- одно из 7 христ . таинств, к-рое знаменует принятие человека в лоно церкви. По утверждениям духовенства, в результате К. «человек у мира ет для жизни плотской, грех овной и возрождается в жизнь духовную, святую». Ведь, по христ. представлениям, люди рождаются запятнанными первород. грехом прародителей человечества. К. призвано «смыть» этот грех , открыть перед ними перспективу спасения. Ритуал К. состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме ). В протест , церквах, как правило , крестят уже совершеннолетних. Во всех случаях К. рассматривается как акт приобщения человека к христ. религии. Однако истоки его лежат в дохрист. культах. Известно, что водные очистит. обряды совершались во мн. религиях др. мира и были связаны с представлениями первобытн. людей об очистительной силе воды. Обряд водного омовения новорожденных возник в христианстве не сразу . По словам Ф. Энгельса , он «является институтом второго периода христианства» (т. 22, с. 490). К. входит в культовую практику церкви по мере становления и совершенствования христ. обрядности. На протяжении всей истории христ. церкви оно служит средством идей н. и эмоц.-психологич. влияния на верующих, внушения им представлений о собств. слабости и ничтожестве перед богом и др. идей, преследующих цель полного подчинения человека власти религии. Несмотря на то что религиозность в наст . вр. идет на убыль , есть еще немало людей, к-рые крестят детей в церкви. И хотя значит , их часть прибегает к услугам церкви «по традиции », под влиянием религ. родственников, разъяснение идеологич. вреда этого обряда является одной из задач науч.-атеистич. пропаганды. А внедрение в быт новой, социа-листич. обрядности, в т. ч. обрядов , связанных с рождением человека, служит действенной предпосылкой полного вытеснения К. из нашего быта.
(Греч.) Ритуал очищения, совершавшийся во время церемонии посвящения на священных танках Индии; а также более поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном "Крестителем" и применявшийся его учениками и последователями, которые не были христ ианами. Обряд этот уже поседел от древности, когда его приняли христиане ранних веков. Крещение принадлежало к самой ранней халдео-аккадийской теургии; оно религиозно совершалось в ночных церемониях в Пирамидах , где до сих пор мы находим купель в форме саркофага ; известно , что оно имело место во время Элевсинских мистерий на священных храмовых озерах, и применяется еще теперь потомками древних сабеян. Мендеяне (El Mogtasila арабов) являются, несмотря на свое обманчивое название "христиане Св. Иоанна", меньше христианами, нежели окружающие их правоверные мусульманские арабы. Они чистые сабеяне ; и это объясняется очень просто, если вспомнить, что крупный семитский ученый Ренан в своем труде "Vie de Jesus" показал, что арамейский глагол себа, источник названия сабеянин, есть синоним греческого ____________ . Современные сабеяне, мендеяне, чьи всенощные бдения и религиозные ритуалы, происходящие лицом к лицу с безмолвными звездами, описаны некоторыми путешественниками, все еще сохранили теургические ритуалы крещения своих далеких и почти забытых предков, халдейских Посвященных. Их религия есть одна из размножившихся видов крещения, религия семи очищений во имя семи планетарных владык, "семи "Ангелов Присутствия" римско-католической Церкви. Протест антские баптисты являются лишь бледными подражателями El Mogtasila или назареев, совершающих свои гностические обряды в пустынях Малой Азии. (См. " Будхасп ".)