1. Вторичная протяженность , рациональная протяженность - распределение предметной или беспредметной консистенции таким образом, что у нее могут быть выделены неконгруэнтные части: "центр", "периферия", " правое ", "левое" и т. д. Это относительная протяженность. Большинство тех протяженностей, которые осознаются как зрительные (в т. ч. апперцептивно конструируемые), являются названной протяженностью или близки к ней. В той или иной степени в них присутствуют элементы колебания зрительного поля и сканирования. Первичная феноменальная протяженность - неконсистентная иррациональная протяженность, не имеющая какой-либо структуры и деления на "центр" и "периферию". Она характеризуется всплеском, импульсом, диффузностью, возможностью неожиданного пересубъективирования с одних локальностей на друг ие. Предфеноменалъная протяженность представляет собой растворение дления и протяжения друг в друге. Это тот атом усилия, где нет видимого производства времени и пространства. Для натурфилософии она означала бы, что определенность импульса с неопределенность ю координат первичны, а неопределенность импульса и определенность координат - вторичны. Суммарная субъективная протяженность ( пространство субъективное ) возникает благодаря противопоставлению феноменов друг другу. Она охватывает кажимости внешнего и внутреннего. Связана с другими нормальными психологическими иллюзиями и иллюзорна сама по себе . В суммарной протяженности имеют место членения и мультипликации за счет колебаний субъективного мира и добавления дленности, а отчасти - и длительности к протяжимому. Формально в данном случае лучше говорить не о протяженности, а о протяженностях и их прочерчиваниях-образованиях. В зрительном сознании возникновение протяженностей всегда плюралистично, исходит как бы из нескольких монад-сознаний. Проще обстоит дело с другими чувствами. Идеальный случай - протяженности обоняния. Общая субъективная протяженность (универсальная субъективная протяженность) сходна с первичной феноменальной протяженностью, но менее ярка и представляет собой, в отличие от суммарной протяженности, не объединение , а пересечение различных субъективных данностей, остаток после вычитания особенностей. Не обладает каким-либо определенным числом измерений, но имеет направления типа "правое - левое", "верх - низ". Однако подобное разделение уже не зрительно и не кинестично. Онтологическая протяженность. Элементарная и полная протяженность. Не- ничто обытиенность недобытийного, объективный чувственный взрыв в самом его начале, неразвернутый, неразделенный. Не имеет не только пространственных, но и отчетливых цветовых измерений. Это протяженность сверхтона; инерция данности здесь слита с самой данностью, воспоминание - с самим воспоминаемым, причина - со следствием , цель - с исходной позицией. Ввиду описанных характеристик полностью отсутствуют мультипликация , длительность и дленность как таковые. Данные характеристики вытекают из того факта , что чистой протяженности как таковой быть не может . И негеометрическое протяжение должно подразумевать внутреннюю связность .
- свойство физических тел находиться в пространстве, заполнять его. Декарт и Гоббс считали протяженность ( протяжение ) сущностью материи. В физике означает расширение тел путем нагревания. О протяженности Вселенной см. Мир.
— свойство вся кого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами, т. е. иметь длину, ширину и высоту; одна из осн. характеристик пространства, выражающая рядоположенность, взаимосвязь элементов или частей тел, момент их относительной устойчивости. Именно благодаря этому оказывается возможным их сравнение по величине П. В истории философии П. рассматривалась как атрибут материальной субстанции и нередко отождествлялась с самим пространством . Так, у Декарта она выступает как атрибут материальной субстанции в отличие от непротяженной духовной субстанции. Пространство же сводится к чистой П. Абсолютное пространство в механике Ньютона, служащее вместилищем всех тел, есть не что иное, как бесконечная П. Критикуя такое отождествление пространства и П., Толанд справедливо подчеркивал, что представление о пространстве как пустоте и чистой П. проистекает из определения материи только через П., из ошибочного представления о ней как лишенной внутренней активности. Лейбниц отмечал, что П. связана лишь с геометрическими (метрическими) свойствами пространства. П. для своего объяснения требует тела, без него она пустая абстракция . В математике четкое представление о различии геометрических свойств пространства, таких, как П. и форма , от его физических свойств было достигнуто лишь после открытия неевклидовых геометрий. Диалектический материализм , определяя пространство как форму существования материи, тем самым утверждает, что пространственные свойства тел, в частности их П., зависят от свойств движущейся материи.