Что такое Фрейдизм? Значение слова Фрейдизм в философском словаре

1) Фрейдизм - - течение в бурж. психологии, соц. философии и философии культуры, основоположником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения неврозов, основанный на осознании пациентом давно забытых им фактов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработанный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрейда к религии носило противореч. характер : как свободомыслящий, он считал религию врагом просвещения и прогресса , в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид , психики – неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял религию как «общечеловеческий невроз навязчивости», игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. концепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотемизма с помощью «Эдипова комплекса ». По Фрейду, в основе тотемизма лежал факт восстания сыновей против отца, к-рого они ревновали к матери. Однако после убийства отца сыновья почувствовали вину и раскаяние за содеянное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное животное . В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, тотем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психологически является идеализацией образа отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и религиоведов. Ф. развивался и видоизменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. откровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией. «Неофрейдисты» (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от «пансексуализма», сочетать его с социологич. концепцией, подвергающей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем участились попытки использовать Ф. для «науч.» обоснования нек-рых теологич. догматов. Христ. богословам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия природных «греховных» влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования догмата о первородном грехе .

2) Фрейдизм - - см.: ПСИХОАНАЛИЗ

3) Фрейдизм - - широко распространенное в буржуазных странах субъективно-идеалистическое учение о природе человека , идеями к-рого в значительной мере проникнуты совр. буржуазные социология , философия , антропология , этика , педагогика и эстетика . Ф. (или психоанализ ) возник в конце XIX в. Его создатель австр. врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) вначале разработал психоанализ как метод лечения психических заболеваний, а затем распространил сферу его компетенции и на общественные отношения . В основе этики Ф. лежит положение о врожденности психических комплексов человека. Структуру и мотивы поведения человека Ф. выводит из его бессознательных, прежде всего сексуальных ( либидо ), влечений. Первичным элементом внутреннего мира человека Фрейд считает непознаваемое Id («оно», бессознательное ), к-рое действует как ненаправленная энергия , стремление , обретает направленность в « принципе удовольствия» и проявляется у мужчин в противоречивом комплексе сексуальных влечений к матери и: агрессивных побуждений по отношению к отцу («комплекс Эдипа»). Подобные влечения приписываются и женскому полу («комплекс Электры»). Жизненные стремления человека Фрейд и сводит к таким увлечениям, якобы унаследованным; еще с первобытных времен. Новообразованием об-ва возникают моральные нормы поведения, ограничивающие и подавляющие открытые проявления бессознательных влечений. Поэтому, с т. зр. Фрейда, в сознании человека на самых ранних этапах общественного развития развивается и передается затем по наследству особая инстанция « Идеал -Я», к-рая является результатом усвоения индивидом моральных норм. Рассматривая характер взаимоотношения индивида и об-ва в буржуазном мире, Фрейд абсолютизировал его и необоснованно сделал вывод о том, что любая цивилизация враждебна человеку, т. к. обусловливает подавление его влечений и является результатом превращения (сублимации) психической энергии в различные виды культурной деятельности. Влечения же, не поддавшиеся сублимации, проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей. Т. обр., пороки буржуазного об-ва трактуются Фрейдом как проявление антиобщественной природы человека. Психологическая т. зр. Фрейда была использована реакционными идеологами для оправдания пороков буржуазного об-ва необоснованными ссылками на извечную ущербность человеческой психики. Ненаучность осн. положений Ф., а также все увеличивающееся влияние философии марксизма привели к тому, что наряду с существованием ортодоксальных психоаналитиков еще в 30-х гг. в США возникло и развивается нефрейдистское течение в медицине, психологии, социологии и др. областях культуры (наиболее влиятельный его представитель - Фромм). Гл. черта неофрейдизма -стремление освободить психоанализ от крайностей биологизма и тенденция к признанию роли социальных факторов, общественной среды в формировании личности. Но, в сущности, все модификации неофрейдизма остаются в осн. в русле идей психоанализа.

4) Фрейдизм - - общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку , обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием , процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты ( либидо ), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма - А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

5) Фрейдизм - — название теории и метода психоанализа . Назван так по имени 3- Фрейда (1856—1939). австр. врача — невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от вульгарно-материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам ( Психофизический параллелизм ) и управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания ( Бессознательное ). Над душой человека властвуют, как рок. неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению ( либидо ) с принципом реальности”, к к-рому приспосабливается сознание . Все психические состояния, все действия человека, а затем и асе исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу. т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. ( Сублимация ). Совр. сторонники Ф.— неофрейдисты ( Неофрейдизм ), представители школ “культурного психоанализа” (К. Хорнн. Г. Кардинер. Ф- Аяександер, Г. Салливэн и др.) сохраняют нетронутой осн. логику рассуждении Фрейда, отказываясь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от нек-рых др. методологических особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области совр. зап. культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Фрейдизм

- течение в бурж . психолог ии, соц. философии и философии культуры, основоположником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения невроз ов, основанный на осознании пациентом давно забытых им факт ов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработанный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрейда к религии носило против ореч. характер : как свободомыслящий , он считал религию врагом просвещения и прогресса , в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид , психики – неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял религию как «общечеловеческий невроз навязчивости», игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. концепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотем изма с помощью «Эдипова комплекса ». По Фрейду, в основе тотемизма лежал факт восстания сыновей против отца , к-рого они ревновали к матери . Однако после убийства отца сыновья почувствовали вину и раскаяние за содеянное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное животное . В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, тотем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психологически является идеализацией образа отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и религиоведов. Ф. развивался и видоизменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. откровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией. «Неофрейдисты» (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от «пансексуализма», сочетать его с социологич. концепцией, подвергающей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем участились попытки использовать Ф. для «науч.» обоснования нек-рых теологич. догматов. Христ . богословам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия природных «греховных» влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования догмата о первородном грехе .

- см.: ПСИХОАНАЛИЗ

- широко распространенное в бурж уазных странах субъективно-идеалистическое учение о природе человека , идеями к-рого в значительной мере проникнуты совр. буржуазные социология , философия , антропология , этика , педагогика и эстетика . Ф. (или психоанализ ) возник в конце XIX в. Его создатель австр. врач- психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) вначале разработал психоанализ как метод лечения психических заболеваний, а затем распространил сферу его компетенции и на общественные отношения . В основе этики Ф. лежит положение о врожденности психических комплексов человека. Структуру и мотивы поведения человека Ф. выводит из его бессознательных, прежде всего сексуальных ( либидо ), влечений. Первичным элементом внутреннего мира человека Фрейд считает непознаваемое Id («оно», бессознательное ), к-рое действует как ненаправленная энергия , стремление , обретает направленность в « принципе удовольствия» и проявляется у мужчин в против оречивом комплексе сексуальных влечений к матери и: агрессивных побуждений по отношению к отцу («комплекс Эдипа»). Подобные влечения приписываются и женскому полу («комплекс Электры»). Жизненные стремления человека Фрейд и сводит к таким увлечениям, якобы унаследованным; еще с первобытных времен. Новообразованием об-ва возникают моральные нормы поведения, ограничивающие и подавляющие открытые проявления бессознательных влечений. Поэтому, с т. зр. Фрейда, в сознании человека на самых ранних этапах общественного развития развивается и передается затем по наследству особая инстанция « Идеал -Я», к-рая является результатом усвоения индивид ом моральных норм. Рассматривая характер взаимоотношения индивида и об-ва в буржуазном мире, Фрейд абсолютизировал его и необоснованно сделал вывод о том, что любая цивилизация враждебна человеку, т. к. обусловливает подавление его влечений и является результатом превращения (сублимации) психической энергии в различные виды культурной деятельности. Влечения же, не поддавшиеся сублимации, проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей. Т. обр., пороки буржуазного об-ва трактуются Фрейдом как проявление антиобщественной природы человека. Психолог ическая т. зр. Фрейда была использована реакционными идеологами для оправдания пороков буржуазного об-ва необоснованными ссылками на извечную ущербность человеческой психики. Ненаучность осн. положений Ф., а также все увеличивающееся влияние философии марксизма привели к тому, что наряду с существованием ортодоксальных психоаналитиков еще в 30-х гг. в США возникло и развивается нефрейдистское течение в медицине, психологии, социологии и др. областях культуры ( наиболее влиятельный его представитель - Фромм ). Гл. черта неофрейдизма -стремление освободить психоанализ от крайностей биологизма и тенденция к признанию роли социальных факт оров, общественной среды в формировании личности. Но, в сущности, все модификации неофрейдизма остаются в осн. в русле идей психоанализа.

- общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психолог ическое учение 3. Фрейд а для объяснения явлений, относящихся к человеку , обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения невроз ов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием , процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликт ную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты ( либидо ), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма - А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм , В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

— название теории и метод а психоанализа . Назван так по имени 3- Фрейд а (1856—1939). австр. врача — невропатолога и психиатр а. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от вульгарно- матери алистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам ( Психофизический параллелизм ) и управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания ( Бессознательное ). Над душой человека властвуют, как рок. неизменные психические конфликт ы бессознательных стремлений к наслаждению ( либидо ) с принципом реальности”, к к-рому приспосабливается сознание . Все психические состояния, все действия человека, а затем и асе исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу. т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивид ов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. ( Сублимация ). Совр. сторонники Ф.— неофрейдисты ( Неофрейдизм ), представители школ “культурного психоанализа” (К. Хорнн. Г. Кардинер. Ф- Аяександер, Г. Салливэн и др.) сохраняют нетронутой осн. логику рассуждении Фрейда, отказываясь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от нек-рых др. методологических особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области совр. зап. культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Значение слова Фрейдизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Философия - (phileo люблю + sophia мудрость ) ...
  • Феноменология - одно из направлений в философии XX в. ...
  • Феминизм - понятие требующее определения в двух уровнях, т. ...
  • Фантазм - понятие характеризующее в первую очередь содержательный и ...
  • Фундаментализм - в американском протестантском мире основной оппонент либеральной ...
  • Форма - то, что налагает на вещь определенный способ ...
  • Фидеизм - (от лат. fide верно) термин введенный А.Сабатье ...
  • Фидеизм - (франц. fideisme от лат. fides — вера ) ...
  • Фетида - в др.греч. мифологии одна из нереид, ...
  • Фемида - — богиня правосудия в др.греч. мифологии. Изображалась с ...
  • Фаэтон - в др.греч. мифах сын Геяиоса, уничтоженный Зевсом ...
  • Фатиха - (араб. — открывающая) название первой суры Корана ...
  • Фатима - (ок. 605633) дочь пророка Мухаммеда от первой ...
  • Фарисеи - (др.евр. нерушим — отделившиеся) — др.иуд. религ.политич. секта, ...
  • Богомильство - христианская ересь распространенная в Болгарии и Фракии в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари