Что такое Порфирий? Значение слова Порфирий в философском словаре

1) Порфирий - - философ (232 - 305), родом из Тира, главный ученик Плотина (см.) и издатель его сочинений; раньше встречи с ним в Риме учился у философа Лонгина в Афинах. Имя Порфирия было собственно Малх, что по-сирийски значить царь; Плотин переделал его в ?????????. Мнения Порфирия о "сверхсущем", о трех началах или "ипостасях" и о рождении мира путем нисходящих эманации лишь оттенками отличаются от воззрений Плотина: так, он еще с бульшим вниманием относится к народным культам. В его системе мира, кроме богов, демонов и героев классической мифологии, играют также роль " архангелы " и " ангелы ", взятые из иудейства, к которому он относился с почтением, видя в нем одну из национальных религий. Христианство , напротив, своим отрицательным (по мнению Порфирия) универсализмом, вызывало в нем непримиримую вражду, которую он старался оправдать в большом полемическом сочинений: "15 книг против христиан", известном лишь по немногим цитатам у церковных писателей. Многие другие философские, астрологические и исторические сочинения Порфирия дошли до нас лишь в отрывках или известны только по имени. Сохранилось метафизическое сочинение его: "??????? ???? ?? ?????" (изд. L. Holstenius, Рим, 1636) и "Введение в категории Аристотеля, изд. Busse, Берлин, 1887"). В средние века и позже Порфирий имел особое значение как систематизатор и толкователь Аристотелевой логики. Из учеников Порфирия самым замечательным был Ямвлих. Вл. С.

2) Порфирий - Неоплатоник и выдающийся писатель, как учитель и философ уступая лишь Плотину . Он родился в первой половине третьего века н.э. в Тире, поскольку назвал себя тирийцем, и якобы происходил из еврейской семьи. Хотя он был с головы до ног эллином и язычником, его имя Мелек (царь), по-видимому, указывает, что в его жилах текла семитская кровь. Современные критики совершенно справедливо считают его самым практически философствующим и рассудительным изо всех неоплатоников. Будучи выдающимся писателем, он был особенно известен своей полемикой с Ямблихом относительно бедствий, сопряженных с практикованием Теургии. В конце концов, все же, он принял точку зрения своего оппонента. Будучи прирожденным мистиком, он, подобно своему учителю Плотину, следовал истинной индийской подготовке Раджа - Йоги , которая ведет к воссоединению Души со Сверх-Душой или Высшим Я ( Буддхи - Манас ). Все же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг этого состояния экстаза , пока ему не исполнилось шестьдесят, тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно, так было потому, что, в то время как его учитель смотрел на физическую жизнь и тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания теми областями, где мысль и жизнь становились вечными и божественными, Порфирий все свое время посвящал соображениям, касающимся приложения философии к практической жизни. "Для него цель философии - нравственность ", говорит биограф, "почти что можно сказать, святость - лечение человеческих недостатков, приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое знание , как бы ни было оно истинно, само по себе недостаточно; знание имеет своей целью жизнь в соответствии с Ноусом" - "рассудком", переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус не рассудком, но разумом (Манасом) или божественным вечным Эго в человеке , то мы бы перевели эту мысль эзотерически, и представили ее следующей: "оккультное или тайное знание имеет своей целью земную жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим непрерывно воплощающимся Эго", что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и эзотерической философии. (См. Порфирий, "De Abstinentia", I, 29.) Из всех неоплатоников Порфирий ближе всего подошел к истинной Теософии, как она теперь преподается Восточной тайной школой. Это показывают все наши современные критики и писатели по Александрийской школе, ибо "он утверждал, что Душу необходимо насколько возможно освободить от оков материи, ...быть готовым... отбросить все тело " ("Ad Marcellam", 34). Он советует практиковать воздержание , указывая, что "мы стали бы подобными богам, если смогли бы воздержаться как от овощей, так и от животной пищи". Он принимает теургию и магические заклинания неохотно, ибо они "бессильны очистить ноэтический (манасический) принцип души"; теургия способна "очистить лишь низшую или психическую сторону, сделать ее способной к восприятию низших существ, таких как духи, ангелы и боги" (Авг., "De Civ. Dei", X, 9), - тому же учит и Теософия . "Не оскверняйте божественность", он добавляет, "пустыми людскими выдумками; вы не причините вреда извечно благословенному (Буддхи-Манасу), но вы сделаете себя слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных истин" ("Ad Marcellam", 18). "Если мы желаем освободиться от нападений злых духов, мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над которыми злые духи имеют власть , ибо они не осаждают чистую душу, которая не имеет ничего общего с ними" ("De Abstin.", II, 43). Это опять-таки наше учение . Отцы Церкви считали Порфирия самым заклятым врагом, самым непримиримым с Христианством . Наконец, и вновь как в современной Теософии, Порфирий - как и все неоплатоники, согласно Св. Августину - "почитал Христа, в то же время с пренебрежением относясь к Христианству"; Иисус, они утверждали, как и мы утверждаем, "сам ничего не говорил против языческих божеств, но творил чудеса с их помощью". "Они не могли называть его Богом, как это делали его ученики, но они почитали его как одного из самых лучших и мудрейших людей" ("De Civ. Dei.", XIX, 23). Все же, "даже в буре споров, кажется, едва ли слово вымолвлено против личной жизни Порфирия. Его система приписывала чистоту и ...он осуществлял ее". (См. "A Dict. of Christian Biography", т. IV, "Porphyry".)

Порфирий

- философ (232 - 305), родом из Тира , главный ученик Плотин а (см.) и издатель его сочинений; раньше встречи с ним в Риме учился у философа Лонгина в Афинах. Имя Порфирия было собственно Малх , что по-сирийски значить царь ; Плотин переделал его в ?????????. Мнения Порфирия о "сверхсущем", о трех началах или "ипостасях" и о рождении мира путем нисходящих эманации лишь оттенками отличаются от воззрений Плотина: так, он еще с бульшим вниманием относится к народным культам. В его системе мира, кроме богов, демонов и героев классической мифологии, играют также роль " арх ангелы " и " ангелы ", взятые из иудейства, к которому он относился с почтением, видя в нем одну из национальных религий. Христианство , на против , своим отрицательным (по мнению Порфирия) универсализмом, вызывало в нем непримиримую вражду, которую он старался оправдать в большом полемическом сочинений: "15 книг против христиан", известном лишь по немногим цитатам у церковных писателей. Многие другие философские, астрологические и исторические сочинения Порфирия дошли до нас лишь в отрывках или известны только по имени . Сохранилось метафизическое сочинение его: "??????? ???? ?? ?????" (изд. L. Holstenius, Рим, 1636) и "Введение в категории Аристотеля, изд. Busse, Берлин , 1887"). В средние века и позже Порфирий имел особое значение как систематизатор и толкователь Аристотелевой логики. Из учеников Порфирия самым замечательным был Ямвлих . Вл. С.

Неоплатоник и выдающийся писатель, как учитель и философ уступая лишь Плотин у . Он родился в первой половине третьего века н.э. в Тире, поскольку назвал себя тирийцем, и якобы происходил из еврейской семьи. Хотя он был с головы до ног эллином и язычником, его имя Мелек ( царь ), по-видимому, указывает, что в его жилах текла семитская кровь. Современные критики совершенно справедливо считают его самым практически философствующим и рассудительным изо всех неоплатоников. Будучи выдающимся писателем, он был особенно известен своей полемикой с Ямблихом относительно бедствий, сопряженных с практикованием Теургии. В конце концов, все же, он принял точку зрения своего оппонента. Будучи прирожденным мистиком, он, подобно своему учителю Плотину, следовал истинной индийской подготовке Раджа - Йоги , которая ведет к воссоединению Души со Сверх-Душой или Высшим Я ( Буддхи - Манас ). Все же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг этого состояния экстаза , пока ему не исполнилось шестьдесят, тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно, так было потому, что, в то время как его учитель смотрел на физическую жизнь и тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания теми областями, где мысль и жизнь становились вечными и божественными, Порфирий все свое время посвящал соображениям, касающимся приложения философии к практической жизни. "Для него цель философии - нравственность ", говорит биограф, "почти что можно сказать, святость - лечение человеческих недостатков, приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое знание , как бы ни было оно истинно, само по себе недостаточно; знание имеет своей целью жизнь в соответствии с Ноусом" - "рассудком", переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус не рассудком, но разумом (Манасом) или божественным вечным Эго в человеке , то мы бы перевели эту мысль эзотерически, и представили ее следующей: "оккультное или тайное знание имеет своей целью земную жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим непрерывно воплощающимся Эго", что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и эзотерической философии. (См. Порфирий, "De Abstinentia", I, 29.) Из всех неоплатоников Порфирий ближе всего подошел к истинной Теософии, как она теперь преподается Восточной тайной школой. Это показывают все наши современные критики и писатели по Александрийской школе, ибо "он утверждал, что Душу необходимо насколько возможно освободить от оков материи, ...быть готовым... отбросить все тело " ("Ad Marcellam", 34). Он советует практиковать воздержание , указывая, что "мы стали бы подобными богам, если смогли бы воздержаться как от овощей, так и от животной пищи". Он принимает теургию и магические заклинания неохотно, ибо они "бессильны очистить ноэтический (манасический) принцип души"; теургия способна "очистить лишь низшую или психическую сторону, сделать ее способной к восприятию низших существ, таких как духи, ангелы и боги" (Авг., "De Civ. Dei", X, 9), - тому же учит и Теософия . "Не оскверняйте божественность", он добавляет, "пустыми людскими выдумками; вы не причините вреда извечно благословенному (Буддхи-Манасу), но вы сделаете себя слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных истин" ("Ad Marcellam", 18). "Если мы желаем освободиться от нападений злых духов, мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над которыми злые духи имеют власть , ибо они не осаждают чистую душу, которая не имеет ничего общего с ними" ("De Abstin.", II, 43). Это опять-таки наше учение . Отцы Церкви считали Порфирия самым заклятым врагом, самым непримиримым с Христианство м . Наконец, и вновь как в современной Теософии, Порфирий - как и все неоплатоники, согласно Св. Августину - "почитал Христа, в то же время с пренебрежением относясь к Христианству"; Иисус, они утверждали, как и мы утверждаем, "сам ничего не говорил против языческих божеств, но творил чудеса с их помощью". "Они не могли называть его Богом, как это делали его ученик и, но они почитали его как одного из самых лучших и мудрейших людей" ("De Civ. Dei.", XIX, 23). Все же, "даже в буре споров, кажется, едва ли слово вымолвлено против личной жизни Порфирия. Его система приписывала чистоту и ...он осуществлял ее". (См. "A Dict. of Christian Biography", т. IV, "Porphyry".)

Значение слова Порфирий в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Политик - функционер решающий конкретные задачи общественной жизни. ...
  • Покаяние - анализ и осознание допущенных ошибок, производимые с ...
  • Позитив - положительный, нужный, хороший, конструктивный и т.п. ...
  • Подсистема - система являющаяся составной частью другой . ...
  • Подлец - , подонок, негодяй человек способный совершать действия, ...
  • Плата - часть достояния которую необходимо отдать, чтобы сохранить ...
  • Пацифизм - по [7]: ( сказано в 1987 г.) " ...
  • Понимание - (нем. Verstehen, англ. comprehension, understanding, франц. ...
  • Повседневность - целостный социокультурный жизненный мир предстающий в функционировании ...
  • Письмо - Французский термин l&ecriture, как он разрабатывался в структуралистской ...
  • Парадигма - одно из ключевых понятий современной философии науки. ...
  • Психоанализ - термин впервые употребленный 3. Фрейдом в 1896 ...
  • Проекция - перенесение неприятных эмоций и неприемлемых составляющих личности ...
  • Предопределение - религиознофилософское представление об изначальной заданности волею Бога ...
  • Антропоцентризм - трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари