(санскр. - странствование ) - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмиграция, метемпсихоз . Душа может пребывать в теле человека , животного, растения , а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы (воздаяния). Цель спасения человека — освобождение от перерождений и достижение мокши (осознания душой того , что она — часть божеств, души) и нирваны. Выход из перерождений обеспечивает дхарма , т. е. выполнение обязанностей, налагаемых на человека религией. Только она может дать лучшее перерождение и спасение . С., возлагая ответственность за соц. зло на самого человека, оправдывает условия его существования.
(санскр.-блуждание, круговорот ): одна из основных концепций индийской философии и религии индуизма , буддизма , джайнизма , означающая безначальную и бесконечную цепь (колесо) перерождений живых существ, которые воплощаются в зависимости от своей кармы то в более низкие, то в более высокие состояния. Согласно идее сансары смерть не противостоит жизни, она лишь переход к новому воплощению. Все живое едино, так как меняются только его внешние формы, и вчерашний человек может стать животным или наоборот. Сансара это бытие , связанное со страданием , ее антиподом выступает нирвана как вечное успокоение и независимость от мира.
(Санскр.) Букв., "вращение", океан рождений и смертей. Человеческие перевоплощения, представленные в виде непрерывного круга, колеса, которое всегда в движении.
(санскр. - перерождение , круговорот , блуждание, прохождение через нечто) - одно из базовых понятий индийской религии и философии (аналогично - " реинкарнация "), обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание . Идея С. о родственности всего живого и возможности перехода между его формами становится главенствующей в текстах Упанишад. Потенциальное завершение течения С. - состояние нирваны, находящейся вне С. и не связанной с ней какими-либо отношениями каузального типа. Достичь состояния нирваны способны только люди. Все остальные существа должны перед этим в них перевоплотиться. Смерть , согласно идее С, не является антиподом жизни, являя собой лишь многократный переход к ее воспроизведению. А.А. Грицанов