "вершина совершенного здоровья" (Шопенгауэр). Во втором случае С. оценочен, рефлексивен, сугубо человечен, а также парадоксален. Парадокс состоит в том, что С. чаще всего - неадекватная эмоциональная реакция на действия или события : мы смеемся над тем, что само по себе смешным не является. Существо С. связано с раздвоением, расколом действительности надвое, созданием ее смеховой тени. С. открывает в одном другое: в высоком - низкое, в торжественном - будничное, в обнадеживающем - разочаровывающее и т.п. Здесь С. - не просто приятное, радостное чувство , а парадоксальная комическая рефлексия . Объектом смеховой рефлексии является, как правило , нечто негативное, достойное осуждения и отрицания, некое зло (реальная ли угроза, разного ли рода нелепости, несоответствия, деформации привычного, нормы, игровые ли представления перечисленного в театральном, цирковом и другом подобного рода действии). Такая традиция понимания С. в философии заложена еще Аристотелем. Смеховая реакция на зло демонстрирует, что зло преодолимо и неопасно. С. уничтожает зло, страх , насилие , пиетет . Но вынесенная человеком оценка в форме смеха не принуждает мир измениться. С. сам по себе ничего не разрушает, но противостоит всем в принципе мыслимым видам разрушения, созидая свободный от условностей мир смыслов. Среди других функций С. - защитная (в психотерапевтическом смысле ), снимающая психологическую травму, напряжение, успокаивающая, облегчающая жизнь ; медиаторная: С. - инструмент общения, ломающий границы между людьми, помогающий сблизиться. Диапазон С. очень широк: от мягкого юмора и доброй улыбки до едкого сарказма и злой иронии. С. неуправляем, свободен. У Бахтин а смеховой мир противостоит тоталитарной серьезности. С. - глоток свободы в тоталитарном обществе. К теме С. обращались многие философы : Бергсон, Фрейд, Лоренц , Хейзинга, Г.К. Честертон и др. Е.И. Янчук

Значение слова Смех в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Совесть - одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого ...
  • Смысл - значение ; в некоторых теориях термин " ...
  • Случайность - категория методологии науки и теории познания, означающая ...
  • Система - порядок обусловленный планомерным, правильным расположением частей в ...
  • Синергетика - относительно новая наука об "самоорганизующихся" процессах в ...
  • Секс - элемент интимной жизни человека и половой любви; ...
  • Самоценность - качество системы, заключающееся в том, что ее ...
  • Суждение - форма отображения в мышлении связи между предметом ...
  • Субстанция - (от лат. static стоянка, стояние; substantia ...
  • Структурализм - общее название методов гуманитарных наук, связанных с ...
  • Страх - (греч.: phobos ужас боязнь, тревога ) ...
  • Стереотипы - формы, в которых действия и мысли людей ...
  • Стандарт - (от англ. standard норма образец мерило) ...
  • София - (с греч. буквально: " мудрость ", "премудрость") ...
  • Женщина - существо, заметно более прагматичное и целеустремленное, чем ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари