Что такое Пародия? Значение слова Пародия в философском словаре

Пародия - Англ. PARODY, франц. PARODIE, нем. PARODIE. Пародия в постмодернизме приобретает иное обличье и функцию по сравнению с традиционной литературой. Английская исследовательница Маргарет Роуз в своем фундаментальном труде «Пародия: древняя, современная и постмодерная» (Rose: 1993) прослеживает от античности до современности, как менялось и функция пародии и представление о ней. Если что ей и удалось доказать с исчерпывающей полнотой, так это полную сумятицу представлений о пародии как древних, так и современных теоретиков и практиков. В конце книги дается попытка кратко охарактеризовать различные интерпретации пародии, на которые ориентируются, по ее мнению, ведущие современные теоретики. Роуз разграничивает в современном понимании пародии «позднемодернистские» (ряд которых начинается с 1960 года), и постмодернистские трактовки (появляются с 1970 года). К первой категории она относит следующий ряд толкований: «Пародия — против интерпретации (Зонтаг, 1964). Дон-Кихот — первое современное произведение литературы, поскольку в нем уверенность в сходстве и подобии замещается принципом отличия, и смех Борхеса — смех, который вызывает содрогание ( Фуко , 1966). Пародия — контестация и искажение (Машере, 1966). Пародия — комична (и современная пародия = "псевдотрансгрессия"), хотя карнавальная пародия (ссылаясь на Бахтина) — это "серьезная" трансгрессия (связана с диалогической или "интертекстуальной" мениппеевской и полифонической традицией) (Кристева, 1966). Пародия — критична по отношению к реальности (Фуко, 1971). Пародия — безумие (Хасан, 1971). Пародия — отсутствие силы, интенциональности и отличия (Бодрийар). Пародия — невладение материалом (Деррида). Пародия — минимальная трансформация текста (Женетт, 1982). Пародия — современна и сатирична; пастиш ("белая пародия") — постмодернен и бесформен (Джеймсон, 1983 и далее). Пародия — повторение с отличием; она не обязательно должна быть комичным (Хатчен). Пародия — нигилистична (Ньюмен, 1986). Пародия может применяться для обозначения безумного/разорванного мира (Мартин Эмис, 1990)». В качестве постмодернистских определений, отсчет которым она ведет с 1970 года, Роуз предлагает следующие определения и их авторов: «Пародия — мета-фикциональна/интертекстуальна + комична (Лодж, 1970 и далее). Пародия — комплексна + комична (Дженкс, 1971 и далее). Пародия — мета-фикциональна/интертекстуальна + комична/юмористична (Эко, 1980)». (Rose:1993, с. 282-283). Таким образом, с приходом постмодернизма, во-первых, наступило известное согласие в понимании пародии, а во-вторых, произошла явная смена парадигмы: пародия уже не трактуется как контестация, искажение, протест, где серьезные драматические тона заглушают комическое начало , — теперь пародия связана скорее с образом мирного сосуществования стилей и идей, с комедийной игрой смыслами на бесконечном поле интертекстуальности. Характерная примета постмодернистской литературы — самопародирование. И. Хассан определил самопародию как характерное средство, при помощи которого писатель-постмодернист пытается сражаться с «лживым по своей природе языком», и, будучи «радикальным скептиком», находит феноменальный мир бессмысленным и лишенным всякого основания. Поэтому постмодернист, «предлагая нам имитацию романа его автором, в свою очередь имитирующим роль автора ,... пародирует сам себя в акте пародии» (Hassan:1971, c.250).  

