Что такое Магия? Значение слова Магия в философском словаре

1) Магия - (от греч.-волшебство): Первоначально выступала как одна из ранних форм зарождавшейся науки по способам воздействия на явления, «ход событий», желательных для человека , и имела множество модификаций: охотничья, лечебная, вредоносная, защитная, аграрная и др. Практиковалась колдунами, ведунами, волхвами и т. п. В национальных и мировых религиях магия составляет один из компонентов культа (молитвы о здравии, о дожде, о даровании победы над врагом и т. д.), но существует и вне сложившихся религий – на бытовом уровне в виде знахарства, гаданий и пр. Магия подразделяется на белую ( обращение к светлым сверхъестественным силам – Богу, святым и пр.) и черную (апелляция к темным силам – дьяволу , бесам и т. п.). Элементы магии присущи обрядам всех религий.

2) Магия - (лат. magia, от греч. mageia) — различные ритуалы , направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности. Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые roc-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида . По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда ; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно- сакральный язык , отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. — предельный случай , демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к про-говариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание . Она культивирует также свободную индивидуальность , сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуал изации человеческого оптимизма , в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность ( единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее — психикой и физиологией человека — объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа , во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур. Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу . Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез — из психической энергии; телепатия , ясновидение , предвидение — из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М. Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному». Религиоведение, культурология , этнография , социальная психология , лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации (« функционализм » Малиновского), функции культуры , функции языкового символизма . Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности) а также потребности психологического характера (смягчение стресса , чувства вины, страха , неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничное™ с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М. Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию — раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия ( харизма , судьба , тайные силы) для создания политических мифологий. О Леви-Строс К. Структурная антропология . М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история . М., 1987; Заблуждающийся разум . М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм , магия , натурфилософия в культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция . СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность . Текст . Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. И. Т. Касавин

3) Магия - (от греч. mageia - волшебство) - таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, даже на "демонов" и "духов", не прибегая к помощи естественных средств. Чисто душевно воспринятое понятие магии вновь ожило в магическом идеализме эпохи романтизма (см. также Новалис). Где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма , заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., следовательно, без допущения причинного ряда действий, там налицо магическая картина мира . Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная магия ( обряды обеспечения удачи на охоте, вызывание дождя и т. д.), лечебная ("белая магия"), вредоносная ("черная" магия, насылание "порчи") и др. Элементы магии присущи обрядам всех религий. См. также Оккультизм.

4) Магия - (греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. Первобытную М. наиболее полно изучили Леви-Брюль и советский исследователь Н. Я. Марр (1864—1934), угадавшие в ней специфическую форму мышления, при к-рой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит при помощи понятий или концептуально) и поэтому переносит свойства к.-л. явления или вещи на любые др. Такое сопричастное перенесение первобытный человек мыслит как незыблемую реальность , в к-рой нет места для чего-то сверхъестественного. М. как действие , связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позднее, когда “магическое мышление ” существует уже рядом с логическим. Сверхъестественными представляются тогда человеку те явления, к-рые уже при наличии способности познавать законы и явления природы кажутся все же непостижимыми. Обыденное представление о М. связано с верой в возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий (напр., исцеление больного, выпадение дождя, гибель к.-л. и т. п.).


Синонимы: волхование, волшебство, колдовство, магия, чародейство, чернокнижие

Магия

(от греч.-волшебство): Первоначально выступала как одна из ранних форм зарождавшейся науки по способам воздействия на явления , «ход событий», желательных для человека , и имела множество модификаций: охотничья, лечебная, вредоносная, защитная, аграрная и др. Практиковалась колдунами, ведунами, волхвами и т. п. В национальных и мировых религиях магия составляет один из компонентов культа ( молитвы о здравии, о дожде, о даровании победы над врагом и т. д.), но существует и вне сложившихся религий – на бытовом уровне в виде знахарства, гаданий и пр. Магия подразделяется на белую ( обращение к светлым сверхъестественным силам – Богу, святым и пр.) и черную ( апелляция к темным силам – дьяволу , бесам и т. п.). Элементы магии присущи обрядам всех религий.

(лат. magia, от греч. mageia) — различные ритуалы , направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности. Одна из первых теорий предложена Дж. Фрэзером. Он отличает М. от религии (умилостивительного культа богов) и мантики (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа М., по Фрэзеру, кроется в ассоциации идей, между которыми не существует реальной причинной связи; апелляция к М. позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые roc-ва, получать статус святых и богов после смерти; М. вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и самостоятельность индивида . По Б. Малиновскому, М. обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; на ее основе создается церемониальная структура торговли, организуются сложные формы коллективного труда ; М. действует с помощью усиления социального давления на индивида и укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; М. представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно- сакральный язык , отличающийся от повседневного языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; М. — предельный случай , демонстрирующий силу и активность языка, т.к. всякий язык имеет магическую функцию; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к про-говариванию мифа. Этнографические исследования показывают, что М. воплощает в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Она формирует новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание . Она культивирует также свободную индивидуальность , сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. М. дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Функция М. заключается, по Малиновскому, в ритуал изации человеческого оптимизма , в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Антропологи исследуют М. в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснение как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность ( единство племени, успешность деятельности и т.п.). Психологическое объяснение М. К. Леви-Стросом ставит в центр личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее значимым примером психомагического действия является магическое лечение. Для объяснения этих феноменов Леви-Строс выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, определенным магическим ритуалом и далее — психикой и физиологией человека — объекта М. Важнейшим элементом здесь является группа , во имя которой осуществляется магический акт и которая своей верой убеждает в действенности М. Основой этой теории является гипотеза об «эффективности символов», якобы обеспечивающих коммуникативный резонанс психических и физических структур. Все объяснения М. строятся или по космологическому, или по социокультурному принципу . Космологический, или натуралистический, способ объяснения М. предлагается обыденным сознанием, а также физикой, биологией и психофизиологией. Он строится по схеме объяснения неизвестного через якобы известное и использует логический прием аналогии. Так, М. рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология исходит из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез — из психической энергии; телепатия , ясновидение , предвидение — из дальнодействия и обратного течения времени. Известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека; подобно этому еще не известные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения М. Обособленность космологического подхода в том, что он так же неопровержим, как и сама М. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно, нет сомнений в перспективах науки понять неизвестное. Наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики; М., становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятного объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания М. определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение и сводятся к вытеснению М. из культуры или редукции ее к чему-то иному, «рациональному». Религиоведение, культурология , этнография , социальная психология , лингвистика предлагают социокультурный способ объяснения М. как функции некоторых способов социальной организации (« функционализм » Малиновского), функции культуры , функции языкового символизма . Основным принципом этого способа объяснения является рассмотрение М. как реакции на определенные социальные потребности) а также потребности психологического характера (смягчение стресса , чувства вины, страха , неуверенности). В ходе магического действия осуществляется незаметная подмена целей; задача преобразования природы решается путем изменения коллективной психологии, а трансформация психики приводит к решению практической проблемы. Сущность М. обнаруживается в ее принципиальной приграничное™ с наукой и практикой; там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляет убедительного объяснения, всегда находится место для М. Междисциплинарное взаимодействие религиоведения, социальной антропологии, психологии, лингвистики, философии в исследовании М. выполняет не только научную, но и общекультурную функцию — раскрывает корни и содержание современного «оккультного возрождения», освобождает массовое сознание от опасных заблуждений, развенчивает псевдонаучные претензии современных оккультистов, а также идеологов, эксплуатирующих магические понятия ( харизма , судьба , тайные силы) для создания политических мифологий. О Леви-Строс К. Структурная антропология . М., 1983; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1985; Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985; Элиаде М. Космос и история . М., 1987; Заблуждающийся разум . М., 1990; Магический кристалл. М., 1992; Знание за пределами науки. М., 1996; Герметизм , магия , натурфилософия в культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Разум и экзистенция . СПб., 1999; Касавин И.Т. Миграция. Креативность . Текст . Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999. И. Т. Касавин

(от греч. mageia - волшебство) - таинственная способность уметь воздействовать на вещи и людей, даже на "демонов" и "духов", не прибегая к помощи естественных средств. Чисто душевно воспринятое понятие магии вновь ожило в магическом идеализме эпохи романтизма (см. также Новалис). Где на внешний мир воздействуют с помощью оккультизма , заклинаний, молитв, амулетов, талисманов и т. п., следовательно, без допущения причинного ряда действий, там налицо магическая картина мира . Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей: хозяйственная магия ( обряды обеспечения удачи на охоте, вызывание дождя и т. д.), лечебная ("белая магия"), вредоносная ("черная" магия, насылание "порчи") и др. Элементы магии присущи обрядам всех религий. См. также Оккультизм.

(греч. mageia — волшебство) — одна из форм первобытной религии, основанная на том, что мн. непонятные явления приписываются действию таинственных сил, и выражающаяся в совокупности обрядов, имеющих целью воздействовать на людей, животных, воображаемых духов и т. д. Первобытную М. наиболее полно изучили Леви-Брюль и советский исследователь Н. Я. Марр (1864—1934), угадавшие в ней специфическую форму мышления, при к-рой человек еще не знает качественных различий вещей (не мыслит при помощи понятий или концептуально) и поэтому переносит свойства к.-л. явления или вещи на любые др. Такое сопричастное перенесение первобытный человек мыслит как незыблемую реальность , в к-рой нет места для чего-то сверхъестественного. М. как действие , связанное с представлением о сверхъестественной силе, возникает позднее, когда “магическое мышление ” существует уже рядом с логическим. Сверхъестественными представляются тогда человеку те явления, к-рые уже при наличии способности познавать законы и явления природы кажутся все же непостижимыми. Обыденное представление о М. связано с верой в возможность прямого осуществления желаний без целенаправленных действий (напр., исцеление больного, выпадение дождя, гибель к.-л. и т. п.).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Магия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ментальность - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в ...
  • Менеджмент - научнопрактическая форма организации и управления предприятием в условиях ...
  • Меланхолия - беспричинная грусть. В философии немецких романтиков (Шеллинг, Шлегель) ...
  • Махаяна - (большая колесница, или широкий путь спасения) : направление ...
  • Материализм - древнейшее философское учение об объективном бытии мира (его ...
  • Маскулинизация - обусловленное развитие у особи женского пола мужских вторичных ...
  • Маркетинг - (англ.продажа товаров): научная концепция и основанная на ней ...
  • Модель - умозрительная или материальная вещь отражающая либо демонстрирующая ...
  • Много - это еще не все, но вполне достаточно ...
  • Миф - по [7] "повествование, о котором известно, что ...
  • Микромир - объем пространства, в котором практически не наблюдаются ...
  • Методология - наука и практика ( что вместе является ...
  • Мера - философская категория выражающая органическое единство качества и ...
  • Машина - по [4], конспективно: как таковая в своем ...
  • Честность - моральное качество отражающее одно из важнейших требований ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари