Что такое Филантропия? Значение слова Филантропия в философском словаре

Филантропия - (греч. pht-lanthropia - человеколюбие ) - благотворительность как форма исторически ограниченного проявления гуманизма эксплуататорских классов; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в бедственном положении. Первобытное об-во и классическая древность не знали Ф. Практиковавшиеся в Древн. Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов, бань и пр. имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью государства и богачей. Ф. возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшей количественно свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство вынуждены были идти на добровольные пожертвования. По меткому выражению П. Лафарга, « страх есть мать общественной благотворительности». Зарождающаяся христианская церковь использовала Ф. для привлечения на свою сторону бедноты в борьбе за свое господство . В период средневековья христианство связало Ф. с религиозными мотивами (отпущение грехов, место в раю и т. п.), возвело ее в дополнительный источник воспроизводства нищенства. Нищий, встреча с к-рым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой. Молодая буржуазия резко выступила против Ф., в к-рой она усмотрела элемент феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Фр. революция , напр., специальным декретом 1793 г. объявила милостыню проступком. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Ф. и стала широко практиковать ее как в государственной, так и в частной формах. Филантропические организации и деятельность занимают важное место в общественном механизме буржуазных стран. Включенная в логику классово антагонистических отношений, Ф. теряет значение элементарно-гуманистической формы межличностных связей, становится средством прикрытия эксплуатации, выражением морального лицемерия. Эксплуататоры через Ф. стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими. лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву!» ( Маркс К., Энгельс Ф., т. 2, с. 498). У принимающих милостыню Ф. формирует сознание своей ничтожности ( благодеяние , по словам Канта, унижает бедняка), а у тех, кто осуществляет ее, - чувство тщеславного превосходства. «...Сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования...» (там же, с. 212). При социализме гуманная Ф. становится действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим все многообразие общественных отношений. Оказание помощи др. в ситуации непредвиденного бедствия является здесь не чьим-то щедрым даром, а частным случаем привычных форм межличностных отношений, связи между индивидом и об-вом.

Филантропия

( греч . pht-lanthropia - человеколюбие ) - благотворительность как форма исторически ограниченного проявления гуманизма эксплуататорских классов; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в бедственном положении. Первобытное об-во и классическая древность не знали Ф. Практиковавшиеся в Древн. Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов , бань и пр. имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью государства и богачей. Ф. возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшей количественно свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство вынуждены были идти на добровольные пожертвования. По меткому выражению П. Лафарга, « страх есть мать общественной благотворительности». Зарождающаяся христианская церковь использовала Ф. для привлечения на свою сторону бедноты в борьбе за свое господство . В период средневековья христианство связало Ф. с религиозными мотивами ( отпущение грехов , место в раю и т. п.), возвело ее в дополнительный источник воспроизводства нищенства. Нищий , встреча с к-рым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой. Молодая буржуазия резко выступила против Ф., в к-рой она усмотрела элемент феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Фр. революция , напр., специальным декретом 1793 г. объявила милостыню проступком. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Ф. и стала широко практиковать ее как в государственной , так и в частной формах. Филантропические организации и деятельность занимают важное место в общественном механизме буржуазных стран. Включенная в логику классово антагонистических отношений, Ф. теряет значение элементарно-гуманистической формы межличностных связей, становится средством прикрытия эксплуатации, выражением морального лицемерия. Эксплуататоры через Ф. стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими. лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того , что им следует по праву!» ( Маркс К., Энгельс Ф., т. 2, с. 498). У принимающих милостыню Ф. формирует сознание своей ничтожности ( благодеяние , по словам Канта , унижает бедняка), а у тех, кто осуществляет ее, - чувство тщеславного превосходства. «...Сама человеческая нищета , бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования...» (там же, с. 212). При социализме гуманная Ф. становится действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим все многообразие общественных отношений. Оказание помощи др. в ситуации непредвиденного бедствия является здесь не чьим-то щедрым даром , а частным случаем привычных форм межличностных отношений, связи между индивидом и об-вом.

Значение слова Филантропия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Физический - природный, телесный, в противоположность психическому духовному. ...
  • Физиократы - (от греч. physis природа и krдtos власть ...
  • Физикотеология - попытка Дергама ("Physicotheology", 1713) доказать божественное бытие ...
  • Фидеизм - (от лат. fides вера ) мировоззрение утвердающее ...
  • Фенотип - (от греч. phдinon являющийся и typos ...
  • Феноменализм - философское направление, рассматривающее предметы опыта или как ...
  • Фаустовский - по О. Шпенглеру, характерная черта западного человека ...
  • Филиокве - (лат. filioque и от Сына)  догматическое дополнение ...
  • Футурология - наука о будущем, опирающаяся в своих прогнозных ...
  • Фрустрация - психоэмоциональное состояние человека вызванное неудовлетворенностью жизненно значимых ...
  • Форма - философская категория употребляющаяся для обозначения специфической организации ...
  • Философия - одна из тех наук, которые отвечают на ...
  • Фигурант - лицо или вещь представляющее другое лицо или ...
  • Феноменализм - субъективноидеалистическое направление в философии, утверждающее, что познаваемы ...
  • Сакрализация - (от лат. sacro — освящать, объявлять священным) — ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари