(от греч . gnostikds -имеющий знание ) - представители религ.-теософич. движения поздней античности, получившего позднее название « гностицизм ». Различают гностицизм иуд., языч. и связанный с христианством . Последний , в свою очередь , подразделяется на популярный и фи-лос. ( Валентин , Василии, Карпократ и др.). Г. эклектически связывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из платонизма и стоицизма , с представлениями вост. религий. Г. признавали наличие совершенного божества, между к-рым и греховным материальным миром имеются промежуточные существа - зоны. К ним относили и Христа . Для учения Г. характерны дуализм доброго и злого начал, света и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств. мир, подчеркивание своей богоизбранности и превознесение мистич. способов богопознания и самопознания при негативном отношении к рациональному познанию и простой вере. Имея много общего с н.-з. мифологией, построения Г. отличаются от нее большей изощренностью, неприятием Ветхого завета, отрицанием искупительной миссии Христа (при признании спасительной), доке-тизмом и др. чертами. Учения гностиков оказали сильное влияние на манихейство и дуалистич. ереси средних веков (пав-ликшгнство, богомильство , катары и др.).
( Греч .) Философы , которые формулировали и учили Гнозису или Знанию (см.). Они процветали в первые три столетия Христианской эры; широко известными были Валентин , Василид , Маркион, Симон Маг и т.д.