Пародия

Англ. PARODY, франц . PARODIE, нем. PARODIE. Пародия в постмодернизме приобретает иное обличье и функцию по сравнению с традиционной литературой. Английская исследовательница Маргарет Роуз в своем фундаментальном труде «Пародия: древняя, современная и постмодерная» (Rose: 1993) прослеживает от античности до современности, как менялось и функция пародии и представление о ней. Если что ей и удалось доказать с исчерпывающей полнотой, так это полную сумятицу представлений о пародии как древних, так и современных теоретиков и практиков. В конце книги дается попытка кратко охар акте ризовать различные интерпретации пародии, на которые ориентируются, по ее мнению, ведущие современные теоретики. Роуз разграничивает в современном понимании пародии «позднемодернистские» (ряд которых начинается с 1960 года), и постмодернистские трактовки (появляются с 1970 года). К первой категории она относит следующий ряд толкований: «Пародия — против интерпретации ( Зонтаг , 1964). Дон-Кихот — первое современное произведение литературы, поскольку в нем уверенность в сходстве и подобии замещается принципом отличия, и смех Борхеса — смех, который вызывает содрогание ( Фуко , 1966). Пародия — контестация и искажение (Машере, 1966). Пародия — комична (и современная пародия = "псевдо трансгрессия "), хотя карнавальная пародия (ссылаясь на Бахтина) — это "серьезная" трансгрессия (связана с диалогической или "интертекстуальной" мениппеевской и полифонической традицией) ( Кристева , 1966). Пародия — критична по отношению к реальности (Фуко, 1971). Пародия — безумие ( Хасан , 1971). Пародия — отсутствие силы , интенциональности и отличия (Бодрийар). Пародия — невладение материалом ( Деррида ). Пародия — минимальная трансформация текста (Женетт, 1982). Пародия — современна и сатирична; пастиш ("белая пародия") — постмодернен и бесформен (Джеймсон, 1983 и далее ). Пародия — повторение с отличием; она не обязательно должна быть комичным (Хатчен). Пародия — нигилистична ( Ньюмен , 1986). Пародия может применяться для обозначения безумного/разорванного мира ( Мартин Эмис , 1990)». В качестве постмодернистских определений, отсчет которым она ведет с 1970 года, Роуз предлагает следующие определения и их авторов: «Пародия — мета-фикциональна/интертекстуальна + комична (Лодж, 1970 и далее). Пародия — комплексна + комична (Дженкс, 1971 и далее). Пародия — мета-фикциональна/интертекстуальна + комична/юмористична (Эко, 1980)». (Rose:1993, с. 282-283). Таким образом, с приходом постмодернизма, во-первых , наступило известное согласие в понимании пародии, а во-вторых , произошла явная смена парадигмы: пародия уже не трактуется как контестация, искажение, протест , где серьезные драматические тона заглушают комическое начало , — теперь пародия связана скорее с образом мирного сосуществования стилей и идей , с комедийной игрой смыслами на бесконечном поле интертекстуальности. Характерная примета постмодернистской литературы — самопародирование. И. Хассан определил самопародию как характерное средство , при помощи которого писатель-постмодернист пытается сражаться с «лживым по своей природе языком», и, будучи «радикальным скептиком», находит феноменальный мир бессмысленным и лишенным всякого основания . Поэтому постмодернист, «предлагая нам имитацию романа его автором, в свою очередь имитирующим роль автора ,... пародирует сам себя в акте пародии» (Hassan:1971, c.250).  

Значение слова Пародия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Подручность - – способ бытия средства, заключающийся в его ориентации ...
  • Падение - – модус бытиявмире, образ повседневного бытия присутствия, означающий ...
  • Психоанализ - Психоанализ — это прежде всего область медицинской практики. ...
  • Постмаоизм - Необходимость поисков внутренних ресурсов, способных поднять экономику страны, ...
  • Пифагореизм - Пифагореизм — единственный в своем роде феномен который ...
  • Порок - недостаток нравственный духовный ; все, что противно ...
  • Полноценный - имеющий полную, установленную ценность полностью соответствующий требованиям. ...
  • Практика - (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) — ...
  • Понимание - — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта ...
  • Подсознательное - — слой сознания, прикрытый сознанием и обнаруживающий себя ...
  • Пессимизм - (от лат. pessimum — наихудший) — один из ...
  • Парадокс - (греч. paradoxes — неожиданный, странный) — в широком ...
  • Предикат - элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий какойлибо признак ...
  • Понятие - это форма мышления которая обозначает какойлибо объект ...
  • Модус - (лат. modus мера образ способ) 1) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари