Что такое Интенция? Значение слова Интенция в философском словаре

1) Интенция - 1. (от intentio - стремление, лат.) Сгущенный (неразвернутый) образ , на котором здесь-теперь сосредоточено максимальное внимание . Этот образ может иметь ту или иную смысловую, чувственно-аффективную и волевую окраску. В предельном случае образная сторона, подразумевающая некую скрытую структуру, вообще исчезает, оставляя только смысл , чувство , влечение , силу. Могут быть: интенция -указание ( представление о предмете без разворачивания структуры предмета, интенция-ЭКЗИСТЕНЦИАЛ (неразвернутый объект чувств, страстей, ностальгии), интенция интенций-экзистенциалов (ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛ: абсолют , красота , смысл жизни и т. п.). Интенции не являются абстракциями и внеабстрактны по существу. Аналогично они не суть предпозиции. Строго говоря, это ментальные концентраты. Осуществимость или неосуществимость через их посредство трансцензуса не имеет феноменологического значения. Обычно понимаемой интенции как феноменологической направленности не существует, ввиду отсутствия в сознании гомункулуса, отсутствия действительного разделения на сознание и содержание сознания. Трафаретные прагматические коррелированности феноменологически фиктивны. Причины недоразумений не только в физиологизмах, условностях и спонтанных актах приписывания значений, но и в многослойности сознания, несосуществуемости его данностей, смещении области наивысшей проницаемости. Интенция посюстороння и, как правило , не переходит в трансцендирование .

2) Интенция - (лат. intentio - намерение) - 1) в теории познания направленность или устремленность познающего разума к своему предмету , как он дан сознанию человека ; в томизме это интеллектуально-волевой акт, первый элемент наших сознательных поступков, совершаемых при стремлении к определенной цели, значимой в данный момент и отличающейся от финальной цели всей деятельности в целом. 2) В экзистенциализме сознание "интенционально по сущности", т.е. выражается в активном отношении к миру; интенциональная направленность сознания к смыслу бытия важна как предпосылка реализации человеком своего призвания - "выйти в бытие ", где есть смысл и истина . 3) В нравственной теологии это акт свободной воли, направленный к достижению благой цели. 4) Религиозное сознание - интенционально в силу своей ориентированности на Высшее бытие. Интенцией в церковной практике нередко называют определенный объект , земной или неземной, ради которого совершается молитва или священнодействие.

3) Интенция - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет ; намерение, цель .

4) Интенция - (лат. intentio ) — лат. слово «intentio» имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова «tonos» («напряжение») — термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пнев-мы или, удр. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время « внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет — наряду с объектом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия — существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики «intentio» в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа «направлять намерение», т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки. Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сыны и араб, слова «mana», которые ввели в лат. филос. язык различие «первой И.» и «второй И.»: «Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям , познаваемым в первую очередь». Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы , а под вторыми — «логические И.», как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает « образ » познаваемой вещи , находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. — это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах ( species ) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота ). У. Оккам , называя «реально существующую вещь intentia prima», считает «вторую интенцию» чистым актом интеллекта . В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Сёрл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. («дескриптивный род интенции»), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода «психическим переживаниям», а именно таким, которые выделяются на основании «отношения к предмету», причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является «пустой», не связанной с наглядным представлением , восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием . В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии «И. значения» и «осуществление», или «наполнение», этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом.

5) Интенция - (от лат. intentio - стремление ) - намерение, цель , направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет . Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX-XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.

6) Интенция - (лат. intentio - намерение, тенденция , стремление ) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет .

Интенция

1. (от intentio - стремление , лат.) Сгущенный (неразвернутый) образ , на котором здесь-теперь сосредоточено максимальное внимание . Этот образ может иметь ту или иную смысл овую, чувственно-аффективную и волевую окраску. В предельном случае образная сторона , подразумевающая некую скрытую структуру, вообще исчезает, оставляя только смысл , чувство , влечение , силу. Могут быть : интенция -указание ( представление о предмете без разворачивания структуры предмета, интенция-ЭКЗИСТЕНЦИАЛ (неразвернутый объект чувств, страстей, ностальгии), интенция интенций-экзистенциалов (ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛ: абсолют , красота , смысл жизни и т. п.). Интенции не являются абстракциями и внеабстрактны по существу. Аналогично они не суть предпозиции. Строго говоря, это ментальные концентраты. Осуществимость или не осуществимость через их посредство трансцензуса не имеет феноменологического значения. Обычно понимаемой интенции как феноменологической направленности не существует, ввиду отсутствия в сознании гомункулуса, отсутствия действительного разделения на сознание и содержание сознания. Трафаретные прагматические коррелированности феноменологически фиктивны. Причины недоразумений не только в физиологизмах, условностях и спонтанных актах приписывания значений, но и в многослойности сознания, несосуществуемости его данностей, смещении области наивысшей проницаемости. Интенция посюстороння и, как правило , не переходит в трансцендирование .

(лат. intentio - намерение) - 1) в теории познания направленность или устремленность познающего разума к своему предмету , как он дан сознанию человека ; в томизме это интеллектуально-волевой акт, первый элемент наших сознательных поступков, совершаемых при стремлении к определенной цели, значимой в данный момент и отличающейся от финальной цели всей деятельности в целом. 2) В экзистенциализме сознание "интенционально по сущности", т.е. выражается в активном отношении к миру; интенциональная направленность сознания к смысл у бытия важна как предпосылка реализации человеком своего призвания - "выйти в бытие ", где есть смысл и истина . 3) В нравственной теологии это акт свободной воли, направленный к достижению благой цели. 4) Религиозное сознание - интенционально в силу своей ориентированности на Высшее бытие. Интенцией в церковной практике нередко называют определенный объект , земной или неземной, ради которого совершается молитва или священнодействие.

направленность сознания, мышления на какой-либо предмет ; намерение, цель .

(лат. intentio ) — лат. слово «intentio» имеет широкий спектр значений. В Средние века оно использовалось для перевода греч. слова «tonos» («напряжение») — термина философии стоиков, характеризующего активную и упорядочивающую функцию пнев-мы или, удр. авторов, мирового вещества. В средневековой традиции значения «intentio» могут быть разделены на две семантические подгруппы: практическую и теоретическую. К первой относится употребление его для обозначения воли и ее целей. Так, у Августина оно обозначает направленность души к цели, которая в позитивном отношении может быть только Богом. В то же время « внимание ума» («animi intentio»), согласно Августину, составляет — наряду с объект ом, который мы воспринимаем, и актом нашего восприятия — существенный элемент познания. Особенно ясное выражение практического значения «intentio» обнаруживается в «Этике» П. Абеляра, который проводит различие между поступком (opus) и намерением (intentio) т.о., что нравственной оценке со стороны Бога подвергается только намерение человека (недоступное познанию со стороны др. людей), в то время как любой поступок сам по себе является этически нейтральным. Дальнейшее развитие практической проблематики «intentio» в Средневековье идет по линии поиска объективных критериев моральной оценки, что достигается путем интеграции в подлежащее оценке намерение не только цели, но и средств ее осуществления. Так, А. Галес включает в определение intentio помимо цели также «то, что позволяет нам прийти к цели», преодолевая тем самым дуализм намерения и поступка, что закрепляется в дальнейшем как у Бонавентуры, так и у Фомы Аквинского. У последнего intentio и выбор (electio) составляют два конституирующих элемента направляемого практическим разумом свободного нравственного акта воли. В новоевропейской философии известна ирония Б. Паскаля относительно иезуитского способа «направлять намерение», т.е. оправдывать благими намерениями неблаговидные поступки. Теоретическая семантика intentio в лат. языке возникает в 12 в. в связи с пер. работ Ибн Сыны и араб, слова «mana», которые ввели в лат. филос. язык различие «первой И.» и «второй И.»: «Предметом логики являются познаваемые во вторую очередь интенции, которые присоединяются к интенциям , познаваемым в первую очередь». Под первыми И. понимаются здесь сами познаваемые предметы , а под вторыми — «логические И.», как то: роды, виды, отличительные признаки и вообще все логические понятия и термины, которые могут быть отнесены к познаваемому предмету. У Фомы Аквинского И. в теоретическом смысл е тесно связана с его учением о познании и означает « образ » познаваемой вещи , находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, И. — это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Синонимично И. говорится о видах ( species ) и формах вещей (forma rerum). При этом различаются несколько разновидностей И. В поздней схоластике вводится значение И. как акта и как отношения (то и др. понимание встречается у И. Дунса Скота ). У. Оккам , называя «реально существующую вещь intentia prima», считает «вторую интенцию» чистым актом интеллекта . В современной философии в большей мере распространено понятие интенциональности (Ф. Брента-но, Э. Гуссерль, Дж. Сёрл), однако в феноменологии Гуссерля встречается и понятие И. («дескриптивный род интенции»), которое характеризуется как сущностное свойство акта интенции и употребляется по отношению к определенного рода «психическим переживаниям», а именно таким, которые выделяются на основании «отношения к предмету», причем в двояком смысле. В узком (и преимущественно используемом) смысле И. является «пустой», не связанной с наглядным представление м , восприятием и т.п. предмета, оставаясь его чистым полаганием . В широком смысле И. включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Семантическая концепция Гуссерля построена, в частности, на понятии «И. значения» и «осуществление», или «наполнение», этой И. значения. Если первое делает выражение (напр., знак на бумаге) осмысленным, то второе позволяет ставить вопрос об истинности или ложности высказываний на основании реализованной сопряженности с подразумеваемым в высказывании предметом.

(от лат. intentio - стремление ) - намерение, цель , направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет . Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в XIX-XX вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.

(лат. intentio - намерение, тенденция , стремление ) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет .

Значение слова Интенция в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Интерсубъективный - (от лат. inter между) межличностный, общий ...
  • Индукция - (от лат. inductio наведение) умозаключение в ...
  • Имя - выражение естественного или искусственного, формализованного языка обозначающее ...
  • Иллюстрация - (от лат. illustratio прояснять) факт или ...
  • Интерсубъективность - факт множественности субъектов, выступающий основой их общности ...
  • Интернализм - интерналистская трактовка языкового значения представляет собой картезианский ...
  • Искусство - специализированная форма человеческой деятельности, особая сторона любой ...
  • Забота - — специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении ...
  • Зороастр - см. Заратустра . ...
  • Значимость - признание понятия или суждения, его логическая "допустимость" ...
  • Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее ...
  • Зло - 1) противоположность добра (см. Добро и зло ...
  • Запад - западная часть Старого Света в переносном смысле ...
  • Задатки - см. Диспозиция . ...
  • Высказывание - — в совр. формальной логике предложение определенного языка ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари