- отличительная особенно сть какого-либо существа или предмета , свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть ; в более тесном смысле термин относится к одним одушевленным существам, а в теснейшем - только к единичным людям. Индивидуальность есть нечто положительное и неисчерпываемое никаким отвлеченными определениями. Разум может указывать только на значение этой стороны бытия в общем ходе космического и исторического процесс а . Всякое развитие есть выделение индивидуальных образований из первоначальной слитности и безразличия. Новейшая наука (особенно со времен Канта и Лапласа) все более и более стремится представить историю мира , как процесс такого развития или постепенной индивидуализации бытия (см. Мировой процесс ). В истории человечества И. становится сознательного и самосознательной личностью . Вл. С.
человек как уникальная, самобытная, неповторимая личность , реализующая себя в творческой деятельности.
Одно из названий, данных в Теософии и Оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго - и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или " личность " (Личное Эго), переживает мертвое тело лишь на время в Кама Локе; Индивидуальность же существует вечно.
- 1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенно го, отдельного индивида ; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность ). 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер , т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности , т.е. самоосуществление личности, есть добродетель . Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный " этос " ( Ethos - нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процесс е самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика ). В соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. Императив , Man). Исторически "великая индивидуальность" отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру.
— неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека . Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. И. выражает собственный мир индивида , его особый жизненный путь , к-рый по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер . Сущность И. раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных особенно стей в развитии И. опосредствована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление ( более особенное или более общее ) родовой жизни человека. И.— это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система , формирующаяся в процесс е диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни. И.— величайшая ценность , т. к. развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса . Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием об-ва, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей.