Что такое Протестантизм? Значение слова Протестантизм в философском словаре

1) Протестантизм - - одно из трех, наряду с католицизмом и православием , гл. направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисл. и самостоят. церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолич. движением 16 в. в Европе. В 1526 Шпейерский рейхстаг по требованию нем. князей-лютеран принял постановление о праве каждого нем. князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов последовал «протест», от к-рого и происходит термин «П.». Буржуазия , борясь против като-лич. церкви, освящавшей феодализм , ставила цель не упразднить, а лишь «исправить» ее, реформировать, приспособить к своим клас. интересам. П. разделяет об-щехрист. представления о бытии бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая ка-толич. чистилище ), об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа : спасение личной верой, священство всех верующих, исключит, авторитет Библии. Согласно учению П., первородный грех извратил природу человека , лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма , а только благодаря личной вере в искупит, жертву Христа. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает « посвящение » на сверхъестеств. общение с богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников ( церковь , духовенство ). Так, в П. снимается догматич. различие между священником и мирянином, упраздняется церк. иерархия . Служитель культа в П. лишен права , напр., исповедовать и отпускать грехи , он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат . Произошли изменения и в культе. П. упразднил мн. « таинства », оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати. Была отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и многочисл. праздники в их честь , почитание мощей и икон. Молитв, дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке . Библия провозглашена единственным источником вероучения, а т.н.св. предание отвергнуто. Библия была переведена на нац. языки, ее изучение и толкование стало не «грехом», как в католицизме , а первейшей обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократии. устройства общин (равенства мирян и духовенства, выборность, отчетность и др.). Первонач. формами П. были: лютеранство , цвинглианство и кальвинизм , унитаризм и социнианство , анабаптизм и меннонйтство. англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как «поздний П.»: баптисты, методисты , квакеры , адвентисты, свидетели Иеговы , мормоны или «Святые последних дней», ,уАрмия спасения», « Христианская наука , пятидесятники и др. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религ. возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. В наст. вр. П. получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, ФРГ, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мир. центр П. - США, где обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др. Для совр. П. характерно стремление к интеграции, к-рое нашло выражение в создании в 1948 Всемирн. совета церквей. Теология П., являясь разновидностью христ. идеологии, прошла ряд этапов в своем развитии. Это ортодокс, теология 16 в. {М. Лютер, Ж. Кальвин), неопротест., или либеральная, теология 18-19 вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч. А. Гарнак), « теология кризиса », или диалектическая, теология, появившаяся после первой мир. войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая», теология, распространившаяся после второй мир. войны (Д. Бонхеффер и др.).

2) Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием ). Все протестантские церкви отрицают святость и духовный авторитет Папы Римского; многие полностью или частично отвергают обряды и таинства католической церкви, католическую теологию и догматику (включая догмат о Троице). В настоящее время известно огромное множество протестантских церквей, разработавших собственные учения, обряды и организационные принципы .

3) Протестантизм - (лат. protestans - протестующий) - 1) Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть , того и вера ": имя "протестантов" было атрибутировано тем, кто опротестовал заключение большинства. Оформление П. связано с деятельностью Лютера и Кальвина. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Отлученный от церкви папой, Лютер оказался перед выбором: идти дальше в своем противлении, или признать свою критическую позицию ошибочной и покаяться. Он выбирает первое: публично сжигает папскую буллу 1520 и начинает отрицать богоустановленность церковной иерархии. Таким образом, П. конституируется через окончательное отречение от Рима и внеположение католичеству. 2) Одна из трех христианских конфессий (наряду с православием и католицизмом). Вероучение П. фундируется двумя базисными основоположениями: sola fide ("только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную артикуляцию статуса веры как в рамках протестантского вероучения в целом, так и в рамках сотериологии (греч. soterion - спасение , logos - учение ) - в особенности. П. подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только приобщение к которой спасает человека . Для понимания не нужно никаких посредников (т.е. клира, что фундирует основополагающую идею П. о священстве всех верующих), никакой традиции (предания) - для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте ) не в праве взять ее на себя. В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Св. Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантов теми, кто отрицает земную Церковь - П. пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христе" у Лютера до современных версий ривайвелизма - движению за возрождение идеалов апостольской церкви). Особенно ярко учение П. представлено в символических книгах: "Большой" и "Малый катехизис" Лютера (1529), "Аугсбургское исповедание" (1530) и " Апология Аугсбургского исповедания" (1530) Ф. Меланхтона, "Шмалькалденские члены" (1536) Лютера и "Формула согласия" (1580) - лютеранские; "Первый катехизис" Кальвина (1536), "Женевский катехизис" Кальвина (1545), "Женевское соглашение" его же (1551), "Галликанское исповедание или исповедание веры французских церквей", "Гейдельбергский катехизис" и др. - кальвинистские. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их практического осмысления ( этика , социальное служение, диакония). Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рационализация , только изредка опротестовываемая отдельными мыслителями. Питаясь в своем возникновении, во многом теми же источниками, что и мистика ( идея непосредственного контакта души верующего с Богом, перенос акцента с внешней стороны культа на индивидуально-психологические, духовно-нравственные аспекты веры, т.е. предельно развивая основоположения теизма ), П. практически не порождает мистической практики в классическом ее варианте (см. Квиетизм , Пиетизм ). Организационно П. представлен множеством независимых церквей и сект, связанных как с традицией раннего П. ( лютеранство , цвинглианство, кальвинизм , унитарианство , социнианство , мен-нонитство, англиканство и др.). Церковные организации П. продолжают дифференцироваться вплоть до настоящего времени и насчитывают на настоящий момент более 400 млн. человек. Наибольшее распространение П. получил в США, ФРГ, Скандинавских странах, Великобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. нашли свое выражение в создании всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948). 3) В расширительном смысле - историческая форма развития европейской культуры. Такое понимание П. конституировалось в философской традиции после Шлейер-махера, который (в отличие от Лейбница и Г. Калиста, определявших П. как религиозное течение) трактует его в качестве особой "исторической эпохи", что задает интерпретацию П. как специфического направления развития культуры. (См. также. Протестантская этика , Диалектическая теология ). А.В. Васин

4) Протестантизм - - форма христианства, которая со времени Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. В противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности христиан. См. также Павел. Сам термин "протестантизм" ведет свое происхождение от "протеста" (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен Шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. В современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.

5) Протестантизм - (лат. protes-tans — протестующий, публично доказывающий) — третья, после православия и католицизма , разновидность христианства, возникшая в период Реформации. П.— это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение. Гл. отличие П. от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека . По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от бога, минуя церковь , “ спасение ” достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало примат духовной власти над светской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нем чувства личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т. д. В связи с иным отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в П. отводится второстепенное место . Поклонение иконам и мощам отсутствует, число таинств сведено до двух ( крещение и причащение), богослужение , как правило , состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально П. основывается исключительно на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты и “священные” книги, т. е. своего рода “ священное предание ”. Совр. П. распространен гл. обр. в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и США, Канаде, Австралии и др. В 20 в. в П. развертывается экуменическое движение , приведшее к созданию Всемирного совета церквей.

Протестантизм

- одно из трех, наряду с католицизмом и право славием , гл. направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисл. и самостоят. церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолич. движением 16 в. в Европе. В 1526 Шпейерский рейхстаг по требованию нем. князей-лютеран принял постановление о праве каждого нем. князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов после довал «протест», от к-рого и происходит термин «П.». Буржуазия , борясь против като-лич. церкви, освящавшей феодализм , ставила цель не упразднить , а лишь «исправить» ее, реформировать , приспособить к своим клас . интересам. П. разделяет об-щехрист. представления о бытии бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая ка-толич. чистилище ), об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа : спасение личной верой, священство всех верующих, исключит, авторитет Библии. Согласно учению П., первородный грех извратил природу человека , лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма , а только благодаря личной вере в искупит, жертву Христ а. Каждый христианин , будучи избранным и крещенным, получает « посвящение » на сверхъестеств. общение с богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников ( церковь , духовенство ). Так, в П. снимается догматич. различие между священником и мирянином, упраздняется церк. иерархия . Служитель культа в П. лишен права , напр., исповедовать и отпускать грехи , он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат . Произошли изменения и в культе. П. упразднил мн. « таинства », оставив лишь крещение и причащение , отверг учение о благодати. Была отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и многочисл. праздники в их честь , почитание мощей и икон. Молитв, дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй , сняты колокола . Обмирщая церковь, П. отказался от мо наст ырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке . Библия провозглашена единственным источником вероучения, а т.н.св. предание отвергнуто. Библия была переведена на нац. языки , ее изучение и толкование стало не «грехом», как в католицизме , а первейшей обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократии. устройства общин (равенства мирян и духовенства, выборность , отчетность и др.). Первонач. формами П. были: лютеранство , цвинглианство и кальвинизм , унитаризм и социнианство , анабаптизм и меннонйтство. англиканство . В дальнейшем возникает ряд течений, известных как «поздний П.»: баптисты , методисты , квакеры , адвентисты , свидетели Иеговы , мормоны или «Святые последних дней», ,уАрмия спасения», « Христианская наука , пятидесятники и др. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религ. возрождения», возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. В наст. вр. П. получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, ФРГ, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мир. центр П. - США, где обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др. Для совр. П. характерно стремление к интеграции, к-рое нашло выражение в создании в 1948 Всемирн. совета церквей. Теология П., являясь разновидностью христ. идеологии, прошла ряд этапов в своем развитии. Это ортодокс , теология 16 в. {М. Лютер , Ж. Кальвин ), неопротест., или либеральная, теология 18-19 вв. (Ф. Шлейермахер , Э. Трёльч. А. Гарнак ), « теология кризиса », или диалектическая, теология, появившаяся после первой мир. войны (К. Барт , П. Тиллих , Р. Бультман ), радикальная, или «новая», теология, распространившаяся после второй мир. войны (Д. Бонхеффер и др.).

одно из трех основных направлений в христ ианстве ( наряду с католицизмом и право славием ). Все протестантские церкви отрицают святость и духовный авторитет Папы Римского; многие полностью или частично отвергают обряды и таинства католической церкви, католическую теологию и догматику (включая догмат о Троице). В наст оящее время известно огромное множество протестантских церквей, разработавших собственные учения, обряды и организационные принцип ы .

(лат. protestans - протестующий) - 1) Антикатолическое движение периода Реформации. Термин "П." входит в употребление после II Шпейерского рейхстаг а (1529), где пятеро немецких князей-лютеран и ряд имперских городов выразили протест против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа "чья власть , того и вера ": имя "протестантов" было атрибутировано тем, кто опротестовал заключение большинства. Оформление П. связано с деятельностью Лютер а и Кальвин а. В общем контексте критического пафоса Реформации Лютер выдвигает программу радикальной реформации западно-христианской Церкви. Отлученный от церкви папой, Лютер оказался перед выбором: идти дальше в своем противлении, или признать свою критическую позицию ошибочной и покаяться. Он выбирает первое: публично сжигает папскую буллу 1520 и начинает отрицать богоустановленность церковной иерархии. Таким образом, П. конституируется через окончательное отречение от Рима и внеположение католичеству. 2) Одна из трех христианских конфессий ( наряду с право славием и католицизмом). Веро учение П. фундируется двумя базисными основоположениями: sola fide (" только вера") и sola scriptura ("только Писание"). Принцип sola fide предполагает предельную артикуляцию статуса веры как в рамках протестантского вероучения в целом, так и в рамках сотериологии (греч. soterion - спасение , logos - учение ) - в особенности. П. подразумевает убежденность в совершенной ясности Библии, только при общение к которой спасает человека . Для понимания не нужно никаких посредников (т.е. клира, что фундирует основополагающую идею П. о священстве всех верующих), никакой традиции (предания) - для этого нужна только вера во все, о чем сказано в Библии. Речь идет не о молчаливо-пассивном восприятии истин Писания, но об особом состоянии, которое выражается в любви и добрых делах, совершаемых не из-за страха вечных мучений, но по вере. Ответ ственность человека за свое спасение полагается в акте его личной веры, и никакая организация (речь идет о Церкви как о социальном институте ) не в праве взять ее на себя . В принципе sola scriptura выражается намерение протестантов строить свою жизнь исключительно по слову Евангелия: только то, что указано в Св. Писании непосредственно, может быть объектом проповеди и примером для подражания. Однако нельзя считать протестантов теми, кто отрицает земную Церковь - П. пытается выстроить идеальную церковную организацию, наподобие той, которая существовала в Древней Церкви (от идеи "общества свободных во Христ е" у Лютера до современных версий ривайвелизма - движению за возрождение идеалов апостольской церкви). Особенно ярко учение П. представлено в символических книгах: "Большой" и "Малый катехизис" Лютера (1529), "Аугсбургское исповедание" (1530) и " Апология Аугсбургского исповедания" (1530) Ф. Меланхтона, "Шмалькалденские члены" (1536) Лютера и "Формула согласия" (1580) - лютеранские; "Первый катехизис" Кальвина (1536), "Женевский катехизис" Кальвина (1545), "Женевское соглашение" его же (1551), "Галликанское исповедание или исповедание веры французских церквей", "Гейдельбергский катехизис" и др. - кальвинистские. Наиболее яркой чертой протестантской теологии является отказ от метафизической проблематики понимания истин веры в пользу их практического осмысления ( этика , социальное служение, диакония). Особенной чертой протестантской теологии является и ее крайняя рационализация , только изредка опротестовываемая отдельными мыслителями. Питаясь в своем возникновении, во многом теми же источниками, что и мистика ( идея непосредственного контакта души верующего с Богом, перенос акцента с внешней стороны культа на индивидуально-психологические, духовно-нравственные аспекты веры, т.е. предельно развивая основоположения теизма ), П. практически не порождает мистической практики в клас сическом ее варианте (см. Квиетизм , Пиетизм ). Организационно П. представлен множеством независимых церквей и сект, связанных как с традицией раннего П. ( лютеранство , цвинглианство , кальвинизм , унитарианство , социнианство , мен-нонитство, англиканство и др.). Церковные организации П. продолжают дифференцироваться вплоть до наст оящего времени и насчитывают на настоящий момент более 400 млн. человек. Наибольшее распространение П. получил в США, ФРГ, Скандинавских странах, Великобритании, Канаде, Швейцарии. Интеграционные интенции современного П. нашли свое выражение в создании всемирного Совета Церквей (Амстердам, 1948). 3) В расширительном смысле - историческая форма развития европейской культуры. Такое понимание П. конституировалось в философской традиции после Шлейер-махера, который (в отличие от Лейбница и Г. Калиста, определявших П. как религиозное течение) трактует его в качестве о собой "исторической эпохи", что задает интерпретацию П. как специфического направления развития культуры. (См. также. Протестантская этика , Диалектическая теология ). А.В. Васин

- форма христ ианства, которая со времени Лютер а, Цвингли и Кальвин а выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. В против оположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одно й благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответ ственности христиан. См. также Павел. Сам термин "протестантизм" ведет свое происхождение от "протеста" (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен Шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. В современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.

(лат. protes-tans — протестующий, публично доказывающий) — третья, после право славия и католицизма , разновидность христ ианства, возникшая в период Реформации. П.— это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение. Гл. отличие П. от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека . По представлению протестантов, благодать нисходит на человека от бога, минуя церковь , “ спасение ” достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало примат духовной власти над светской и главенствующую роль католической церкви и римского папы, освобождало человека от феодальных пут и пробуждало в нем чувства личного достоинства, буржуазно-индивидуалистические представления и т. д. В связи с иным отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в П. отводится второстепенное место . Поклонение иконам и мощам отсутствует, число таинств сведено до двух ( крещение и причащение ), богослужение , как правило , состоит в проповедях, совместных молитва х и пении псалмов. Формально П. основывается исключительно на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитет ы и “священные” книги, т. е. своего рода “ священное предание ”. Совр. П. распространен гл. обр. в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и США, Канаде, Австралии и др. В 20 в. в П. развертывается экуменическое движение , приведшее к созданию Всемирного совета церквей.

Значение слова Протестантизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Парапсихология - область психологии, исследующая паранормальные проявления душевной жизни ...
  • Панпсихизм - тип учений, в которых все существующее представлено ...
  • Память - не просто хранилище информации о прежде бывшем ...
  • Привязчивость - Привязчивость это эмоциональная привычка которая хороша ...
  • Праведность - Праведность не может родиться, пока живо самооправдание. ...
  • Покорность - Впрочем, покорность тоже играет роль в достижении счастья, ...
  • Пятница - — день недели, крый христ. предание связывает с ...
  • Прозелит - (греч. proselytos, букв. пришелец) человек принявший ...
  • Провиденциализм - (от лат. providentia — провидение ) — теологич. ...
  • Причетник - см. Псаломщик. ...
  • Притвор - зап. часть христ. храма отделенная от средней ...
  • Примас - (лат. первенствующий) в католич. и англикан. ...
  • Придел - особый алтарь в христ. храме обращенный, как ...
  • Пресвитериане - (от Греч. presbyteros старейшина) — течение в ...
  • Семантика - (греч. "semantikoz", " означающее ") раздел лингвистики, изучающий ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари