(от тибет. « лама ») - одно из осн. направлений буддизма . Сложился в 7-14 вв. в Тибет е на основе махаяны и тантризма , воспринявших элементы др. религии тибетцев бон-по ( разновидность шаманства). Является до наст . вр. осн. религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С кон. 16 в. Л. распространился среди , монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где находит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков . В Л., признающем все осн. догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи к-рых рядовой верующий не может якобы не только попасть в рай и достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Канонич. основу Л. составляют сборники св. текстов — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии , проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов , магич . приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов . Гл. добродетелью Л. считает беспрекословное повиновение ламам и светским властям (бурят, ламы объявляли рус. царей земным воплощением — аватарой - богини Цаган-Дара-эхэ). Десятью «черными грехами» Л. называет убийство , кражу, «неправильное совокупление», ложь , клевету, злословие , пустословие , жадность , злобу, «ложные воззрения». В самом же подходе Л. к оценке этих поступков отражался клас . интерес правящей верхушки феод . общества . Так, убийство не считалось тяжелым грехом, если убивать посылал царь . Добродетель — воздержание от грехов , дающее «лучшее перерождение». Грешника ждут страшные мучения в многочисл. горячих и холодных адах . В наст. вр. ламаист , духовенство в СССР объединено Центр , духовным управлением буддистов (ЦДУБ) во главе с хам-бо-ламой с резиденцией в Ивол-гинском дацане (Бурятской АССР).
(тибет. « лама » – высочайший): одно из направлений буддизма , сложившееся в 7-14 вв. в Тибет е. С конца 16 в. распространился среди монголов, а в 17 в. проник в Россию. Большая роль в ламаизме отводится ламам – монахам, за которыми признают способность общаться с божественным миром и оказывать верующим содействие в достижении рая и нирваны. Основные идеи ламаизма изложены в двух сборниках священных текстов: Ганджур (перевод откровений, 108 томов) и Данджур (перевод толкований, 225 томов). Центр ами культовой деятельности приверженцев ламаизма являются мо наст ыри (дацаны), где совершаются богослужения. В Российской Федерации больше всего ламаист ов в Туве, Бурятии и Калмыкии, но дацаны имеются и за пределами этих республик.
- форма позднего буддизма , которая господствует в Тибет е, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют лама ми (т.е. главными, верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою теперешнюю форму в виде церковного государства, во главе которого стоят "далай- лама " (священникокеан), а также "тулки", или "хутухты", которые считаются земными образами Будды и Бодисатвы и после своей смерти снова возрождаются в детях. В ламаизме философия буддизма переплетается с верой в таинственную магию .