Что такое Ноумен? Значение слова Ноумен в философском словаре

1) Ноумен - - философское понятие , которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта ( феномен ) непознаваемому миру " вещи -в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума , лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта , так и объекта , а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода , вера . Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохра- нить пространство свободы для религии и морали. Понятие H., выражавшее идеологию раннего протестантизма , было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.

2) Ноумен - - философское понятие , которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта ( феномен ) непознаваемому миру " вещи -в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума , лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта , так и объекта , а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода , вера . Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма , было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы. А.В. Филиппович

3) Ноумен - - в философии Канта " реальность -в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.

4) Ноумен - (греч. noumenon) - объект мысли, разума , интеллигибельный предмет , напр. у неоплатоников. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто ; ноумен - голая идея , которой не соответствует никакой предмет ( негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание , а созерцание иной формы, напр. нравственное. Противоположность ноумена - феномен .

5) Ноумен - (греч. noumenon) — термин , означающий в противоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность . Платон , впервые применивший этот термин (в диалоге “ Тимей ”), понимал под Н. реальность , как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в “Критике чистого разума ”) Н.— это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В “Критике практического разума” Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку , т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям “ вещи в себе”.

Ноумен

- философское понятие , которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта , который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта ( феномен ) непознаваемому миру " вещи -в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума , лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта , так и объекта , а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода , вера . Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохра- нить пространство свободы для религии и морали. Понятие H., выражавшее идеологию раннего протестантизма , было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.

- философское понятие , которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта , который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта . Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта ( феномен ) непознаваемому миру " вещи -в-себе" (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума , лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта , так и объекта , а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода , вера . Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохра нить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма , было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы. А.В. Филиппович

- в философии Канта " реальность -в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.

(греч. noumenon) - объект мысли, разума , интеллигибельный предмет , напр. у неоплатоников. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто ; ноумен - голая идея , которой не соответствует никакой предмет ( негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание , а созерцание иной формы, напр. нравственное. Противоположность ноумена - феномен .

(греч. noumenon) — термин , означающий в противоположность феномен у постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность . Платон , впервые применивший этот термин (в диалоге “ Тимей ”), понимал под Н. реальность , как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания. У Канта Н. рассматривается в двух значениях. Как отрицательное, проблематическое понятие (в “Критике чистого разума ”) Н.— это предмет рассудка, интеллектуальной интуиции. В “Критике практического разума” Кант указывает на возможность положительного понятия о Н. как предмете внечувственного созерцания. Н. в этом смысле недоступен человеку , т. к. созерцания последнего, по Канту, могут быть только чувственными. Оба эти значения Н. соответствуют в его философии разным функциям “ вещи в себе”.

Значение слова Ноумен в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Неоортодоксия - термин крый использовали теологи школы К. Борта ...
  • Неоиндуизм - религ. реформат . движение направленное на устранение ...
  • Неоавгустинизм - одно из течений совр. католич. философии, развивающее ...
  • Некрология - (греч. nekros мертвый, logos слово учение ...
  • Некрасовцы - старообрядцы беспоповцы (см. Беспоповщина ), потомки донских ...
  • Неемия - иуд. политич. деятель 5 в. до н. ...
  • Начетчик - в старообрядчестве человек знающий (начитанный) богосл. ...
  • Наукоучение - (нем. Wissenschatslehre) 1. Термин используемый Фихте ...
  • Натурфилософия - (лат. natura природа ) философская концепция ...
  • Нарратив - (лат. narrare языковой акт, т.е. вербальное изложение ...
  • Начинать - Философский смысл термина : Посвящать в культовые таинства ...
  • Начала - Философский смысл термина : Первоначала, не подверженные уничтожению ...
  • Неясность - характеристика употребления термина (понятия) с недостаточно определенным, ...
  • Непротиворечивость - свойство предложений некоторой теории (в случае аксиоматической ...
  • Варварство - отсутствие цивилизации. Имя «варвар» прилагалось греками и римлянами ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари