оценка личностью самой себя , своих возможностей, качеств м места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человек а с окружающими, его критичность , требовательность к себе , отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка имеет важное отличие от самонаблюдения (интроспекции). Она тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому , что он начинает неправильно себя оценивать , вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы , повышенная тревожность и пр.Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других ( например , принижает их при завышенной самооценке). В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека ( восприятие , представление , решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации – приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.
- нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к С. формируется в человек е в процессе его нравственного воспитания, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, к-рые вырабатываются об-вом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэ тому в акте С. человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а от лица об-ва ( класса , коллектива ), к к-рому он принадлежит и субъективно относит себя . Благодаря способности к С. человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя ( Самоконтроль , Самовоспитание ). С. была выдвинута на первый план буржуазной моралью как одно из требований принципа «автономии личности» ( Индивидуализм ). Однако в действительности С., выражая сознательное отношение личности к самой себе как к члену об-ва, связана со всей системой общественных отношений и нравственного воспитания.