Что такое Интроспекция? Значение слова Интроспекция в философском словаре

1) Интроспекция - субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить: только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон даже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта . Ретроспективная философия опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием , восприятием и творчеством ) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения.

2) Интроспекция - - то же, что самонаблюдение .

3) Интроспекция - (лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически первый метод психологической науки. Обязан своим появлением картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. Согласно Декарту в природе человека , проявляются два противоположных, независимых начала : душа и тело , проистекающие из двух различных субстанций: материи - субстанции протяженной и не мыслящей и души - субстанции мыслящей и не протяженной. В соответствии с этим Декарт ввел два новых понятия: рефлекс , управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца 19 в. При этом сам Декарт термин "сознание" не употреблял, вместо него он использовал термин " мышление ", которое он определяет как "все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой". Таким образом, Декарт ввел принцип И., самоотражения сознания в себе самом. Такое интроспективное понятие сознания, замкнутого в себе, отражающего не внешнее бытие , а самое себя, определило метод его изучения, долгое время остававшийся единственным методом психологии - И. В психологических исследованиях И. применялась не как тривиальное самонаблюдение , а как специально тренируемое. Испытуемые обучались самонаблюдению по специально разработанным правилам. Однако, практика применения И. показала ее крайнюю ненадежность. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Не удалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложным оказалось разработать язык , на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не об отражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие , а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Метод И. выступил основополагающим в психологии Вундта и его школы; наиболее последовательно был реализован в "структурной психологии" Э. Титченера и философско-психологических программах реконструкции непосредственных переживаний индивида (Брентано, К. Штумпф, О. Кюльпе); в психологии Вюрцбургской школы был дополнен методом ретроспекции. Реакцией на интроспективную психологию был бихевиоризм . В настоящее время И. или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может, например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод И. дополняется объективным наблюдением , что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего. В социальной философии метод И. был актуализирован в рамках такого направления, как историцизм в ранних его версиях (см., например, трактовку Дильтеем И. как одного из адекватных методов "понимания жизни" - наряду с " вчувствованием ", "вживанием" и др.). В. А. Поликарпов

4) Интроспекция - (от лат. introspectare - смотреть внутрь) - процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. В дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело ) и духовную ( содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. Как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джеймса Милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии Вильгельма Вундта, Освальда Кюльпе, Э. Б. Титченера. Для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта : наличие переживания означало знание о нем. В этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. Вундт и Титченер, так же как и Кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. Этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. Др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. Франц Брентано и Кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту , но включало безобразное мышление . Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма , так и термин "интроспекция" в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм , отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина "интроспекция", а не от самого метода . Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе , иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

5) Интроспекция - (лат. intro— внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение . И. связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. И. доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах . Идеалистическая психология считает И. единственным или осн. методом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность . Материалистическая психология считает, что данные И. по своему познавательному значению не выходят за границы непосредственно-чувственного познания и для изучения сущности этих данных необходимы строго объективные методы . Т. обр., для научной психологии И. выступает и как метод, и как один из объектов психологического исследования.

Интроспекция

субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить : только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой ; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон даже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта . Ретроспективная философия опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием , восприятием и творчеством ) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения.

- то же, что самонаблюдение .

(лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически первый метод психологической науки. Обязан своим появлением картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. Согласно Декарту в природе человека , проявляются два противоположных, независимых начала : душа и тело , проистекающие из двух различных субстанций: материи - субстанции протяженной и не мыслящей и души - субстанции мыслящей и не протяженной. В соответствии с этим Декарт ввел два новых понятия: рефлекс , управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца 19 в. При этом сам Декарт термин "сознание" не употреблял, вместо него он использовал термин " мышление ", которое он определяет как "все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой". Таким образом, Декарт ввел принцип И., самоотражения сознания в себе самом. Такое интроспективное понятие сознания, замкнутого в себе, отражающего не внешнее бытие , а самое себя, определило метод его изучения, долгое время остававшийся единственным методом психологии - И. В психологических исследованиях И. применялась не как тривиальное самонаблюдение , а как специально тренируемое. Испытуемые обучались самонаблюдению по специально разработанным правилам. Однако, практика применения И. показала ее крайнюю ненадежность. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Не удалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложным оказалось разработать язык , на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не об отражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие , а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Метод И. выступил основополагающим в психологии Вундта и его школы; наиболее последовательно был реализован в "структурной психологии" Э. Титченера и философско-психологических программах реконструкции непосредственных переживаний индивида (Брентано, К. Штумпф, О. Кюльпе); в психологии Вюрцбургской школы был дополнен методом ретроспекции. Реакцией на интроспективную психологию был бихевиоризм . В настоящее время И. или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может , например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод И. дополняется объективным наблюдением , что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего. В социальной философии метод И. был актуализирован в рамках такого направления, как историцизм в ранних его версиях (см., например, трактовку Дильтеем И. как одного из адекватных методов "понимания жизни" - наряду с " вчувствованием ", "вживанием" и др.). В. А. Поликарпов

(от лат. introspectare - смотреть внутрь) - процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. В дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело ) и духовную ( содержание сознания), интроспекция является основой психологической метод ологии. Как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джеймса Милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии Вильгельма Вундта, Освальда Кюльпе, Э. Б. Титченера. Для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта : наличие переживания означало знание о нем. В этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. Вундт и Титченер, так же как и Кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании ди нами ческий комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. Этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. Др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. Франц Брентано и Кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту , но включало безобразное мышление . Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма , так и термин "интроспекция" в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм , отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина "интроспекция", а не от самого метода . Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе , иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

(лат. intro— внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение . И. связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. И. доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах . Идеалистическая психология считает И. единственным или осн. метод ом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность . Материалистическая психология считает, что данные И. по своему познавательному значению не выходят за границы непосредственно-чувственного познания и для изучения сущности этих данных необходимы строго объективные методы . Т. обр., для научной психологии И. выступает и как метод, и как один из объектов психологического исследования.

Значение слова Интроспекция в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Идеал - (от греч. idea образец норма ) ...
  • Искусственный - то, что придумано и создано человеком. ...
  • Индетерминизм - философская концепция отвергающая всеобщий характер универсальной взаимосвязи ...
  • Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке ...
  • Иудаизм - национальная еврейская религия в основе которой лежит почитание ...
  • Истина - соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом ...
  • Исмаилизм - одна из основных ветвей шиитского направления ислама возникшая ...
  • Инсайт - (англ. проницательность понимание ): 1. Прямое знание Ясновидение ...
  • Индуизм - религиозная система в современной Западной Индии, получившая распространение ...
  • Индивидуализм - (лат.неделимое, особь): стремление к выражению своей личности, своей ...
  • Импрессионизм - (франц. впечатление ): художественное направление, возникшее во Франции ...
  • Имманентное - понятие обозначающее внутреннюю присущность мира сознанию. ...
  • Иман - вера как центральное понятие религии дин. Кроме ...
  • Илм - в арабской философии означает знание как божественное, так ...
  • Креационизм - (от лат. creare создавать) религиозное учение о ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари