Что такое Монофелитство? Значение слова Монофелитство в философском словаре

1) Монофелитство - (от греч. monos - один и thelema - воля ) — христ. богосл.-догматич. учение , возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности — божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между моно-физитством, гос. правосл. церковью и визант. пр-вом. М. было осуждено на VI вселен, соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеч. воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль. Из М. выделилась секта маронитов (нач. 8 в.), к-рая в 16 в. присоединилась к католицизму .

2) Монофелитство - - единовольческая ересь , видоизменение монофизитства, вызвавшее большие церковные смуты в VII в. и окончательно осужденное на VI вселенском соборе (третьем Константинопольском) в 680 - 681 гг. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромиссов восстановить церковное единство . Все эти попытки рушились, главным образом, вследствие невозможности для православных сделать существенную уступку - отказаться от авторитета Халкидонского собора и от формулы двух пребывающих естеств. В VII веке победитель персов, император Гераклий, встречаясь в Азии с различными епископами монофизитского направления, был наведен ими на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь, по-видимому, на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения, главную идею монофизитства. Предложено было различать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская в Христе два естества, настаивать только на том, что в нем одна богомужняя действенность (????????? ???????? - выражение , встречающееся в сочинениях так называемого Дионисия Ареопагита, получивших с половины VI в. большой религиозный авторитет). Главный автор этой комбинации - Кир, епископ Фазиса в Колхиде - был перемещен императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г., на основании формулы ??? ????????? ????????, устроить унию между значительной частью египетских монофизитов и православными. К ней примкнули почти все восточные и греческие иерархи, с патриархом константинопольским Сергием во главе. Защитниками строгого православия на Востоке выступили два монаха: св. Максим Исповедник и св. Софроний, вскоре ставший патриархом иерусалимским. Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, так как естество (?????), помимо своей энергии, есть только отвлеченное понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное , и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Император, желавший оставаться православным, а - главное - опасавшийся возбуждения новых смут, был недоволен исходом своего предприятия; для его успокоения патриарх Сергий прибег к новой примирительной комбинации, изложение которой, им написанное, было в 683 г. издано от имени императора (???????). Формула о единой энергии объявлялась здесь необязательной и споры о ней запрещались; но при этом утверждалось, как безусловная истина , что в Христе, при двух естествах, существует только одна воля (?????? или ??????? - откуда и название: монофелитство ). Эта теория была опровергнута св. Максимом, который показал, что воля, в смысле естественного и действительного хотения, есть непременное выражение духовной природы и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий: воли, как естественного акта духовной природы, и воли, как личного нравственного решения. Ясно, что у Христа, как абсолютно безгрешного, при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в саду Гефсиманском). Но многие православные, неискусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать в Христе две воли значит признавать в Нем добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Серий в своем письме к папе Гонорию, который в ответном письме утверждает, что в Христе, без сомнения, только одна воля - благая , согласная с Божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно. Впоследствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осужденного на Константинопольском соборе 680 г. Между тем &??????? Гераклия и подтвердивший ее через 10 лет ????? императора Константа вместо примирения вызвали еще бульшие раздоры, главным поприщем которых сделались Константинополь и Рим, так как Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоеваны арабами и в значительной мере обращены в мусульманство . Преемники папы Гонория, у которых нашел убежище св. Максим, решительно ополчились против монофелитства и узаконивших его указов. Папа св. Мартин, обвиненный в государственной измене, был схвачен, привезен в Константинополь и, после жестокого тюремного заключения, умер в изгнании. Та же участь постигла св. Максима и его учеников. Эти гонения только укрепили православную партию, которая окончательно восторжествовала при императоре Константине Погонате. Снесшись с папой св. Агафоном, он созвал в 680 г. в Константинополе вселенский собор , на котором монофелитство было безусловно осуждено как ересь и определено, что в Христе должно исповедывать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется божеской, но не уничтожается ею. Остатки монофелитства сохраняются доселе в виде секты маронитов. Вл. С.

Монофелитство

(от греч . monos - один и thelema - воля ) — христ. богосл.-догматич. учение , возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христ ос имел 2 разные сущности — божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между моно-физитством, гос. правосл. церковью и визант. пр-вом. М. было осуждено на VI вселен, соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеч. воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль . Из М. выделилась секта маронитов (нач. 8 в.), к-рая в 16 в. присоединилась к католицизму .

- единовольческая ересь , видоизменение монофизитства, вызвавшее большие церковные смуты в VII в. и окончательно осужденное на VI вселенском соборе (третьем Константинопольском) в 680 - 681 гг. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромисс ов восстановить церковное единство . Все эти попытки рушились, главным образом, вследствие невозможности для православных сделать существенную уступку - отказаться от авторитета Халкидонского собора и от формулы двух пребывающих естеств. В VII веке победитель персов, император Гераклий, встречаясь в Азии с различными епископами монофизитского направления, был наведен ими на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь, по-видимому, на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения, главную идею монофизитства. Предложено было различать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская в Христ е два естества, настаивать только на том, что в нем одна богомужняя действенность (????????? ???????? - выражение , встречающееся в сочинениях так называемого Дионисия Ареопагита, получивших с половины VI в. большой религиозный авторитет). Главный автор этой комбинации - Кир, епископ Фазиса в Колхиде - был перемещен императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г., на основании формулы ??? ????????? ????????, устроить унию между значительной частью египетских монофизитов и православными. К ней примкнули почти все восточные и греч еские иерархи, с патриархом константинопольским Сергием во главе. Защитниками строгого православия на Востоке выступили два монаха: св. Максим Исповедник и св. Софроний, вскоре ставший патриархом иерусалимским. Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, так как естество (?????), помимо своей энергии, есть только отвлеченное понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное , и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Император, желавший оставаться православным, а - главное - опасавшийся возбуждения новых смут, был недоволен исходом своего предприятия; для его успокоения патриарх Сергий прибег к новой примирительной комбинации, изложение которой, им написанное, было в 683 г. издано от имени императора (???????). Формула о единой энергии объявлялась здесь необязательной и споры о ней запрещались; но при этом утверждалось, как безусловная истина , что в Христе, при двух естествах, существует только одна воля (?????? или ??????? - откуда и название: монофелитство ). Эта теория была опровергнута св. Максимом, который показал, что воля, в смысле естественного и действительного хотения, есть непременное выражение духовной природы и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий: воли, как естественного акта духовной природы, и воли, как личного нравственного решения. Ясно, что у Христа, как абсолютно безгрешного, при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в саду Гефсиманском). Но многие православные, неискусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать в Христе две воли значит признавать в Нем добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Серий в своем письме к папе Гонорию, который в ответном письме утверждает, что в Христе, без сомнения, только одна воля - благая , согласная с Божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно. В после дствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осужденного на Константинопольском соборе 680 г. Между тем &??????? Гераклия и подтвердивший ее через 10 лет ????? императора Константа вместо примирения вызвали еще бульшие раздоры, главным поприщем которых сделались Константинополь и Рим, так как Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоеваны арабами и в значительной мере обращены в мусульманство . Преемники папы Гонория, у которых нашел убежище св. Максим, решительно ополчились против монофелитства и узаконивших его указов. Папа св. Мартин, обвиненный в государственной измене, был схвачен, привезен в Константинополь и, после жестокого тюремного заключения, умер в изгнании. Та же участь постигла св. Максима и его учеников. Эти гонения только укрепили православную партию, которая окончательно восторжествовала при императоре Константине Погонате. Снесшись с папой св. Агафоном, он созвал в 680 г. в Константинополе вселенский собор , на котором монофелитство было безусловно осуждено как ересь и определено, что в Христе должно исповедывать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется божеской, но не уничтожается ею. Остатки монофелитства сохраняются доселе в виде секты маронитов. Вл. С.

Значение слова Монофелитство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мистика - Я уверен, что когда мистики противопоставляют " реальность ...
  • Мясопуст - неделя перед великим постом (см. Посты ), ...
  • Мюридизм - условный термин для обозначения религ.мистич. направления в ...
  • Мученики - в католицизме и православии лица, крые якобы ...
  • Муфтий - (араб. высказывающий мнение ) — высш. духовное ...
  • Мутазилиты - (араб., букв. обособившиеся) приверженцы мусульм. теологии ...
  • Мурашковцы - секта, основанная в кон. 20х гг. 20 ...
  • Молебен - богослужение носящее благодарственный или просительный характер . ...
  • Мойры - (греч. moira доля, участь) в др.греч. ...
  • Мишна - см. Талмуд . ...
  • Мифология - (от грсч. mythos предание сказание, рассказ) 1) совокупность ...
  • Мифографы - авторы ставящие своей целью коллекционирование и изложение ...
  • Митрополит - (от греч. metropolites человек из гл. города, ...
  • Митра - см. Митраизм . ...
  • Хум - (Егип.) или Нуф. Душа мира; вариант Хнума . ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари