Что такое Менталитет? Значение слова Менталитет в философском словаре

1) Менталитет - - устойчивый изоморфизм , присущий культуре или группе культур, который обычно не рефлектируется, принимается в этой культуре как естественный. М. превращается в серьезную проблему на стыке культур, а также на крутых социокультурных переломах, в тех случаях, когда социокультурное противоречие , нарушение социокультурного закона носит столь глубокий характер , что требует для своего преодоления сдвигов в М. Это может иметь место , например, в условиях перехода к либеральной цивилизации, модернизации. М. может быть выражен как особый, крайне устойчивый способ организации, структуры освоения, осмысления через систему основополагающих дуальных оппозиций, систему основополагающих ценностей, род переходящих друг в друга элементов: 1) Соотношение инверсии и медиации, меры между ними. 2.) Мера между эмоциональным и интеллектуальным уровнями в принятии решений. 3) Мера между стремлением оставить все без изменения, экстраполировать культурный потенциал прошлого на осмысляемое или пойти по пути интерпретации, открывающей путь новому, возможно ориентации на прогресс , развитие . 4) Мера между полюсами оппозиции: условия-цели, что может быть выражено стремлением ограничиться изменением условий, либо развитием целей, а также ориентацией на поиск средств. 5) Мера преодоления оппозиции: комфортное состояние - дискомфортное. 6) Мера преодоления полюсов дуальной оппозиции; монолог - диалог . 7) Важным показателем является также приемлемый поток новшеств, а также их шаг новизны . 8) Мера рефлексии, критического отношения к самому себе, способность к самоизменению, самоуглублению М. 9) М. может быть охарактеризован системой нравственных идеалов, например оппозицией: соборный - авторитарный идеал . 10) Уровень творческого потенциала, который в первом приближении мог бы быть измерен масштабом приемлемых, освоенных новшеств и шагом их новизны. Этот перечень может быть продолжен. Ряд из этих черт М. могут быть исследованы количественными методами. М. изменяется крайне медленно. М. выступает как способность человека воспроизводить меру в дуальных оппозициях . Отличие между разными менталитетами заключается в разном содержании, характере, направленности сферы, где может формироваться эта мера, ее ориентация на сложившиеся образцы, способность выхода за эти рамки. В одних случаях эта мера ищется в отождествлении с полюсами дуальной оппозиция, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых условий, средств и целей. В одних случаях мера ищется на чисто эмоциональной основе, в других на пути интеллектуализации и т. д. М. не поддается изменению под влиянием идеологического давления ( см. Импринтинг ).

2) Менталитет - (от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем, впоследствии распространен на область психологии французами Ш. Блонделем (1926) и А. Баллоном (1928), но быстро вышел из употребления. В дальнейшем это понятие употреблялось последователями школы "Анналов" (М. Блоком, Л. Февром, Ф. Броделем и др.), наряду с категорией "ментальности" (во мн. числе), обозначающей общие характеристики индивидов, живущих в одной культуре, но имеющих различные М. ввиду принадлежности к различным социальным слоям. Этимологически М. восходит также к английскому понятию "mentality", но не совпадает с ним по содержанию, т. к. в англоязычных психологических словарях оно определяется как " качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов", " обобщение всех характеристик, отличающих ум", " способность или сила разума ", "установки, настроение , содержание ума", " образ мыслей, направление и характер размышлений" и, наконец, "сумма мыслительных способностей, отличающихся от физических". В российской научной литературе содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т. е. знания, воззрения, верования, "чувствования", которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности , архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и обшностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир . М. представляет собой не только самоидентификацию, т. е. отнесение себя к той или иной национальности или общности, но и определенные знания о своем народе (группе), его характерных чертах, культуре, языке , территории проживания, истории. Он соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры. М. характеризуется определенным (часто - эмоционально окрашенным и оценочным) отношением к труду , частной собственности, семье, политике, праву, религии и т. д. Генезис и специфика М. опосредованы влиянием целого комплекса факторов: геоклиматических ( рельеф , климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например, общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др . Для М. характерны: 1) нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования), 2) высокая устойчивость , неподатливость воздействию со стороны государства или др. социальных институтов, при попытках коренного изменения. В. M. Андрианов

3) Менталитет - - мироощущение + (плюс) миропонимание . Если посмотреть на это слово как на составное, то можно считать, что его первая часть "мент" тяготеет к "ментор" (учитель, наставник - кто-то, определяющий внутреннее состояние ), "мент"(блат. - милиционер - представитель внутренних войск, обеспечивающий внутреннее состояние). Его вторая часть "тет" (тет - голова в таких словах как " суверенитет , университет, тат-а-тет) тяготеет к смыслу "состояние". То есть толкование слова менталитет как "внутреннее состояние головы (мозгов, личности)" очень близко к его смысловому употреблению. Ассоциативный блок. "Ли" можно считать как "ли" в словосочетании "так ли это".

4) Менталитет - способность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива , этноса . У каждого общества – свой тип менталитета , но все они приемлемы и надо искать пути согласия и гармонизации. В менталитете можно выделить: а) систему приоритетных ценностей; б)склад ума; мышления; в) мироощущение, мировосприятие; г) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее , лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического, то есть глубинный источник мышления, идеологии, веры и эмоций. Понятие «примитивного менталитета» – всего лишь фикция , предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание.

Менталитет

- устойчивый изоморфизм , присущий культуре или группе культур, который обычно не рефлектируется, принимается в этой культуре как естественный . М. превращается в серьезную проблему на стыке культур, а также на крутых социокультурных переломах, в тех случаях, когда социокультурное противоречие , нарушение социокультурного закона носит столь глубокий характер , что требует для своего преодоления сдвигов в М. Это может иметь место , например , в условиях перехода к либеральной цивилизации, модернизации. М. может быть выражен как особый , крайне устойчивый способ организации, структуры освоения, осмысления через систему основополагающих дуальных оппозиций, систему основополагающих ценностей, род переходящих друг в друга элементов: 1) Соотношение инверсии и медиации, меры между ними . 2.) Мера между эмоциональным и интеллектуальным уровнями в принятии решений. 3) Мера между стремлением оставить все без изменения, экстраполировать культурный потенциал прошлого на осмысляемое или пойти по пути интерпретации, открывающей путь новому, возможно ориентации на прогресс , развитие . 4) Мера между полюсами оппозиции: условия-цели, что может быть выражено стремлением ограничиться изменением условий, либо развитием целей, а также ориентацией на поиск средств. 5) Мера преодоления оппозиции: комфортное состояние - дискомфортное. 6) Мера преодоления полюсов дуальной оппозиции; монолог - диалог . 7) Важным показателем является также приемлемый поток новшеств, а также их шаг новизны . 8) Мера рефлексии, критического отношения к самому себе , способность к самоизменению, самоуглублению М. 9) М. может быть охарактеризован системой нравственных идеал ов, например оппозицией: соборный - авторитарный идеал . 10) Уровень творческого потенциала, который в первом приближении мог бы быть измерен масштабом приемлемых, освоенных новшеств и шагом их новизны. Этот перечень может быть продолжен. Ряд из этих черт М. могут быть исследованы количественными методами. М. изменяется крайне медленно . М. выступает как способность человека воспроизводить меру в дуальных оппозиция х . Отличие между разными менталитетами заключается в разном содержании, характере, направленности сферы, где может формироваться эта мера, ее ориентация на сложившиеся образцы, способность выхода за эти рамки . В одних случаях эта мера ищется в отождествлении с полюсами дуальной оппозиция, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых условий, средств и целей. В одних случаях мера ищется на чисто эмоциональной основе, в других на пути интеллектуализации и т. д. М. не поддается изменению под влиянием идеологического давления ( см. Импринтинг ).

(от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характер ный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем, впоследствии распространен на область психологии французами Ш. Блонделем (1926) и А. Баллоном (1928), но быстро вышел из употребления. В дальнейшем это понятие употреблялось последователями школы "Анналов" (М. Блоком, Л. Февром, Ф. Броделем и др.), наряду с категорией "ментальности" (во мн. числе), обозначающей общие характеристики индивидов, живущих в одной культуре, но имеющих различные М. ввиду принадлежности к различным социальным слоям. Этимологически М. восходит также к английскому понятию "mentality", но не совпадает с ним по содержанию, т. к. в англоязычных психологических словарях оно определяется как " качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов", " обобщение всех характеристик, отличающих ум", " способность или сила разума ", "установки, настроение , содержание ума", " образ мыслей, направление и характер размышлений" и, наконец, "сумма мыслительных способностей, отличающихся от физических". В российской научной литературе содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т. е. знания, воззрения, верования, "чувствования", которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности , архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и обшностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир . М. представляет собой не только самоидентификацию, т. е. отнесение себя к той или иной национальности или общности, но и определенные знания о своем народе (группе), его характерных черт ах, культуре, языке , территории проживания, истории. Он соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры. М. характеризуется определенным (часто - эмоционально окрашенным и оценочным) отношением к труду , частной собственности, семье, политике, праву, религии и т. д. Генезис и специфика М. опосредованы влиянием целого комплекса факторов: геоклиматических ( рельеф , климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например , общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др . Для М. характерны: 1) нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования), 2) высокая устойчивость , неподатливость воздействию со стороны государства или др. социальных институтов, при попытках коренного изменения. В. M. Андрианов

- мироощущение + (плюс) миропонимание . Если посмотреть на это слово как на составное, то можно считать, что его первая часть "мент" тяготеет к "ментор" (учитель, наставник - кто-то, определяющий внутреннее состояние ), "мент"(блат. - милиционер - представитель внутренних войск, обеспечивающий внутреннее состояние). Его вторая часть "тет" (тет - голова в таких словах как " суверенитет , университет, тат-а-тет) тяготеет к смыслу "состояние". То есть толкование слова менталитет как "внутреннее состояние головы (мозгов, личности)" очень близко к его смысловому употреблению. Ассоциативный блок. "Ли" можно считать как "ли" в словосочетании "так ли это".

способ ность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива , этноса . У каждого общества – свой тип менталитета , но все они приемлемы и надо искать пути согласия и гармонизации. В менталитете можно выделить: а) систему приоритетных ценностей; б)склад ума; мышления; в) мироощущение, мировосприятие; г) психологию личности или группы, фиксирующую нечто общее , лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмпирического, то есть глубинный источник мышления, идеологии, веры и эмоций. Понятие «примитивного менталитета» – всего лишь фикция , предрассудок одного общества в отношении к друг ому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание.

Значение слова Менталитет в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Майевтика - (греч. maieutike повивальное искусство ) метафора ...
  • Мудрец - Философский смысл термина : Мудрец (Геродот, Диоген Лаэртский, ...
  • Место - Философский смысл термина : Раздел (сочинения, философии) (Цицерон, ...
  • Модус - (лат. modus мера способ, образ вид) ...
  • Модальность - (от лат., modus мера способ) оценка ...
  • Метод - (от греч. methodos путь способ исследования, обучения, ...
  • Метафора - (от греч, metaphora перенос, образ ) ...
  • Ложь - — искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание крое ...
  • Логицизм - — одно из осн. направлений обоснования математики, стремящееся ...
  • Логика - — cм. Диалектическая логика . Математическая логика Формальная ...
  • Либидо - (от лат. libido — влечение желание ) — ...
  • Лемма - (греч. lemma— предположение ) — в логике — ...
  • Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, ...
  • Локализация - (от лат. localis местный) определение места; в ...
  • Синергизм - (от греч. synergeia содействие, соучастие) восходящее ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари