Что такое Логосфера? Значение слова Логосфера в философском словаре

Логосфера - - это философская категория , обозначающая мыслительно-речевую область культуры. Идея Логоса (от греч. - слово рассудок , понятие , учение ) впервые создана Гераклитом, она проходит сквозь всю историю европейской философии. Мироустроительную функцию Логоса в восточной культуре выполняют Дао и Дхарма (см.: Григорьева Т. П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992). Идею Л. развил Р. Барт в работе " Война языков" (1975), обсуждая проблему связи языка с властью и подавлением людьми друг друга, с иерархией социума . Метод лингвофилософского изучения Л. получил название метода выделения "ключевых слов" культуры и их семантического анализа . Основа Л. - риторический идеал (" образ прекрасной речи"). Речевое поведение носителей данной культуры регулируется ментальным образцом и образом хорошей речи, существующим у любого говорящего и составляющим неотъемлемую компоненту культуры. Например, для античности - это гомеровские поэмы. Риторический идеал обладает следующими свойствами: 1. Историческая изменчивость . Эта его особенность давно отмечена писателями - достаточно вспомнить "Окаянные дни" И. А. Бунина и описание "новояза" в романе "1984" Дж. Оруэлла; 2. Культуроспецифичность. К примеру , отечественные работы "периода застоя" по общественным наукам зачастую оценивались западными учеными как невыносимо скучные. Л. различных культур обнаруживают яркую самобытность , которая не всегда оценивается позитивно и ведет к непониманию; 3. Обусловленность социальной структурой: " Речь людей такова, какова их жизнь " (Сенека). Современная политология признает невозможным изучение политических структур и процессов в отрыве от изучения обслуживающего их языка. Истоки этой методологемы легко обнаружить в "Риторике" Аристотеля. Эвристически перспективную "формулу" Л. предложила А. К. Михальская Эта "формула" содержит четыре бинарные оппозиции признаков риторического идеала: 1) монологичность / диалогичность по содержанию, 2) то же по форме, 3) атональность ( борьба и победа)/ гармонизация ( консенсус ), 4) онтологичность/ релятивизм . В последней оппозиции фиксируются представления отдельных социальных групп и речевых коллективов о том, каково должно быть отношение речи к истине, понимаемой онтологически ( традиция Сократа и Платона ). Так, например, политическая речь не просто фиксирует онтологию - она ее представляет в соответствии с целями завоевания и удержания власти (см.: Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996). Р. Барт разделил все языки Л. на две группы: 1) энкратические (обслуживающие власть и идеологию в ущерб истине) и 2) акратические (безразличные к власти, устремленные к истине). "Чем же обусловлена эта боевая сила , воля к господству, присущая дискурсивной системе? Нам как следует не известны ни физика , ни диалектика , ни стратегия нашей логосферы... - при том, что каждый из нас ежедневно подвергается тем или иным видам языкового террора" (Р. Барт). В сравнительно-исторической риторике изучаются типы речевого поведения различных социальных лидеров (монархического, харизматического, фашистского, демократического), особенности политического дискурса , речевая агрессия в современной Л. Каковы онтологические основания Л.? Одно из возможных решений этой проблемы сформулировал Г. Д. Гачев. Основные тезисы его концепции Космо-Психо-Логоса таковы: 1. Проблема касается Целого. Оно постижимо лишь совместными усилиями рассудочного и образного мышления ("мыслеобразы"); 2. Исследование одушевлено пафосом интернационализма и равноправия: в оркестре мировой культуры каждая национальная целостность дорога всем другим и своим уникальным тембром, и гармонией со всеми; 3. Каждый народ видит устройство бытия в особой проекции, которую автор называет "национальным образом мира"; 4. Всякая национальная целостность есть Космо-Психо-Логос, т. е. единство национальной природы, склада психики и мышления; 5. " Природа каждой страны есть текст , исполнена смыслов, сокрытых в Матери-и. Народ = супруг Природины (Природа + Родина). В ходе труда за время Истории он разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру, которая есть чадородие их семейной жизни"; 6. Природа и Культура находятся в диалоге : и в тождестве, и в дополнительности. Общество и История призваны восполнить то, что не даровано стране от природы. С т. зр. автора, национальное - и позади, и впереди; поэтому Пушкин более совершенно русский, чем князь Игорь; 7. Национальное подвержено различиям и расколам, но это - проблема второго этапа ; 8. Национальный образ мира проявляется в пантеонах, космогониях , наборе основных архетипов-символов в искусстве и науке (см.: Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995). Наиболее уязвимыми для критики представляются второй и шестой тезисы. Равноправие национальных культур не есть признание равноценности их вклада в мировую культуру. Оркестр мировой культуры - это действительное или желаемое ее состояние ? Описывая диалог Природы и Культуры, автор обходится без понятия цивилизации, апокалипсические реалии нашего времени не согласуются с отдельными тезисами его концепции. Русский риторический идеал восходит к традиции Сократа и Платона. Его общекультурный базис рассматривался в трудах И. В. Киреевского как проблема различий речемыслительных культур Запада и Востока. Западно-католическая культура характеризуется монологическим идеалом, в котором речь - важнейший способ утверждения "Я", а соревновательность и нацеленность на победу - принципы речевого общения. Природу русской Л. изучали Б. П. Вышеславцев, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Г. Г. Шпет и др. Вышеславцев писал: "Во всей мировой философии Платон является единственным в своем роде соединением трех потенций духа: диалектического гения, поэтического таланта и мистической одаренности. В этом сочетании даров Соловьев конгениален Платону. Более того, Платону конгениальна русская душа : доказательством тому является Достоевский с его трагическим гением, диалектическим талантом и мистическими озарениями". Именно Ф. М. Достоевский провидел облик новой, диалогической культуры. Современные исследователи характеризуют традиционный русский речевой образец как идеал гармонизирующего положительно-онтологического диалога. Этот идеал определяет соответствующий - субъект -субъектный, симметричный - тип отношения человека к партнеру по общению. Для характеристики противоположного (субъект-объектного) типа отношений в Московском методологическом кружке (Г. Щедровицкий, Б. Грушин, А. Зиновьев и др.) использовался термин " объективный идиот". Так называют участника общения, который принимает отведенную ему пассивную роль "сосуда для информации", объекта воспитания, воздействия и манипулирования (см.: Петербургский А. Философия одного переулка. М" 1992). В некоторых культурах речь представляют как способ подавления партнера. Эту парадигму выразил Р. Барт: "Говорить - вовсе не значит вступать в коммуникативный акт, как нередко считают. Это прежде всего значит - подчинять себе собеседника". Противоположна сущность русского риторического идеала: "Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово" (В. Ф. Одоевский). Л. русской культуры, основанная на принципах "диалогического единства мира", "соборности сознания", целостности, имеет славную историю и богатые гармонизирующие возможности для создания коммуникации будущего. В. П. Прыткое

Логосфера

- это философская категория , обозначающая мыслительно-речевую область культуры. Идея Логос а (от греч . - слово рассудок , понятие , учение ) впервые создана Гераклитом, она проходит сквозь всю историю европейской философии. Мироустроительную функцию Логоса в восточной культуре выполняют Дао и Дхарма (см.: Григорьева Т. П. Дао и Логос ( встреча культур). М., 1992). Идею Л. развил Р. Барт в работе " Война языков" (1975), обсуждая проблему связи языка с власть ю и подавлением людьми друг друга, с иерархией социума . Метод лингвофилософского изучения Л. получил название метода выделения "ключевых слов" культуры и их семантического анализа . Основа Л. - риторический идеал (" образ прекрасной речи "). Речевое поведение носителей данной культуры регулируется ментальным образцом и образом хорошей речи, существующим у любого говорящего и составляющим неотъемлемую компоненту культуры. Например , для античности - это гомеровские поэмы. Риторический идеал обладает следующими свойствами: 1. Историческая изменчивость . Эта его особенность давно отмечена писателями - достаточно вспомнить "Окаянные дни" И. А. Бунина и описание "новояза" в романе "1984" Дж. Оруэлла; 2. Культуроспецифичность. К примеру , отечественные работы "периода застоя" по общественным наукам зачастую оценивались западными учеными как невыносимо скучные. Л. различных культур обнаруживают яркую самобытность , которая не всегда оценивается позитивно и ведет к непониманию; 3. Обусловленность социальной структурой: " Речь людей такова, какова их жизнь " ( Сенека ). Современная политология признает невозможным изучение политических структур и процессов в отрыве от изучения обслуживающего их языка. Истоки этой методологемы легко обнаружить в "Риторике" Аристотеля. Эвристически перспективную "формулу" Л. предложила А. К. Михальская Эта "формула" содержит четыре бинарные оппозиции признаков риторического идеала : 1) монологичность / диалог ичность по содержанию, 2) то же по форме, 3) атональность ( борьба и победа )/ гармонизация ( консенсус ), 4) онтологичность/ релятивизм . В последней оппозиции фиксируются представления отдельных социальных групп и речевых коллективов о том, каково должно быть отношение речи к истине, понимаемой онтологически ( традиция Сократ а и Платон а ). Так, например, политическая речь не просто фиксирует онтологию - она ее представляет в соответствии с целями завоевания и удержания власти (см.: Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996). Р. Барт разделил все языки Л. на две группы: 1) энкратические (обслуживающие власть и идеологию в ущерб истине) и 2) акратические (безразличные к власти, устремленные к истине). "Чем же обусловлена эта боевая сила , воля к господству, присущая дискурсивной системе? Нам как следует не известны ни физика , ни диалектика , ни стратегия нашей логосферы... - при том, что каждый из нас ежедневно подвергается тем или иным видам языкового террора" (Р. Барт). В сравнительно-исторической риторике изучаются типы речевого поведения различных социальных лидеров (монархического, харизматического, фашистского, демократического), особенности политического дискурса , речевая агрессия в современной Л. Каковы онтологические основания Л.? Одно из возможных решений этой проблемы сформулировал Г. Д. Гачев . Основные тезисы его концепции Космо-Психо-Логоса таковы: 1. Проблема касается Целого. Оно постижимо лишь совместными усилиями рассудочного и образного мышления ("мысле образы "); 2. Исследование одушевлено пафосом интернационализма и равноправия: в оркестре мировой культуры каждая национальная целостность дорога всем другим и своим уникальным тембром, и гармонией со всеми; 3. Каждый народ видит устройство бытия в особой проекции, которую автор называет "национальным образом мира "; 4. Всякая национальная целостность есть Космо-Психо-Логос, т. е. единство национальной природы, склада психики и мышления; 5. " Природа каждой страны есть текст , исполнена смыслов , сокрытых в Матери-и. Народ = супруг Природины (Природа + Родина ). В ходе труда за время Истории он разгадывает зов и завет Природы и создает Культуру, которая есть чадородие их семейной жизни"; 6. Природа и Культура находятся в диалоге : и в тождестве, и в дополнительности. Общество и История призваны восполнить то, что не даровано стране от природы. С т. зр. автора, национальное - и позади , и впереди ; поэ тому Пушкин более совершенно русский , чем князь Игорь ; 7. Национальное подвержено различиям и расколам, но это - проблема второго этапа ; 8. Национальный образ мира проявляется в пантеонах, космогониях , наборе основных архетипов-символов в искусстве и науке (см.: Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995). Наиболее уязвимыми для критики представляются второй и шестой тезисы. Равноправие национальных культур не есть признание равноценности их вклада в мировую культуру. Оркестр мировой культуры - это действительное или желаемое ее состояние ? Описывая диалог Природы и Культуры, автор обходится без понятия цивилизации, апокалипсические реалии нашего времени не согласуются с отдельными тезисами его концепции. Русский риторический идеал восходит к традиции Сократа и Платона. Его общекультурный базис рассматривался в трудах И. В. Киреевского как проблема различий речемыслительных культур Запада и Востока. Западно-католическая культура характеризуется монологическим идеалом, в котором речь - важнейший способ утверждения "Я", а соревновательность и нацеленность на победу - принципы речевого общения. Природу русской Л. изучали Б. П. Вышеславцев , М. М. Бахтин , А. Ф. Лосев , Г. Г. Шпет и др. Вышеславцев писал: "Во всей мировой философии Платон является единственным в своем роде соединением трех потенций духа: диалектического гения, поэтического таланта и мистической одаренности. В этом сочетании даров Соловьев конгениален Платону. Более того , Платону конгениальна русская душа : доказательством тому является Достоевский с его трагическим гением, диалектическим талантом и мистическими озарениями". Именно Ф. М. Достоевский провидел облик новой, диалогической культуры. Современные исследователи характеризуют традиционный русский речевой образец как идеал гармонизирующего положительно-онтологического диалога. Этот идеал определяет соответствующий - субъект -субъектный, симметричный - тип отношения человека к партнеру по общению. Для характеристики противоположного (субъект-объектного) типа отношений в Московском методологическом кружке (Г. Щедровицкий, Б. Грушин , А. Зиновьев и др.) использовался термин " объективный идиот". Так называют участника общения, который принимает отведенную ему пассивную роль "сосуда для информации", объекта воспитания, воздействия и манипулирования (см.: Петербургский А. Философия одно го переулка. М" 1992). В некоторых культурах речь представляют как способ подавления партнера. Эту парадигму выразил Р. Барт: "Говорить - вовсе не значит вступать в коммуникативный акт, как нередко считают. Это прежде всего значит - подчинять себе собеседника". Противоположна сущность русского риторического идеала: "Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово" (В. Ф. Одоевский ). Л. русской культуры, основанная на принципах "диалогического единства мира", "соборности сознания", целостности, имеет славную историю и богатые гармонизирующие возможности для создания коммуникации будущего. В. П. Прыткое

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Лирика - (греч.исполняемый под аккомпанемент лиры): художественный жанр сложившийся наряду ...
  • Лидер - (от англ.ведущий): наиболее авторитетный член организации или социальной ...
  • Либерализм - (от лат.свободный): совокупность философских, политических и правовых идей, ...
  • Лживость - индивидуальнопсихологическая особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения ...
  • Легитимность - (от лат.законный, узаконенный ): принцип характеризующий государственную власть ...
  • Ламаизм - (тибет. « лама » – высочайший): одно из ...
  • Любовь - чувство основанное на осознании тяжести бытия и ...
  • Логос - 1) В древнегреческой философии слово речь ее ...
  • Либерализм - (от лат. liberalis свободный) в политической ...
  • Логика - Деятельность может обеспечить только одну половину мудрости; ...
  • Люцифер - то же, что Сатана . ...
  • Лурд - небольшой город во Франции, один из центров ...
  • Лукс - согласно христ. преданию, последователь и спутник апостола ...
  • Лолларды - (от англ. lollard бормочущий, тихо молящийся) сторонники ...
  • Индивидуальность - 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари