Учение о ненасилии, которое широко практикуется в Индии , может быть обосновано не только с религиозных позиций. В определенных обстоятельства х это лучшая практическая политика . Такие обстоятельства возникают, когда одна сторона не вооружена, но полна решимости, в то время как противоборствующая сторона вооружена и полна колебаний. Убийство людей, которые не сопротивляются - отвратительное дело , и порядочный человек скорее пойдет на уступки, чем будет упорствовать в убийстве. Однако , если враг решителен и жесток, этот метод не приносит успеха. Церковь безжалостно преследовала еретиков и евреев даже в том случае, когда они и не пытались оказать вооруженное сопротивление . Если бы японцы завоевали Индию, они быстро покончили бы с любым движением неповиновения из последователей Ганди . Таким образом, абсолютный пацифизм как метод достижения какой-то цели имеет весьма ограниченное применение .
(санкрит. – ахимса ): принцип буддизма , означающий стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее та идеальная жизнь , которая, по словам Будды, «подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо». Концепция ахимсы(ненасилия) является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу, ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
— этический принцип , согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ, nonviolence) является калькой с санскр. термина “ ахимса ” (неврежде-ние). В отечественной литературе и общественно-политической лексике он закрепился недавно, с кон. 1980-х гг., чему способствовали как академические исследования философии и этики Н., так и гражданские инициативы, призванные адаптировать к российским условиям зап. опыт ненасильственных акций. Идея Н. является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Оно присутствует во всех сформировавшихся на заре цивилизации культурах и религиях , занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма . В европейскую культуру она привнесена Нагорной проповедью : “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь враг а твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших” (Мф 5, 38—39, 43—44). Н. не воспринято общественным сознанием в прямом и обязывающем значении. Господствующим по-прежнему остается взгляд, частично оправдывающий насилие : справедливые войны (Августин), право народа наосстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Считалось, что насилие может быть орудием справедливости, служить благой цели. Коренной поворот во взгляде на Н., когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, наметился в наше время и связан прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди , М.Л. Кинга. Анализ теории и практики Н. в 20 в. позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу конкретной деятельное- ти. В первом случае оно выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором случае оно является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность , насильственное сопротивление , ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость , Н. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами — другое, межличностные конфликты — третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии. Требование Н. не задает конкретного содержания многообразной в своих проявлениях деятельности, оно есть всеобщее и безусловное ее ограничение. Опыт ненасилия в XX веке. М., 1990; Ненасилие : философия этика , политика . М., 1993; Л.Н. Толстой. В чем моя вера ? // Поли. собр. соч. Т. 23; Protest Power and Change // Ал Encyclopedia of Nonviolent Action... New York; London, 1997.