Что такое Легизм? Значение слова Легизм в философском словаре

Легизм - - "школа закона " ( фацзя ) в традиционной китайской философии. Основание школы относится к периоду "борющихся государств" (Чжаньго), расцвет - к периоду империи Цинь (221 - 202 гг. до н. э.). Основные положения Л. изложены в книге Шан Яна "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"), направленной преимущественно на критику положений конфуцианства в области государственного управления и социальной политики. Основное направление критики - патриархальные представления о государстве как о единой семье, нравственно- этический характер государственной политики, направленной на воспитание "благородного человека ", опора на традицию. В результате этой критики происходит замена конфуцианского принципа ли ( ритуал , почтительность, поклонение ) главенством фа (закона, принуждения). Социально-государственная система понимается не как семья , а как универсальная и отлаженная машина, имеющая своей целью достижение экономического и политического могущества. Залог осуществления такого образа государства - унификация разделения труда между земледельцами, воинами и чиновниками, введение частной собственности на землю взамен общинной, организация массовых армий, каждый солдат которых имеет одну обязанность - быть готовым к смерти. Шан Ян опровергает характерное для основных философских школ (в частности, конфуцианства и даосизма ) почтение к традиции , отрицание позитивного характера перемен: " мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом". В стратегии социально-экономических преобразований устанавливаются два ориентира - экономическая мощь и военное могущество государства. Особое значение придается целенаправленной социальной инженерии, обузданию человеческой природы посредством жестоких законов и насильственного характера их воплощения (" доброта и человеколюбие - мать проступков"). Разработка положений Л. связана с именем Хань Фэй-цзы, утверждавшего изначальное зло человеческой природы, проявляющееся в стремлении к собственным интересам наперекор общественному благу. Единственный способ преодоления этого - насильственное установление "единомыслия", тотального государственного контроля над личностью . В этом плане философия и искусство вредны для государственной жизни, внося противоречивость и неопределенность в установленные образцы для подражания и эталоны служения государственному благу. Гораздо полезнее направить средства, затрачиваемые на культуру, для облегчения положения земледельцев. Хань Фэй-цзы утверждает универсальность закона - дао (перетолковывая постулаты даосизма), которому подчинено все: небо , земля , вещи , человек. Из сферы универсальной компетенции дао выпадают только само дао и правитель, являющийся его "государственным воплощением ". Вообще, фигура правителя - центральная в философских построениях Л. Правитель должен быть подобен дао и потому быть отрешенным от человеческих эмоций и личностных оценок, отдавая предпочтение строго рациональному, целенаправленному мышлению и планированию. Если правитель добился автоматической слаженности в работе государственной машины, он может быть бездеятельным, подобно дао, и скрывать свое лицо от всякого, устанавливая некий безлично-механический эталон тотального государства. Закон правит всем, государь управляет законом посредством искусства управления; закон явен, искусство правителя - тайно. Социально-политические принципы Л. были воплощены в эпоху империи Цинь. Это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и пр. книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством , создавая синтез ритуала ли и закона фа. Е. В. Гутов

Легизм

- "школа закона " ( фацзя ) в традиционной китайской философии. Основание школы относится к периоду "борющихся государств" ( Чжаньго ), расцвет - к периоду империи Цинь (221 - 202 гг. до н. э.). Основные положения Л. изложены в книге Шан Яна "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"), направленной преимущественно на критику положений конфуцианства в области государственного управления и социальной политики. Основное направление критики - патриархальные представления о государстве как о единой семье, нравственно- этический характер государственной политики, направленной на воспитание "благородного человек а ", опора на традицию. В результате этой критики происходит замена конфуцианского принципа ли ( ритуал , почтительность , поклонение ) главенством фа (закона, принуждения). Социально-государственная система понимается не как семья , а как универсальная и отлаженная машина , имеющая своей целью достижение экономического и политического могущества. Залог осуществления такого образа государства - унификация разделения труда между земледельцами, воинами и чиновниками, введение частной собственности на землю взамен общинной, организация массовых армий, каждый солдат которых имеет одну обязанность - быть готовым к смерти. Шан Ян опровергает характерное для основных философских школ (в частности, конфуцианства и даосизма ) почтение к традиции , отрицание позитивного характера перемен: " мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом". В стратегии социально-экономических преобразований устанавливаются два ориентира - экономическая мощь и военное могущество государства. Особое значение придается целенаправленной социальной инженерии, обузданию человеческой природы посредством жестоких законов и насильственного характера их воплощения (" доброта и человеколюбие - мать проступков"). Разработка положений Л. связана с именем Хань Фэй-цзы, утверждавшего изначальное зло человеческой природы, проявляющееся в стремлении к собственным интересам наперекор общественному благу. Единственный способ преодоления этого - насильственное установление "единомыслия", тотального государственного контроля над личностью . В этом плане философия и искусство вредны для государственной жизни, внося противоречивость и неопределенность в установленные образцы для подражания и эталон ы служения государственному благу. Гораздо полезнее направить средства, затрачиваемые на культуру, для облегчения положения земледельцев. Хань Фэй-цзы утверждает универсальность закона - дао (перетолковывая постулаты даосизма), которому подчинено все: небо , земля , вещи , человек. Из сферы универсальной компетенции дао выпадают только само дао и правитель, являющийся его "государственным воплощением ". Вообще , фигура правителя - центральная в философских построениях Л. Правитель должен быть подобен дао и потому быть отрешенным от человеческих эмоций и личностных оценок, отдавая предпочтение строго рациональному, целенаправленному мышлению и планированию. Если правитель добился автоматической слаженности в работе государственной машины, он может быть бездеятельным, подобно дао, и скрывать свое лицо от всякого, устанавливая некий безлично-механический эталон тотального государства. Закон правит всем, государь управляет законом посредством искусства управления; закон явен, искусство правителя - тайно . Социально-политические принципы Л. были воплощены в эпоху империи Цинь. Это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и пр. книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством , создавая синтез ритуала ли и закона фа. Е. В. Гутов

Значение слова Легизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Лживость - индивидуальнопсихологическая особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения ...
  • Легитимность - (от лат.законный, узаконенный ): принцип характеризующий государственную власть ...
  • Ламаизм - (тибет. « лама » – высочайший): одно из ...
  • Любовь - чувство основанное на осознании тяжести бытия и ...
  • Логика - по [13] наука о законах и операциях ...
  • Литератор - пописывающий человек . ...
  • Легитимация - [12] 1) признание или подтверждение законности какого ...
  • Люцифер - то же, что Сатана . ...
  • Лурд - небольшой город во Франции, один из центров ...
  • Лукс - согласно христ. преданию, последователь и спутник апостола ...
  • Лолларды - (от англ. lollard бормочущий, тихо молящийся) сторонники ...
  • Логии - (греч. речения) высказывания (речения), приписываемые Иисусу ...
  • Литургика - богосл. дисциплина в католицизме и православии, в ...
  • Литания - (греч.) в католич. культе — краткая молитва ...
  • Синергетика - (от греч. synergeia — сотрудничество, содействие, соучастие) — ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари