Что такое Сингулярности? Значение слова Сингулярности в философском словаре

Сингулярности - Франц. SINGULARITES. Одно из многочисленных парных понятий, используемых Ж. Делезом и Ф. Гваттари в их книге « Капитализм и шизофрения : Анти-Эдип »(1972) (Deleuze, Guattari:1972; русский перевод — Делез,Гваттари: 1990). Сингулярности фигурируют в составе оппозиции « агрегаты /сингулярности», которая в свою очередь входит в ряд других оппозиций: «структуры/ элементы , территориализации/детерриализации, пределы/потоки, порабощение/бегство, молярный/молекулярный и т.д.». Вся эта система понятий служит для описания двух основных форм, или «полюсов» существования общества: либо укрепление его господства над индивидом, либо борьба последнего против общества. Первый из этих полюсов представляет собой господство больших агрегатов, или молярных структур, второй включает в себя микромножества, частные парциальные объекты , которые подрывают стабильность структур (эти парциальные объекты и есть сингулярности). Делез и Гваттари определяют эти два полюса следующим образом: « один характеризуется порабощением производства и желающих машин ( желание ) стадными совокупностями, которые они образуют в больших масштабах в условиях данной формы власти или избирательной суверенности; другой — обратной формой и ниспровержением власти. Первый — теми молярно структурированными совокупностями, которые подавляют сингулярности...; второй — молекулярными множествами сингулярностей» (Deleuze, Guattari:1972, с. 366-367). Из аргументации Делеза и Гваттари ясно следует, какое большое, если не принципиальное значение они придавали понятию сингулярности. Сам термин может переводиться как «единичность», «оригинальность», «исключительность», «своеобразие неповторимости». Наиболее четкое описание сингулярности дал М. К. Рыклин, подчеркнувший, что Делез критикует «метафизику и трансцендентальную философию» за их понимание «произвольных единичностей (сингулярностей) лишь как персонифицированных в высшем Я. Будучи доиндивидуальными, неличностными, аконцептуальными, сингулярности, по Делезу, коренятся в иной стихии. Эта стихия называется по-разному — нейтральное, проблематичное, чрезмерное, невозмутимое, но за ней сохраняется одно общее свойство : индифферентность в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного и других аналогичных противопоставлений (бинарных оппозиций). Произвольная единичность, или сингулярность , неопределима с точки зрения логических предикатов количества и качества, отношения и модальности . Сингулярность бесцельна, ненамеренна, нелокализуема» (Рыклин: 1991, с. 89). Иными словами, в какой бы форме ни выступала «сингулярность», — в форме явления, события , реально-наличного или лишь только умопостигаемого феномена , — главный смысл введения этого понятия заключается в замене концепции субъекта «безличным и доиндивидуальным полем » (там же, с. 88). Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой «теоретической смерти субъекта» как независимого, суверенного индивидуального сознания. Сингулярности, образуя не подчиняющиеся жестким структурам «роевые» сообщества — «множества», противостоят обширным совокупностям-агрегатам, управляемым по иерархическим, авторитарным законам. Обширные агрегаты, или молярные структуры, подчиняют себе «молекулы» общества, в то время как организация общества на молекулярном уровне включает в себя микро-множественности, или парциальные объекты, которые разрушают, подрывают структуры.  

Сингулярности

Франц . SINGULARITES. Одно из многочисленных парных понятий, используемых Ж. Делезом и Ф. Гваттари в их книге « Капитализм и шизофрения : Анти-Эдип »(1972) (Deleuze, Guattari:1972; русский перевод — Делез,Гваттари: 1990). Сингулярности фигурируют в составе оппозиции « агрегаты /сингулярности», которая в свою очередь входит в ряд других оппозиций: «структуры/ элементы , территориализации/детерриализации, пределы/потоки, порабощение/бегство, молярный/молекулярный и т.д.». Вся эта система понятий служит для описания двух основных форм, или « полюсов » существования общества : либо укрепление его господства над индивидом, либо борьба последнего против общества. Первый из этих полюсов представляет собой господство больших агрегатов, или молярных структур, второй включает в себя микромножества, частные парциальные объекты , которые подрывают стабильность структур (эти парциальные объекты и есть сингулярности). Делез и Гваттари определяют эти два полюса следующим образом: « один характеризуется порабощением производства и желающих машин ( желание ) стадными совокупностями, которые они образуют в больших масштабах в условиях данной формы власти или избирательной суверенности; другой — обратной формой и ниспровержением власти. Первый — теми молярно структурированными совокупностями, которые подавляют сингулярности...; второй — молекулярными множествами сингулярностей» (Deleuze, Guattari:1972, с. 366-367). Из аргументации Делеза и Гваттари ясно следует, какое большое , если не принципиальное значение они придавали понятию сингулярности. Сам термин может переводиться как « единичность », «оригинальность», «исключительность», «своеобразие неповторимости». Наиболее четкое описание сингулярности дал М. К. Рыклин, подчеркнувший, что Делез критикует «метафизику и трансцендентальную философию» за их понимание «произвольных единичностей (сингулярностей) лишь как персонифицированных в высшем Я. Будучи доиндивидуальными, неличностными, аконцептуальными, сингулярности, по Делезу, коренятся в иной стихии. Эта стихия называется по-разному — нейтральное, проблематичное, чрезмерное, невозмутимое, но за ней сохраняется одно общее свойство : индифферентность в отношении частного и общего, личного и безличного, индивидуального и коллективного и других аналогичных противопоставлений (бинарных оппозиций). Произвольная единичность, или сингулярность , неопределима с точки зрения логических предикатов количества и качества, отношения и модальности . Сингулярность бесцельна, ненамеренна, нелокализуема» (Рыклин: 1991, с. 89). Иными словами, в какой бы форме ни выступала «сингулярность», — в форме явления , события , реально-наличного или лишь только умопостигаемого феномена , — главный смысл введения этого понятия заключается в замене концепции субъекта «безличным и доиндивидуальным полем » (там же, с. 88). Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой «теоретической смерти субъекта» как независимого, суверенного индивидуального сознания. Сингулярности, образуя не подчиняющиеся жестким структурам «роевые» сообщества — «множества», противостоят обширным совокупностям-агрегатам, управляемым по иерархическим, авторитарным законам. Обширные агрегаты, или молярные структуры, подчиняют себе «молекулы» общества, в то время как организация общества на молекулярном уровне включает в себя микро-множественности, или парциальные объекты, которые разрушают, подрывают структуры.  

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Стремление - – выбор одной из возможностей с вытеснением всех ...
  • Срыв - – динамика присутствия в падении; присутсвие срывается в ...
  • Смотрение - – понимание в его характере наброска, “непрекрытая встреча ...
  • Синтез - а способность дать видеть нечто в его ...
  • Стоики - Диоген Лаэртий (IV 21) приводит эпиграмму на общей ...
  • Суть - самое главное и существенное в чемн., существо, ...
  • Субстанция - (от лат. substantia сущность ) первооснова ...
  • Субстанция - (от лат. substantia — сущность нечто, лежащее в ...
  • Страх - — один из основных видов человеческого отношения к ...
  • Становление - — постоянное, охватывающее все изменение возникновение или исчезновение. ...
  • Способность - — любое умение, возможность сила или талант человека ...
  • Спиритизм - (от лат. spiritus — дух, душа ) — ...
  • Социализм - (от лат. socialis — общественный, фр. socialisme) — ...
  • Содержание - — филос. категория отображающая систему взаимосвязанных составных элементов, ...
  • Дискурс - способ мышления, осуществляющийся поэтапно, посредством логических умозаключений. Дискурсивный ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари