Что такое Хаос? Значение слова Хаос в философском словаре

1) Хаос - (греч. chaos - зияние; от chasco - разеваю) - в современной культуре понятие , связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода , основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: " порядок из X.", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: "Идиллия южных морей" Э.Х.Нольде, " Борьба форм" Марка; саморефлексия П.Клее: "Есть логика в том, что я начинаю с хаоса , и это наиболее естественное начало " и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда , открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семан- тических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. Нарратив ). Предметность реализует себя как аструктурная ризома , каждое плато которой может быть прочитано - для того, чтобы в тот же момент рассыпаться, сменившись новым (ср. с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: "свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном" - у Аристотеля). Аналогичен концепт "тела без органов" в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система , но моделирующая X. целостность как "постоянно созидающая себя среда", оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, - "интенсивная зародышевая плазма" или "яйцо - среда чистой интенсивности" (Делез и Гваттари) - ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты , как внутренняя активность и креативный потенциал. (См. Хаосмос , Космос .)

2) Хаос - - 1) обычно трактуется как противоположность космосу или то, что за его пределами, то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность , закономерность, осмысленность . Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок , "космизировать". В древних дохристианских религиях это означало "освятить", к примеру , земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку . 2) Хаос нередко рассматривают как результат потери организации и ее распада на элементы ; иногда в хаосе видят активное деструктивное начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать порядок. 3) В космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует космическая сила любви: " Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком. Порядок часто бывает опаснее хаоса... Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев). Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек должен дать конструктивный ответ - с полным доверием, служением и любовью к Богу. Традиции , достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ ).

3) Хаос - (греч. chaos - зиять, зев, разверстое пространство ) - а) в переносном смысле : беспорядок , неразбериха; б) в греч. мифологии - беспредельная первобытная масса , из которой образовалось все сушее; в) в античной философии - всеуничтожающее начало , бесконечная протяженность , беспорядочное состояние материи, принцип разъединения и становления. Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом и представляет собой пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей; от X. произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Т. о., X., по Гесиоду, видится и как пространство, и как основа жизни - оба эти аспекта впоследствии превращаются в две различные концепции X. Платон понимал X. как первоматерию, из которой возникают разнообразные тела; X. невидим, лишен формы и физических свойств. Аристотель толковал X. как место для любых тел, пространство. Марк Аврелий распространил понятие X. как бесконечной протяженности на " время ": X. есть род вечности. Эмпедокл и Анаксагор подразумевали под X. первозданную беспорядочную смесь материальных стихий. Постепенно X. стал представать в образе двуликого Януса - единства противоположностей созидания и разрушения, развертывания и поглощения, открывания и закрывания; в нем совпадают начало и конец . Орфики представляли себе X. как "страшную бездну". В римской литературе слово " хаос " нередко отождествляется с Аидом, поглощающим всякое оформленное целое и превращающим это целое в сплошную и бесформенную массу. Согласно исследованиям А. Ф. Лосева, X. мыслился древними как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие , из которого оно появляется и в котором оно погибает; X. - вечная смерть для всего живого. Д. В. Пивоваров

4) Хаос - - "в повседневном словоупотреблении " хаос " означает беспорядок и неразбериху; в своем терминологическом значении "хаос" используется для обозначения тонкого, сложного (выд.-В.Г.) и необычайно чувствительного порядка" [22]. В наше время появилось модное научное направление исследований - " Теория хаоса" - его возникновение и исчезновение.

5) Хаос - (от гр.-зиять): открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогонии – первобытное состояние или первовещество , из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос . В античной мифологии и философии термин , означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя н страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь , из которой изъят смысл, логос . Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие .

6) Хаос - - синоним случайности; состояние беспорядка и нерегулярности.

7) Хаос - (Греч.) Бездна , "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась Богиней Неит , предшествовавшей всем богам. Как говорит Деверка, "единственный Бог, без формы и пола, давший сам себе жизнь , и без оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии , что придало бы ей возраст - даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов - приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях - "Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена!) является философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейших "Дев"; ибо, как говорит Шарп: " Праздник Сретения - в честь богини Неит - до сих пор отмечен в наших календарях как день сретения, или Очищения Девы Марии", а Боржар говорит о " Концепции Непорочности Девы, которая может впредь - так же как и египетская Минерва, таинственная Неит - гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу." Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторений событий, прочтет, кем была Неит 7 000 лет тому назад в концепции египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру - как бы приказом Бога - Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават, и также ведическая Адити и пураническая Акаша , ибо "она есть не только небесный свод, или эфир , но представлена появляющейся в дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа Сикамора" - эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становится еще более явным, когда мы находим Неит на древних изображениях предоставленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит, лучезарную, породившую богов" - включая Солнце, ибо Адити есть матерь Мартанды, Солнца - одного из Адитьев. Она есть Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских лодок, подобно как Дидону - на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию - от Мар, "Море", названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху ( Хаос , или беспорядок), то есть "просто Хаос Возникновения... и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция , которая была матерью всех богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке , "Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она (Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она - Нерфа этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой , благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков, Один неоплатоников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".

8) Хаос - (от греч. chainein - зиять) - открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреч. космогонии& - первобытное состояние или первовещество , из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle ).


Синонимы: безалаберщина, беспорядок, ералаш, кавардак, непорядок, неразбериха, неурядица, путаница, сумятица, хаос, каша, сумбур

Хаос

( греч . chaos - зияние ; от chasco - разеваю) - в современной культуре понятие , связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода , основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: " порядок из X.", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например : "Идиллия южных морей" Э.Х.Нольде, " Борьба форм" Марка ; саморефлексия П.Клее: "Есть логика в том, что я начинаю с хаоса , и это наиболее естественное начало " и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к текст у (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда , открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семан- тических центров может быть подвергнут система тизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. Нарратив ). Предметность реализует себя как аструктурная ризома , каждое плато которой может быть прочитано - для того , чтобы в тот же момент рассыпаться , сменившись новым (ср. с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть , давая места новым айонам: "свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном" - у Аристотеля). Аналогичен концепт "тела без органов" в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система , но моделирующая X. целостность как "постоянно созидающая себя среда", оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, - "интенсивная зародышевая плазма" или "яйцо - среда чистой интенсивности" (Делез и Гваттари) - ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус , а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты , как внутренняя активность и креативный потенциал . (См. Хаосмос , Космос .)

- 1) обычно трактуется как противоположность космос у или то, что за его пределами, то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность , закономерность, осмысленность . Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок , "космизировать". В древних дохристианских религиях это оз начало "освятить", к примеру , земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку . 2) Хаос нередко рассматривают как результат потери организации и ее распада на элементы ; иногда в хаосе видят активное деструктивное начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать порядок. 3) В космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует космическая сила любви: " Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком. Порядок часто бывает опаснее хаоса... Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев). Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек должен дать конструктивный ответ - с полным доверием, служением и любовью к Богу. Традиции , достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ ).

( греч . chaos - зиять, зев, разверстое пространство ) - а) в переносном смысле : бес порядок , неразбериха; б) в греч. мифологии - беспредельная первобытная масса , из которой образовалось все сушее; в) в античной философии - всеуничтожающее начало , бесконечная протяженность , беспорядочное состояние материи, принцип разъединения и становления. Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом и представляет собой пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей; от X. произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Т. о., X., по Гесиоду, видится и как пространство, и как основа жизни - оба эти аспекта впоследствии превращаются в две различные концепции X. Плато н понимал X. как первоматерию, из которой возникают разнообразные тела; X. невидим, лишен формы и физических свойств. Аристотель толковал X. как место для любых тел, пространство. Марк Аврелий распространил понятие X. как бесконечной протяженности на " время ": X. есть род вечности. Эмпедокл и Анаксагор подразумевали под X. первозданную беспорядочную смесь материальных стихий. Постепенно X. стал представать в образе двуликого Януса - единства противоположностей созидания и разрушения, развертывания и поглощения, открывания и закрывания; в нем совпадают начало и конец . Орфики представляли себе X. как "страшную бездну". В римской литературе слово " хаос " нередко отождествляется с Аидом, поглощающим всякое оформленное целое и превращающим это целое в сплошную и бесформенную массу. Согласно исследованиям А. Ф. Лосева, X. мыслился древними как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие , из которого оно появляется и в котором оно погибает; X. - вечная смерть для всего живого. Д. В. Пивоваров

- "в повседневном словоупотреблении " хаос " означает бес порядок и неразбериху; в своем терминологическом значении "хаос" используется для обозначения тонкого, сложного (выд.-В.Г.) и необычайно чувствительного порядка" [22]. В наше время появилось модное научное направление исследований - " Теория хаоса" - его возникновение и исчезновение.

(от гр.-зиять): открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древне греч еской космогонии – первобытное состояние или первовещество , из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос . В античной мифологии и философии термин , означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя н страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь , из которой изъят смысл, логос . Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие .

- синоним случайности; состояние беспорядка и нерегулярности.

( Греч .) Бездна , "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась Богиней Неит , предшествовавшей всем богам. Как говорит Деверка, "единственный Бог, без формы и пола, давший сам себе жизнь , и без оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии , что придало бы ей возраст - даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов - приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях - "Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена!) является философской концепцией, более достойной девятнадца того столетия христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейших "Дев"; ибо, как говорит Шарп: " Праздник Сретения - в честь богини Неит - до сих пор отмечен в наших календарях как день сретения, или Очищения Девы Марии", а Боржар говорит о " Концепции Непорочности Девы, которая может впредь - так же как и египетская Минерва, таинственная Неит - гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу." Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторений событий, прочтет, кем была Неит 7 000 лет тому назад в концепции египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру - как бы приказом Бога - Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават, и также ведическая Адити и пураническая Акаша , ибо "она есть не только небесный свод, или эфир , но представлена появляющейся в дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа Сикамора" - эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становится еще более явным, когда мы находим Неит на древних изображениях предоставленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит, лучезарную, породившую богов" - включая Солнце, ибо Адити есть матерь Мартанды, Солнца - одного из Адитьев. Она есть Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских лодок, подобно как Дидону - на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию - от Мар, "Море", названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху ( Хаос , или бес порядок ), то есть "просто Хаос Возникновения... и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция , которая была матерью всех богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке , "Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она (Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она - Нерфа этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой , благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков, Один нео плато ников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".

(от греч . chainein - зиять) - открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреч. космогонии& - первобытное состояние или первовещество , из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос (см. также Hyle ).

Значение слова Хаос в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хилиазм - — см. Милленарии. ...
  • Херувимы - в иуд. и христ. мифологии — одна ...
  • Хедер - (др.евр. комната) евр. начальная релит, школа, ...
  • Хасидизм - (др.евр. хасид благочестивый) релит, движение среди ...
  • Харизма - см. Благодать . ...
  • Хариггы - — др.греч. богини радости и красоты. Считались дочерьми ...
  • Ханифиты - см. Мазхаб . ...
  • Функционализм - — концепция получившая распространение в немарксистской социологии и ...
  • Формализм - — Художественный метод в основе крого лежит абсолютизация ...
  • Финитизм - (лат. finis— конец предел) — 1) философская концепция ...
  • Физикализм - — одна из концепций логического позитивизма края разрабатывалась ...
  • Фидеизм - (лат. fides — вера ) — учение стремящееся ...
  • Феодализм - (лат. feodum — поместье) — общественноэкономическая формация края ...
  • Феноменализм - — учение о по знании, исходящее из тезиса ...
  • Достоверность - убеждение основанное на знании и исключающее всякое ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари