( греч . разум , мысль ) - у античных философов Дух, интерпретируемый обычно как Мировой разум или высший божественный Ум. Впервые о Нусе сказал Анаксагор (V в. до Р.Х.), который признал, что мир ( космос ) как разумно устроенное целое, не мог бы возникнуть из хаоса сам собой , если бы не могущество Нуса, который все привел в порядок и создал структурное единство мира . У Аристотеля Нус - Форма форм, Беспричинная Причина и Неподвижный Перводвигатель ; Нус - Самомышление, Он непрестанно мыслит о самом себе как высшем предмете мысли. У неоплатоников Нус сверхкосмичен, это божественный Ум, объединяющий множества божественных умов , пребывающих над миром в вечности.
(от греч . noos - ум, разум , смысл ) - мысль , ум, разум, интеллект ; космический ум, созерцающий и мыслящий самого себя, т.е. мышление мышления.
( греч . nus - ум, мысль , разум ) - дух, интеллект , мировая душа в философии Анаксагор а . Согласно Платону и Аристотелю, нус представляет собой "мыслящую душу", выделяющую человека из животного мира . Кроме того, у Аристотеля нус - обозначение Бога, или демиурга .
( греч . nous — ум) — одно из осн. понятий античной философии, обозначающее мировую концентрацию всех существующих вообще актов сознания и мышления. В яркой форме впервые это понятие выступило в философии Анаксагор а , где оно трактовалось как принцип оформления и порядка в отношении бесформенной материи. Идеалистическое толкование это понятие получило у Платона и, особенно у Аристотеля, у к-рого оно является формой всех форм, пребывающей в вечном самосозерцании. Большое значение приобрело это понятие у неоплатоников, где оно на почве аристотелизма трактуется как особого рода сверхчувственное бытие , осмысляющее весь мир и придающее ему определенную форму. Материалисты тоже применяли это понятие. Демокрит понимал Н. как огонь , и притом шаровидный. Космологическое значение имеет он также у Фалеса . По-видимому, у античных материалистов Н.— это совокупность законов природы или их источник, к-рый представлялся пока в чувственно-материальной форме. В гносеологии Демокрит резко противопоставляет Н. как принцип точности расплывчатым чувственным ощущениям, вносящим в познание смятение и бес порядок . Античный Н. всегда внеличен и даже безличен, в противоположность средневековым учениям, находившим в нем личное начало .