- жертвоприношение богам с целью загладить нанесенные им обиды и оскорбления. Понятие И. возн. еще в первобытн. об-ве из антропоморфных представлений о богах, подобно людям, склонных обижаться , мстить и прощать . В христианстве, буддизме , джайнизме понятие И. - один из важнейших догматов. Согласно библ . сказанию, первые люди на земле - Адам и Ева совершили грех опадение , из-за к-рого происходят все бедствия людей. Первород. грех так велик , что никакая жертва , исходящая от людей, не в состоянии удовлетворить бога. Поэтому бог из милосердия к людям обрекает на смерть своего сына Иисуса Христ а. Эта жертва, по христ. вероучению, примирила бога с людьми, уверовавшими в Христа , и через таинство крещения открыла им путь к спасению. Идея И. служит церкви для утверждения людей в мысли, что только в лоне христ. церкви человек может надеяться на милость божью, на его покровительство . Антигуманизм догмата И. был раскрыт античными критиками христианства. среднсвек. свободомыслящими, бурж . атеистами i8 в., Л. Фейербахом. Критич. анализ его сущности является важным аспектом атеистич. пропаганды.
буквально выкуп за пленника или раба, освобождение от рабства. В христианской теологии этот термин применяется для обозначения спасающего подвига Иисуса Христ а. Чтобы искупить первородный грех человечества Христос воплощается в человек а и приносит Себя в жертву Богу-Отцу.
- снятие с себя вини (частичное или полное) за совершенные в прошлом поступки посредством полного признания своей вины, понесенного наказания или последующих положительных поступков, за к-рые человек становится достойным прощения. В христианской морали И. часто толкуется формально-символически, как результат выполнения определенного ритуала Напр, считается, что аморальные поступки могут быть прощены богом, если человек покается на исповеди, прочтет молитвы, подвергнет себя посту или др виду послушания или же окажет благодеяние церкви (такое понимание И. наиболее характерно для католицизма и православия). Если же речь идет не о личных прегрешениях того или иного человека, а о первородном грех е , то И. рода человеческого якобы осуществляется благодаря тому, что Христ ос «принял муки за все человечество », добровольно пошел на распятие ради «спасения» всех людей. И в том и в др. случае такое формальное понимание И„ в сущности. снимает с человека ответственность за свои поступки и обязанность исправлять причиненное людям или об-ву зло. С т. зр. коммунистической нравственности раскаяние является необходимой предпосылкой искупления вины, но одного его еще недостаточно. Реальной практической деятельностью провинившийся человек должен доказать, что он достоин прощения
- понятие в т. н. религиях искупления, к которым принадлежит также и христ ианство , предполагающее освобождение человек а от различных зол, будь это искупление совершено своими силами, как в буддизме (самоспасение), или, как в христианстве, благодаря избавителю ( спасение других). В христианстве речь идет гл. о. об искуплении от последствий первородного грех а .