(от лат. propaganda — подлежащее распространению) — популяризация и распространение политических, филос., религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи , средств масс овой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание . В узком смысл е под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с цель ю формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание ин- дивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия. Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория , т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способ ствовать ее воплощению в жизнь . Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило , содержит не просто идеи , а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул. Первоначально понятие “П.” применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью . В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие “П.” часто наделяется устойчивым негативным содержанием , поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации. П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение , воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации . Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П. Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация , содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга. Особой изощренностью П. отличалась в эпоху противостояния общественно-политических систем — социализма и капитализма . Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. войны , расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д. О BartlertF.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940; Jacques E. Propaganda. The Formation of Mens Attitudes. New York, 1962; Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980.
Что такое Пропаганда? Значение слова Пропаганда в философском словаре
Пропаганда - (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — популяризация и распространение политических, филос., религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание . В узком смысле под П. понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание ин- дивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия. Чисто технологически П. — это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею. Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь . Всякая П. имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило , содержит не просто идеи , а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов. Но глубинный смысл П. заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул. Первоначально понятие “П.” применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью . В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие “П.” часто наделяется устойчивым негативным содержанием , поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации. П. осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение , воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П. Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация , содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной: от внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва — лозунга. Особой изощренностью П. отличалась в эпоху противостояния общественно-политических систем — социализма и капитализма . Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д. О BartlertF.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940; Jacques E. Propaganda. The Formation of Mens Attitudes. New York, 1962; Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980.
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова Пропаганда в других словарях:
- Что такое Пропаганда? Энциклопедический словарь
- Определение термина Пропаганда? Словарь Даля
- Толкование слова Пропаганда? Словарь воровского жаргона
- Что означает слово Пропаганда? Исторический словарь
- Что означает термин Пропаганда? Социологический словарь
- Что такое Пропаганда? Политический словарь
- Определение термина Пропаганда? Словарь иностранных слов
- Толкование слова Пропаганда? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Постмаоизм - Необходимость поисков внутренних ресурсов, способных поднять экономику страны, ...
- Пифагореизм - Пифагореизм — единственный в своем роде феномен который ...
- Порок - недостаток нравственный духовный ; все, что противно ...
- Полноценный - имеющий полную, установленную ценность полностью соответствующий требованиям. ...
- Парафрения - бредовые комплексы с закрепленной и упорядоченной, но ...
- Парадигма - (от греч. paradeigma пример образец ) ...
- Постструктурализм - Франц. POSTSTRUCTURALISME, англ. POSTSTRUCTURALISM. Идейное течение западной гуманитарной ...
- Пессимизм - (от лат. pessimum — наихудший) — один из ...
- Парадокс - (греч. paradoxes — неожиданный, странный) — в широком ...
- Предикат - элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий какойлибо признак ...
- Понятие - это форма мышления которая обозначает какойлибо объект ...
- Пересечение - логическое отношение между понятиями, объемы которых совпадают ...
- Пэан - (Греч.) Гимн радости и восхваления в честь бога ...
- Пхо - (Кит.) Животная Душа . ...
- Чтение - методика работы с текстом. Термин Ч. становится ...