Что такое Монашество? Значение слова Монашество в философском словаре

1) Монашество - - первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма , безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни в рабовлад. и феод. обществах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия . Впоследствии преобразовалось в религ.-церк. институт , объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения богу, ведут обособленный образ жизни , регламентированный церк. предписаниями и ориентированный на культивирование фанатизма религ. и абсолютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между строгими обетами и довольно привольной реальной жизнью монашествующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицемерия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в монастырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествующие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руководящие церк. кадры. В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст. вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых походов М. соединялось с рыцарством — возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появилось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь , а затем и множество других. В наст. вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис, о чем свидетельствуют и сокращение числа желающих принять монаш. обеты , и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.

2) Монашество - - всецелое посвящение человеком своей жизни служению Высшему - в молитве, аскезе, духовных упражнениях и труде , с обетами бедности, целомудрия и послушания. Основание христианского монашества связано с именем св. Антония Великого (IV в.). У ряда философов монашество несправедливо критикуют. Н.Бердяев связывал появление монашества со становлением христианской монархии и неадекватной реакцией на это со стороны части древних христиан, которые ушли из обмирщенного христианства империи и от социальной ответственности ради индивидуалистического спасения души. С падением монархии, думал Бердяев, времена монашества ушли. Однако, монашество - особое церковное призвание : всецело отказавшись от мирского, отдать себя в духе подлинной любви на служение Богу и ближнему и осуществить жизнь по Евангелию в строгой аскезе, молитве и труде, в подвиге жизни в иноческой общине, где дары каждого служат всем. Свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст понимали монашество как жизнь согласно "истинной философии", как евангельское свидетельство миру. Папа Иоанн Павел II назвал монашество "душой Восточных Церквей" и знаком эсхатологического ожидания, свидетельством того, что Господь грядет: "Монастырь - это пророческое место , где само творение превращается в хвалу Богу" (" Свет с Востока", 9).

Монашество

- первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма , безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни в рабовлад. и феод . обществах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия . Впоследствии пре образ овалось в религ.-церк. институт , объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внеш него мира как идеальную форму служения богу, ведут обособленный образ жизни , регламентированный церк. предписаниями и ориентированный на культивирование фанатизма религ. и абсолютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между строгими обетами и довольно привольной реальной жизнью монашествующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицемерия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в мо наст ырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествующие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руководящие церк. кадры . В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст. вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых походов М. соединялось с рыцарством — возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появилось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь , а затем и множество других. В наст. вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис , о чем свидетельствуют и сокращение числа желающих принять монаш. обеты , и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.

- всецелое посвящение человеком своей жизни служению Высшему - в молитве, аскезе, духовных упражнениях и труде , с обетами бедности, целомудрия и послушания. Основание христианского монашества связано с именем св. Антония Великого (IV в.). У ряда философов монашество несправедливо критикуют. Н.Бердяев связывал появление монашества со становлением христианской монархии и неадекватной реакцией на это со стороны части древних христиан, которые ушли из обмирщенного христианства империи и от социальной ответственности ради индивидуалистического спасения души. С падением монархии, думал Бердяев, времена монашества ушли. Однако, монашество - особое церковное призвание : всецело отказавшись от мирского, отдать себя в духе подлинной любви на служение Богу и ближнему и осуществить жизнь по Евангелию в строгой аскезе, молитве и труде, в подвиге жизни в иноческой общине, где дары каждого служат всем. Свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст понимали монашество как жизнь согласно "истинной философии", как евангельское свидетельство миру. Папа Иоанн Павел II назвал монашество "душой Восточных Церквей" и знаком эсхатологического ожидания, свидетельством того, что Господь грядет: "Мо наст ырь - это пророческое место , где само творение превращается в хвалу Богу" (" Свет с Востока", 9).

Значение слова Монашество в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мясоед - отрезок времени, когда по церк. канонам допускается ...
  • Мюрид - (араб. «мурид» ищущий, стремящийся) послушник ученик ...
  • Мухаммед - (ок. 570632) араб. религ. и политич. деятель, ...
  • Мутакаллимы - приверженцы мусульм. ортодокс, богословия калама . ...
  • Мусульманство - см. Ислам . ...
  • Мулла - (от араб. «маула» владыка, господин) — служитель ...
  • Муджтахид - (от араб. «джахада» стараться, бороться) мусульм. ...
  • Многобожие - см. Политеизм . ...
  • Михраб - см. Мечеть . ...
  • Мифологема - понятие употребляемое в религиоведении для выражения осн. ...
  • Миф - (греч. mythos рассказ, предание ) — вымышл. ...
  • Митраизм - религия связанная с поклонением богу Митре. Возникла ...
  • Митра - (греч. головная повязка) — в правосл. и ...
  • Мистагог - др.греч. жрец, посвящавший в мисты (звание, дававшее ...
  • Архей - (Греч.) " Старец ". Относится к старейшему проявленному ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари