(санскр., букв. - большая колесница , широкий путь спасения) — одно из двух осн. направлений буддизма , по-видимому , зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах , как утверждала хинаяна , но и любой мирянин , соблюдающий обеты духовного совершенства ( парамиты ), возносящий молитвы , творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монах и облегчают спасение , привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана , отождествляемая с «высш. абсолютом», миром первичных дхарм. В М. значит , место занимает учение о рае. Согласно М-, раев несколько , они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии , так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца -учителя превращается уже в типичное божество . Бодхисатвы — его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики . Йогачары считали реальным только наше сознание , к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира . Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята ( пустота ). Она бескачественна, не поддастся определениям, не может быть познана опытным путем , постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья -дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма .
(большая колесница , или широкий путь спасения) : направление буддизма , отрицающее реальность проявленного бытия, при чем не только «я» и мира , но и дхарм, из которых они образуются. Во Вселенной господствует шунья – универсальная пустота , определяющая страдания в мире и отсутствие ценности эмпирического бытия. В то же время нирвана внутренне присуща миру. Для этики махаяны характерна идея состояния, переходящего в идеал деятельного служения. Существует нравственный идеал бодхисаттвы, отказавшегося от нирваны ради спасения других людей. В отличие от Хинаяны Будда трактуется как сверхъестественное существо.
( Пали .) Школа; букв., "большая колесница ". Мистическая система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором веке до Р.Х.