Что такое Несторий? Значение слова Несторий в философском словаре

1) Несторий - (ум. ок. 450) - константиноп. патриарх в 428-431, до этого был священником в Антио-хии (Сирия), основатель несторианства. Эфесским вселен, собором 431 был низложен, осужден как еретик и сослан в Египет.

2) Несторий - - знаменитый ересиарх, родом из сирийского города Кесарии Германикийской, на Евфрате; ни происхождение его, ни год рождения неизвестны; по свидетельству его главного противника, св. Кирилла Александрийского, "он вышел из грязи и происхождение его было постыдно". Проведя в молодости несколько лет в монастыре близ Антиохии и затем приняв священство, стал известен как проповедник. По словам современного летописца (Маркелла), "у него было достаточно красноречия, но мало рассудительности". Избранный императором Феодосием II в патриархи константинопольские (428), он сразу обнаружил крайнюю нетерпимость в своем всенародном обращении к императору при вступлении на кафедру: "Дай мне, о царь, вселенную, очищенной от ересей, а я дам тебе небесное царствие. Поборай мне против еретиков, а я буду поборать тебе против персов". Различные сектанты, пользовавшиеся некоторой фактической терпимостью в Константинополе, были подвергнуты жестокому гонению: их заключали в тюрьмы, изгоняли, отбирали у них имущество, закрывали и разрушали их молитвенные дома. Между прочим, ариане , после кровопролитной попытки защитить оружием единственную остававшуюся у них часовню, подожгли ее, и пожар, распространившись, истребил целый квартал столицы. Преследование всяких ересей и расколов распространилось и на другие части империи, вызывая, по местам, кровавые столкновения. Между тем ревностный гонитель ересей неожиданно сам оказался еретиком, начав заявлять в церкви, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека , с которым, помимо нее, соединилось Слово Божьего, превечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, через наитие Духа Святого, стал Христом, т. е. помазанником, и Слово Божье пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Так как термин Богородица был освящен богослужебным преданием , то заявление Нестория, что Пресвятую Деву следует называть "человекородицей", вызвало всеобщее негодование. Тогда, в виде компромисса , он предложил новое название "Христородица", а потом соглашался принять и церковный термин, с оговорками в своем смысле . Но уже достаточно выяснилось, что дело шло не о словах, а об основном христианском догмате воплощения. Против Нестория публично выступил Прокл , епископ кизический (впоследствии патриарх константинопольский), и адвокат Евсевий (впоследствии епископ дорилейский). Во время проповеди Нестория в кафедральном соборе Евсевий прервал его громким восклицанием: " Ложь и богохульство! Воистину одно и то же Слово Божье и рождено Отцом в вечности, и воплотилось во времени от Девы для нашего спасения". Через несколько дней к воротам Константинополя был прибит свиток, обвинявший Нестория в возобновлении ереси осужденного еще в III веке Павла Самосатского (учившего, что Христос был только величайшим праведником и пророком, в котором преимущественно перед другими обитало 2-ое лицо Св. Троицы), с таким заключением: "анафема отделяющему Сына Божьего от сына Марии!" Опираясь на покровительство императора, Несторий стал жестоко преследовать своих противников среди константинопольского клира и монастырей. Между тем молва о новой ереси достигла египетских пустынь, и монахи толпами приходили к патриарху александрийскому Кириллу, величайшему богослову того времени, требуя от него защиты православия. Кирилл обнародовал послание: "К отшельникам", где, не называя Нестория, осуждал его мнение , а затем отправил увещательное послание и к самому Нестория, который, с своей стороны, обратился к римскому папе Целестину с подробной защитой своего учения. Узнав об этом, Кирилл, находившийся в разрыве с римским епископом из-за дяди и предшественника своего Феофила (отлученного папой Иннокентием I за гонения на св. Иоанна Златоуста), поспешил примириться с Римом и послать папе опровержение ереси Нестория, который и был осужден на местном римском соборе. Папа уполномочил Кирилла действовать и от его (папы) имени и потребовать у Нестория отречения от его заблуждения в десятидневный срок. Перед тем александрийский патриарх обнародовал свое второе послание к Несторию, содержавшее обширный богословский трактат о догмате воплощения (так называемый том Св. Кирилла), а после соглашения с Римом свел свой спор с Несторием к 12 положениям (анафематизмы), с которыми и отправил в Константинополь нескольких своих клириков. Друг Нестория, патриарх антиохийский Иоанн советовал ему подчиниться. Несторий торжественно объявил, что он готов одобрить именование "Богородица", поскольку рожденный от Девы человек Иисус был соединен с Богом-Словом; но он решительно восставал против анафематизмов Кирилла и представил их опровержение по пунктам в особом сочинении, где, по недостатку богословских знаний, высказывал мимоходом мнения явно нехристианские, оттолкнувшая от него и прежних сторонников. Созванный императором (в 431 г.) вселенский собор в Ефесе, после различных перипетий и осложнений, привел к окончательному осуждению Нестория, который вслед за тем был сослан сначала в монастырь Евпрепия (близ Антиохии), а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где через несколько лет и умер. На последователей его было воздвигнуто жестокое гонение, принудившее уцелевших бежать в Персию, где они долго пользовались особым покровительством государства. См. Несториане . Вл. С.

Несторий

(ум. ок. 450) - константиноп. патриарх в 428-431, до этого был священником в Антио-хии ( Сирия ), основатель несторианства. Эфесским вселен, собором 431 был низложен, осужден как еретик и сослан в Египет .

- знаменитый ересиарх, родом из сирийского города Кесарии Германикийской, на Евфрате; ни происхождение его, ни год рождения неизвестны; по свидетельству его главного противника, св. Кирилла Александрийского, "он вышел из грязи и происхождение его было постыдно". Проведя в молодости несколько лет в монастыре близ Антиохии и затем приняв священство, стал известен как проповедник. По словам современного летописца (Маркелла), "у него было достаточно красноречия, но мало рассудительности". Избранный императором Феодосием II в патриарх и константинопольские (428), он сразу обнаружил крайнюю нетерпимость в своем всенародном обращении к императору при вступлении на кафедру: "Дай мне, о царь, вселенную, очищенной от ересей, а я дам тебе небесное царствие. Поборай мне против еретик ов, а я буду поборать тебе против персов". Различные сектанты, пользовавшиеся некоторой фактической терпимостью в Константинополе, были подвергнуты жестокому гонению: их заключали в тюрьмы, изгоняли, отбирали у них имущество, закрывали и разрушали их молитвенные дома. Между прочим, ариане , после кровопролитной попытки защитить оружием единственную остававшуюся у них часовню, подожгли ее, и пожар, распространившись, истребил целый квартал столицы. Преследование всяких ересей и расколов распространилось и на другие части империи, вызывая, по местам, кровавые столкновения. Между тем ревностный гонитель ересей неожиданно сам оказался еретиком, начав заявлять в церкви, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека , с которым, помимо нее, соединилось Слово Божьего, превечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, через наитие Духа Святого, стал Христом, т. е. помазанником, и Слово Божье пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Так как термин Богородица был освящен богослужебным преданием , то заявление Нестория, что Пресвятую Деву следует называть "человекородицей", вызвало всеобщее негодование. Тогда, в виде компромисса , он предложил новое название "Христородица", а потом соглашался принять и церковный термин, с оговорками в своем смысле . Но уже достаточно выяснилось, что дело шло не о словах, а об основном христианском догмате воплощения. Против Нестория публично выступил Прокл , епископ кизический (впоследствии патриарх константинопольский), и адвокат Евсевий (впоследствии епископ дорилейский). Во время проповеди Нестория в кафедральном соборе Евсевий прервал его громким восклицанием: " Ложь и богохульство! Воистину одно и то же Слово Божье и рождено Отцом в вечности, и воплотилось во времени от Девы для нашего спасения". Через несколько дней к воротам Константинополя был прибит свиток, обвинявший Нестория в возобновлении ереси осужденного еще в III веке Павла Самосатского (учившего, что Христос был только величайшим праведником и пророком, в котором преимущественно перед другими обитало 2-ое лицо Св. Троицы), с таким заключением: "анафема отделяющему Сына Божьего от сына Марии!" Опираясь на покровительство императора, Несторий стал жестоко преследовать своих противников среди константинопольского клира и монастырей. Между тем молва о новой ереси достигла египет ских пустынь, и монахи толпами приходили к патриарху александрийскому Кириллу, величайшему богослову того времени, требуя от него защиты православия. Кирилл обнародовал послание: "К отшельникам", где, не называя Нестория, осуждал его мнение , а затем отправил увещательное послание и к самому Нестория, который, с своей стороны, обратился к римскому папе Целестину с подробной защитой своего учения. Узнав об этом, Кирилл, находившийся в разрыве с римским епископом из-за дяди и предшественника своего Феофила (отлученного папой Иннокентием I за гонения на св. Иоанна Златоуста), поспешил примириться с Римом и послать папе опровержение ереси Нестория, который и был осужден на местном римском соборе. Папа уполномочил Кирилла действовать и от его (папы) имени и потребовать у Нестория отречения от его заблуждения в десятидневный срок. Перед тем александрийский патриарх обнародовал свое второе послание к Несторию, содержавшее обширный богословский трактат о догмате воплощения (так называемый том Св. Кирилла), а после соглашения с Римом свел свой спор с Несторием к 12 положениям (анафематизмы), с которыми и отправил в Константинополь нескольких своих клириков. Друг Нестория, патриарх антиохийский Иоанн советовал ему подчиниться. Несторий торжественно объявил, что он готов одобрить именование "Богородица", поскольку рожденный от Девы человек Иисус был соединен с Богом-Словом; но он решительно восставал против анафематизмов Кирилла и представил их опровержение по пунктам в особом сочинении, где, по недостатку богословских знаний, высказывал мимоходом мнения явно нехристианские, оттолкнувшая от него и прежних сторонников. Созванный императором (в 431 г.) вселенский собор в Ефесе, после различных перипетий и осложнений, привел к окончательному осуждению Нестория, который вслед за тем был сослан сначала в монастырь Евпрепия (близ Антиохии), а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где через несколько лет и умер. На последователей его было воздвигнуто жестокое гонение, принудившее уцелевших бежать в Персию, где они долго пользовались особым покровительством государства. См. Несториане . Вл. С.

Значение слова Несторий в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Непредубежденность - Однако, поскольку наша интеллектуальная жизнь всего лишь ...
  • Ненасилие - Учение о ненасилии, которое широко практикуется в ...
  • Ньяя - одна из школ др.инд. философии, возникновение крой ...
  • Нусайриты - см. Алавиты. ...
  • Нравственность - см. Мораль . ...
  • Номинализм - (лат. nomen имя) одно из гл. ...
  • Новатиане - (по имени священников 3 в. римск. Новатиана ...
  • Неоортодоксия - термин крый использовали теологи школы К. Борта ...
  • Неоиндуизм - религ. реформат . движение направленное на устранение ...
  • Неоавгустинизм - одно из течений совр. католич. философии, развивающее ...
  • Некрология - (греч. nekros мертвый, logos слово учение ...
  • Некрасовцы - старообрядцы беспоповцы (см. Беспоповщина ), потомки донских ...
  • Неемия - иуд. политич. деятель 5 в. до н. ...
  • Начетчик - в старообрядчестве человек знающий (начитанный) богосл. ...
  • Алтарь - (лат. altaria, от altus высокий) у ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари